Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Роджер Бэкон

(1214-1294)

«Без математики невозможно знать небесное, а небесное - причина всего, что происходит в (земной) мире, причинное же не может быть познан, помимо причины»



Философ прожил интересную, насыщенную и драматическое жизни. Он был членом ордена францисканцев, любимцем папы Климента IV, уважаемым ученым - философом, заключенным монастырской тюрьмы, одним словом - «странным доктором», философия которого содержала как глубоко реалистические, что опережали время, так и наивно утопические предложения и прожекты . Р. Бэкон является автором таких трудов, как «Великое произведение», «Меньший произведение», «Третий произведение», «Компендиум теологии».

Первые три исследования философ рассматривал как подготовку к «главного произведения», проект которого так и не было осуществлено через заточки в тюрьму и давление со стороны церковников. Тематика философских размышлений Р. Бэкона довольно широка: от проблемы першоначала строения Вселенной к перспективам социальных и нравственных доминант человеческого общежития, от закономерностей и способов познания действительности в главных установок христианского вероучения.

Р. Бэкон ценил математику и другие естественные науки, подчеркивал роль опыта в познании, размышлял над проблемой соотношения предметов философии и науки, обосновывал значение наук для перестройки общественной жизни людей в духе истинно христианских идеалов. Глубокая научная осведомленность философа давала ему возможность предусмотреть ряд открытий (телескопа, летательных аппаратов и др.) и, в общем, правильно определить место науки в общественной практике.

Бэкон указывал на ошибочность философской схоластики и одновременно подчеркивал роль и значение экспериментальных методов познания мира. По его убеждению, существует четыре главных препятствия на пути к истине: раболепия перед авторитетами; привычка к старому (знания); мысли невежд и гордыня ложной мудрости. Истинное знание должно базироваться на опыте. Философия есть наука над другими науками, так как она обосновывает выходные начала наук. Цель науки - овладение тайнами природы.

Плодотворными были мысли Р. Бэкона относительно перспектив развития науки и техники, роли математической науки, как «ворот и ключа» ко всем другим наукам. «Математику, - писал он, - как правило, считают наукой трудной, а иногда даже подозрительной, только потому, что она имела несчастье быть неизвестной отцам церкви. Между тем, какова она важной, полезной ».

Такое же уважение Бэкон выявляет и к физике, в частности, оптики. Он предположил принцип очков, телескопа, микроскопа и т.д.. Ученый одним из первых в Европе изучал принципы применения магнитной шпильки и пороха. Не отрицая алхимии, он пытался ввести в нее научные постулаты. Философ расширяет «грамматику» как начала всякого учения и мудрости, обосновывает целесообразность изучения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языка.

Р. Бэкон признавал три главных способа познания: авторитет, ум (размышления) и опыт. Авторитет (вера), по его мнению, всегда масс усиливаться умом, иначе он не способен достичь истины. Одновременно и авторитет, и разум должны опираться на опыт как основа познания, без которого «ничего нельзя понять в достаточной степени» вообще. При этом под «опытом» философ понимал, с одной стороны, все естественные науки (внешний опыт), а с другой - «благодать веры и божественное вдохновение» (внутренний опыт), дополняющие друг друга в познании как естественных, так и духовных об объектов. Такое взаимодополнения обеспечивается прадосвидом - знаниями, которыми обладают ветхозаветные пророки - первые философы и ученые, знают все истины и все науки. Эту истину сообщает пророкам Бог через внутреннее озарение. Людям же полная истина недоступна. Поэтому люди всегда должны обращаться к Священному Писанию, к вере. Р. Бэкон пытался обеспечить единство главных способов познания, обосновать необходимость союза знания и веры, которые направляются к истине на основании божественного озарения и потому не могут противоречить друг другу.

Гносеологические выводы Р. Бэкона определяют направленность его социального учения: если принцип основ познания составляет божественное озарение, то вершину социальной иерархии должны занять священники-ученые-«священники знания», которые обеспечат перестройку всей общественной организации на истинно христианских идеях и идеалах.

По мнению философа, содержание христианского вероучения оказался осквернены. Текст Священного Писания истолковывают неверно. С помощью философии и других гуманитарных наук надо реставрировать первоначальный смысл Священного Писания, понять его истинные социальные установки, отбросить все то, что им не соответствует, и пойти путем перестройки к новым формам общественной организации. Основой отношении нее Р. Бэкон видел «единственно истин на христианскую веру», которая в конце концов кладет конец всем религиозным распрям, а вместе с ними - столкновений между социальными слоями в государстве, между церковными войнами. Философ мечтал о основанную на действительно научном знании «единую религию», которая обеспечит мир, покой и согласие между людьми - гражданами и народами.

Основа социальной структуры, считал Р. Бэкон, составляют три слоя: духовные руководители общества («ученые - священники»), военные защитники государства, земледельцы и ремесленники. Как видим, он следует здесь традициям античной философии, в частности, «Государстве» Платона. Как и у Платона, у Р. Бэкона ремесленники и земледельцы находятся внизу социальной пирамиды, воины наделяются всеми благородными качествами, духовная слой возглавляет общественную организацию и руководит общественными делами. Новой, правда, есть попытка Р. Бэкона определить состав руководящего слоя общества: если у Платона она состояла в основном из философов, то у Р. Бэкона - священников, которые наделяются функциями ученых, знатоков всех дел и наук. Р. Бэкон пытается совместить духовную и светскую «паву», обосновывает проект перестройки общественной жизни на основе истинной (христианской) духовности и морали.

Cпадщина Альберта стали основанием для предоставления ему почетного звания «всеобъемлющего доктора», позже еще почетнее титула - «Великий». Альберт изучал произведения Аристотеля, Авиценны, аль-Фараби, Августина, Псевдо-Дионисия, жестко критиковал аверроистив (и способствовал их изгнаннику из Парижского университета). Он вел постоянную борьбу против передовых течений в схоластике и ересей (Сигер Брабантский, Давид данайским, Гильом из Сент-Амура) и, пытаясь создать единую систему католического богословия, с одной стороны, писал собственные произведения из разных областей знания («Сумма теологии »,« О причинах и возникновения всеобщего »), а с другой - собирал вокруг этой идеи талантливую молодежь. В силу разных обстоятельств создать гармоничную теолого-философскую систему большом католическом схоластов не удалось. Проблему решил его лучший ученик и соратник Фома Аквинский.

Философско-теологическую наследство Фомы Аквинского подают, как правило, в виде четырех относительно самостоятельных групп произведений:

1) различные комментарии на библейскую тематику;

2) комментарии к философских произведений Петра ломбардских, теологических трактатов Воэция, «Ареопагитик», Прокла, логики, физики и метафизики Аристотеля;

3) произведения о так называемых спорных вопросов философско-теологической тематики;

4) исследования, объединенные названием «Сумы»: «Сумма истин католической веры против язычников», «Сумма теологии».

Знаменитость Фоме Аквинскому принесли «Сумы». Именно в них «ангельский доктор» поставил точки над «и» в таких дискуссионных вопросах средневековой философии, как соотношение веры и разума (религии и науки), доведения бытия Бога и его познания, сущности и существования природы (гармонии Космоса). взаимосвязи души и тела, человеческого и божественного познания, свободы воли и Божьего предопределения, оптимальной социальной организации жизни и т.д..

Прежде Фома Аквинский стремился обосновать «бытие Бога» естественным «бытием вещей», что было новым шагом в теологии сравнению с предыдущими мыслителями. Соотношение веры и разума - традиционная проблема и исходный пункт религиозной философии - также получило в его трудах новое объяснение.

Пытаясь рационализировать религиозные догматы (Фома Аквинский не мог не учитывать развитие наук и довольно распространенных философских взглядов Абеляра, Аверроэса и Р. Бэкона относительно соотношения теологии и философии), он дает им «разумное» объяснение: обоснование «догматов» не под силу человеческому разуму том , что они «сверхумные», а не иррациональные, как считали до него. Именно в этом, подчеркивает Фома Аквинский, заключается превосходство веры над разумом, теологии над философией, религии над наукой, хотя об их противоположность не может быть и речи. Наука и религия, считал философ, не противоречат друг другу, а лишь решают разные задачи. Первая направлена на познание реальных вещей, вторая - на познание таинства сверхъестественного. Вместе с тем наука и религия направляются к одной и той же истины. И поскольку она одна (так определяется Богом), теология стоит выше, чем наука (и философия). Философия, по мнению Фомы Аквинского, имеет служить теологии: средствами разума она (философия) опровергает все ложные аргументы против веры, истолковывает веру в категориях, доступных человеческому восприятию.

Человек, считал Фома Аквинский, представляет собой единство души и тела. Душа - нематериальная и субстанциальный. Однако свое завершение она получает только в «теле». Душа есть, с одной стороны, «двигателем» тела, а с другой - его субстанциальный форма. Это - интеллект, проявление Божьего в человеке. По мнению философа, только у Бога интеллект есть сущность, у человека он - «потенция сущности», затем мыслит не интеллект в человеке, а человек с помощью интеллекта. Этим человек приближается к пониманию Бога. Познание Бога - цель жизни человека. Созерцание Бога является подготовкой к вечной жизни после смерти. Глубокое созерцание реализуется в любви. Именно поэтому любовь к Богу выше, чем познание Бога. Она вдохновляет человека на нравственность, побуждает к активности, придает ей смелости, мудрости, умеренности и справедливости.

Этическая концепция Фомы Аквинского построена на принципах идей и понятий этики Аристотеля, элементов этики стоицизма и неоплатонизма, интерпретируемых и «подправленных» согласно требованиям Нового Завета и патристики.

Исходными положениями этики Фомы Аквинского является положение о свободе воли человека, сущность как благо, абсолютом которого является Бог, о зле как отсутствие блага, о блаженстве как конечную цель существования человека. В практической жизни, поучал философ, человек руководствуется «естественным законом», что требует достижения добра и избежание зла. Закон религии, как высший принцип этики, не должен противоречить «естественному закону», поскольку он, как и все другие добродетели, имеет божественное происхождение.

Цель нравственности, считал Фома Аквинский, блаженство, достигаемое созерцанием Бога, которое воспитывает в человеке все его добродетели. Высокими среди них есть вера, надежда и любовь - основа основ духовной (божественной) сущности человека, его благодати и вечного блаженства в загробном мире.

Собственно социально-политическое учение Фома Аквинский также «списывает» у Аристотеля, понимаемого в христианско-католическом свете. В трактате «О владычества князей» философ обосновывает необходимость государства аристотелевской положениями о человеке как политическую (общественную) существо и об общественном благе как выше по сравнению с благом каждого отдельного человека. Государство, считал Фома Аквинский, проявление (отражением) порядка божественного. Согласно божественными установками, она должна способствовать общественному благу, заботиться о сохранении мира и справедливости в обществе, организации благотворительного образа жизни граждан. При этом «благотворительным» он считал такой образ жизни, при котором большинство членов общества занимаются физическим трудом, остальные - умственной и руководящей. Наибольшую ценность, согласно Фоме Аквинским, составляет деятельность духовенства. Каждый должен выполнять свои естественные функции, наставлял «ангельский доктор». Именно в этом заключается залог общественного блага, которое превращается в блаженство не в земной, как считал Аристотель, а в загробной жизни.

По сравнению с церковью, согласно Фоме Аквинским, государство имеет вторичный характер. Она необходима для обеспечения чувственно-телесной жизни человека. Церковь же заботится о вечном (духовное) жизни, о блаженство. Этим философ подчиняет государство церкви как непосредственный институты руководства миром со стороны единого Творца.

Следуя Аристотеля, Фома Аквинский рассматривает и сравнивает между собой различные формы государственного управления. Он осуждает «демократию» (как безапелляционное и некомпетентной власти народа над знатными людьми общества) и преподносит «монархию» как оптимальную форму организации государственно-гражданской жизни. Целесообразность монархии он обосновывал при помощи аналогий, которые подчеркивают роль единоличного руководителя (организатора) в человеческом, божественном и животной среде: Бог один во всем мире, душа одна в человеческом теле, рой имеет лишь одну матку, а судном всегда управляет только один капитан, независимо от изменения ветров и шквалов, которые сваливаются на него.

Власть монарха имеет божественное происхождение, подчеркивал Фома Аквинский. Однако злоупотребление ею со стороны конкретного властителя также имеет место в истории. В такой ситуации народ имеет право на восстание и свержение тирана.

Почти как и любая новая концепция, учение Фомы Аквинского не сразу получило признание современников. Первоначально оно имело много противников, особенно фона францисканских августинианцив. И только после 1329 - из года зачисления Фомы Аквинского к лику святых - учение постепенно получает статус официальной доктрины римско - католической церкви. Признание философа достигло такого уровня, что его произведения имели право находиться на кафедре наряду с Библией во богослужения. Такой чести не знали труда одного из религиозных философов как к Фомы Аквинского, так и после него. Последнее вовсе не означает, что после официального признания философия Фомы Аквинского не имела своих противников и критиков. Вплоть до наших дней сохранилось разно-направленное отношение к ней - от глубокого восхищения, популяризации и развития к скрупулезной критики и отрицания. Однако, как бы то как оно было, на протяжении нескольких столетий философское учение «ангельского доктора» находилось в центре духовной жизни, науки и культуры позднего средневековья. Каждый из последующих философов считал необходимым высказать к нему свое собственное суждение.

Одним из главных противников Фомы Аквинского был английский философ - схоласт Иоганн Дунс Скотт.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии