Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Авероес

(1126-1198)

«К совершенству ведут не аскетизм и религиозный экстаз, а наука и философия»



Судьба Аверроэса - и счастлива, и трагична. Колоссальные познания ученого и философа подтолкнули его к свободомыслию, обоснование собственной позиции по актуальным проблемам гносеологии и логики, философии и религии, медицины и астрономии, физики и алхимии, социальных наук и этики. Его взгляды не всегда совпадали с официальной точкой зрения. Через Это, несмотря на высокий авторитет и должности, Аверроэс потерпел гонений и преследований, признание как выдающегося мыслителя и запрет книг под его авторством, вплоть до изъятия их из библиотек и сожжения.

Родился Аверроэс в г. Кордова, Испания, в семье наследственных судей, получил хорошее философское и медицинское образование и мусульманское воспитание. По рекомендациюе влиятельного на тот момент мыслителя и придворного врача Ибн-Туфайль, альмохадський халиф Абу Йа куб Юсуф поручил Ибн Рушдту составить комментарии к избранных трудов Аристотеля. После успешного выполнения задания, философ получил должность верховного надежда (судьи) в Севилье. Позже такую же должность он занимал в Кордове, а затем вернулся в столицу, сблизился с сыном халифа, став его врачом и советчиком. В последние годы жизни Ибн-Руштд впал в немилость к халифу, был сослан, а со временем оправданным и возвращен ко двору.

Среди философских трудов Аверроэса отличаются крупные, средние и малые комментарии к сочинениям Аристотеля (за эти исследования философ получил прозвище «Великого комментатора»), книги «Опровержение опровержения» и «Размышления, выносящие решение относительно связи между философией и религией».

Как и его предшественники, Аверроэс значительное внимание уделял обоснованию преимуществ разума над верой, поиску новых аргументов в защиту философии, ограничения теологии и ценности действительности, а не иллюзионный истины. Философ отстаивал идею вечности мира в противовес теологической концепции его создания Богом, определял вечное существование материи, движения, пространства и времени. Признавая бытие Бога, философ подчеркивал, что Бог и материя пение размерные по времени. Материальный мир бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Время существует и может быть достигнуто только благодаря движению. Движение есть внутренняя сущность материи, возможность, которая существует в материи. Он отрицал акт «творения» мира и одновременно признавал Бога как своеобразного «перводвигателя», «сердца космического организма», действующего по необходимости, а не основывает ее (необходимость) сам. Бог в Аверроэса предстает в виде «единого интеллекта», определяющий порядок мира, его внутреннюю энергию и проявляет себя в деятельности.

Аверроэс выдвинул теорию о двойственной истине - философскую и религиозную, чем вызвал резкую критику со стороны ортодоксально настроенных церковников.

Человека Аверроэс рассматривал как «чудесный творение природы», устанавливающего связь между чувственными и абстрактными реальностями, имеет тело и душу, является политической и деятельной Существом, самостоятельно (опираясь на познание) стремится к совершенствованию в социально справедливом обществе.

Подчеркивая бессмертие души, Аверроэс одновременно подчеркивает и бессмертия тела. Воскресение в потустороннем мире, считал философ, имеет не только духовный, но и телесный характер. При этом бессмертным является не отдельный индивид, а человеческий род, всеобщий разум как воплощение наследственного, тяглового связи всех поколений.

Человек живет в обществе, вид и структуру которого Аверроэс отождествлял с государством. Учение о государстве философ изложил, практически полностью повторив главные выводы Платоновой «Государства», частично - аристотелевской «Политики».

Интегративной основой «общества - государства», согласно Аверроэсом, является разделение труда, взаимодополнения и взаемопидпорядкування профессий. Любой человек, выбрав ту или иную профессию, может со временем достичь мастерства и благодаря этому занять выгодное место в обществе. Всех граждан Аверроэс разделял на три социальные состояния. Одни создают материальные блага. Другие - обеспечивают защиту государства, третьи - занимаются воспитанием и образованием граждан, руководят общественными и государственными делами. Важной функцией государства Аверроэс считал воспитание граждан, развитие их добродетелей. Образование и воспитание, по его мнению, следует начинать не с музыки, как считал Платон, а по логике, математике, геометрии и астрологии; впоследствии можно перейти к музыке, оптики, механики и физики; вершиной воспитания является метафизика.

Философ рассматривал методы воспитания в отношении различных социальных сословий, повторял мысли Платона о необходимости изъятия «вредных сказок» (мифов), учета особенностей мужских и женских профессий и обязанностей. Особое внимание Аверроэс уделял воспитанию воинов, из состава которых избирают председателя (руководителя) идеального государства. Последний должен обладать определенным набором качеств и умений, ведущими среди которых физическое совершенство, любовь к теоретических наук (мудрости), незлобие и храбрость, великодушие и решимость, красноречие и проницательность, а главное - владение чем-то таким, что отличает его от среды граждан.

В отличие от аль-Фараби и Авиценны, Аверроэс не наделял главу государства никакими сверхъестественными «жреческими» качествами и функциями. Весь пафос его учения о государстве и его руководство направлен на ограничение власти церковников, на повышение авторитета науки, образованности, гражданственности. Как пишет А. Сагадеев, социальная доктрина Аверроэса еще не достигла вершин гуманизма европейских мыслителей Нового времени и во многом контрастировала с ним. Одновременно это учение было созвучно идеям Возрождения, поскольку с этими идеями его сближала глубокая убежденность в организации общественной жизни на твердом фундаменте научного знания, в возможности отстранения от власти представителей духовенства и богословия.

Опережая свое время, Аверроэс утверждал, что до совершенства ведут не аскетизм и не мистический экстаз, а наука и философия, он отстаивал идею справедливого общества, равенство женщин и мужчин, особенно по участию в государственных делах.

Размышления Аверроэса об обществе и государстве нашли продолжение в произведениях представителя испано-магрибских научно-философской школы Ибн Халдуна (1332-1406), переводах его работ, в частности, комментариев Аверроэса к аристотелевских работ «О небе», «о душе», «Метафизика» и других такими мыслителями, как Михаил Скотт и Герман Немец, трактатах и устных выступлениях магистра Парижского университета Сигера Брабантского (ок. 1240-1281 или 1284) и его сподвижника Боэция дакийский. Последователей Аверроэса позднее стали называть «аверроистамы», а их учение - «аверроизм». Оно распространялось как оппозиционное по западноевропейской философии средневековья. «Августинианци» - последователи Августина Блаженного - осуждали его как еретическое, хотя и использовали некоторые идеи для обоснования собственных идей и концепций.

Своеобразную философскую школу «августинианцив» составил францисканский орден, шерег представителей которого были преподавателями Парижского университета - чрезвычайно известного, влиятельного и престижного учебно-научного учреждения средневековой Европы. Парижский университет, особенно философский факультет, стал центром антиаверроизму, центром возрождения августинианства, сочетание науки и аристотелизма с христианскими традициями в философии и культуре.

Другим научно-философским центром Европы был Оксфордский университет (Англия). Поскольку контроль со стороны Римской курии здесь был значительно слабее, в университете проводили проантични философские чтения, осуществляли переводы произведений античных и арабоязычных философов, свободно интерпретировали достижения естественных наук и практики. Известным мыслителем этого периода был Роджер Бэкон. Характерно, что он был «магистр искусств» Оксфордского и преподаватель Парижского университетов. Характерно также и то, что в последнем учился знаменитый теолог, один из отцов христианской философии Фома (Томас) Аквинский.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии