Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Иоганн Дунс Скот
(1 266 - 1 308)

«Сущее есть двуединым, а именно - оно является сущим природы и сущим ума»



Не только дата рождения, но и страна, в которой родился философ - Шотландия, Англия или Ирландия, является предметом активных, почти 700-летних, философских диспутов. Сейчас большинство исследователей склоняются в пользу «шотландской версии» происхождения Скотта. Исследованы, Скотт родился в небогатой, но известной и влиятельной дворянской семье, которая имела свой семейный герб и симпатизировала францисканцам. Обучение в школе при францисканском монастыре в Халдингтони позволило юноше глубоко постичь основы религиозного и философского учения, вступить в Оксфордский университет, известного в то время как одного из ведущих центров естественных и философской науки. Со временем Скотт переезжает в Париж, продолжает обучение в Парижском университете.

Уже в 23 года Дуне Скотт получает должность профессора Оксфордского университета. Впоследствии он занимает аналогичную должность в Париже, становится известным в широких научно-философских и духовно-религиозных кругах как критически мыслящий, проницательный теоретик, автор комментариев к произведениям Петра ломбардских и Аристотеля, критик Альберта Великого и Фомы Аквинского, представитель новой школы августинианства, которая получила название «скоттизму». Крупнейшими сторонниками «скоттизму» были Антуан Андре Франсуа мерок, Гийом Алмвик. Иоганн с Реяинга и Иоганн из реки. Сущность этого направления заключалась в отрицании учение Фомы Аквинского, прежде всего в определении места и роли философии в жизни человека и общества, соотношения философии и теологии.

Как известно, исходным пунктом концепции Фомы Аквинского было христианское учение о Боге, мире и человеке. Философии же «ангельский доктор» отводил роль поддержки этого учения, его обоснование. Фома Аквинский подчинял философию теологии, науку - религии. Именно такая позиция и не устраивала Дунса Скотта. Несмотря на расширяющийся авторитет «томизма», Дуне Скотт предпринял попытку доказать, что гармония между теологией и философией (даже при ведущей роли теологии, на чем акцентировал Фома Аквинский) невозможна, ведь это разные формы освоения мира, между которыми существуют более сложные взаимоотношения, чем простое подчинение друг другу.

Конечно, начало XIV века еще не был тем историческим временем, когда можно было бы решить вопрос о сущности и соотношения философии и религии. Не смог этого сделать и Дуне Скотт. Ценность его попытки заключается в постановке вопроса в другой (чем у Фомы Аквинского) плоскости. Дуне Скотт пытался избежать схоластических теоретизированию и привлечь внимание к содержательным размышлений о роли и значении философии и религии в жизни человека и общества.

Исходя из различения функций философии и теологии, Дуне Скотт утверждал, что полная гармония между теологией и аристотелевской философией, которую пытался доказать Фома, невозможно. Философия, по Дунса Скотта, функционирует как знание теоретическое. Этим она отличается от теологии, которая является знанием практическим, преимущественно морально-этическим, таким, который направляет человеческую волю на достижение ориентиров вероучения. Поэтому теология не требует той строгости и рациональности, которой стремился придать ей Фома. Теология, по мнению Дунса Скотта, вполне соответствует августинианському критерия знания - иррационалистической в своей основе. Вот почему сфере философии и теологии должны быть разделенными.

В отличие от Фомы Аквинского, который считал теологию высоким знанием, Дуне Скотт отводит роль высшей науки именно философии, или метафизике. Главным понятием последней он считает понятие бытия - Абсолюта, который одновременно является и предметом познания, и предметом веры.

Абсолютное бытие, считал философ, охватывает собой все существующее, в том числе и Бога. Все в созданном мире генетически и функпионально зависит от Абсолюта как истока бытийности вещей, созданных не умом, как считал Фома, а волей Бога.

Идея «волевой обусловленности деятельности» Бога как раз и является тем краеугольным камнем, который «разводит» размышления двух великих философов в противоположные направления. Позиция Скотта в этом противостоянии оказалась не менее жизненной, чем Аквинского.

Представление о волевую природу божественной деятельности, которая, в отличие от томистського интеллектуализма, подчеркивал Дуне Скотт, вводит некоторые коррективы и в понимание соотношения материи и формы. У Фомы общая форма (универсалия, которая существует в божественном разуме) сочетается с определенной порцией материи, вследствие чего возникает вещь. Последняя актуализируется (получает бытие) благодаря форме, а форма индивидуализируется через материю. Воля, с точки зрения Скотта, и природа божественной деятельности не требуют индивидуализирующую начал, поскольку воля, в отличие от разума, всегда конкретно-предметное направления. Конкретная форма волевой деятельности не столько актуализирует вещь (все содержится в бытии - Абсолюте), сколько конкретизирует и индивидуализирует ее.

Дуне Скотт был представителем именно метафизического (онтологического) индивидуализма, в котором индивидуальность является сущностной чертой, стороной бытия. С его точки зрения родовая (общая) форма не может быть единственной, в каждой вещи существует индивидуальная форма, воплощающая конкретное «это», которое является «здесь и теперь». Он доказал, что индивидуально совершенная и истинная цель природы - ее последняя реальность. Этим Скотт делает шаг к номинализма и одновременно к индивидуализму эпохи Возрождения с его вниманием к человеческой исключительности, индивидуальности.

Человек в теоретических конструкциях Дунса Скотта вырисовывается не только как творение Бога, но и как часть природного целого, которую можно изучать независимо от ее сверхъестественного предназначения и посмертной роли. Сущностью человеческой души, вслед за Августином, считает Скотт, воля - автономная, независимая от ума и поэтому свободна. Именно Свобода составляет глубочайшую сущность человека.

«Скоттизм» получил продолжение в раздумьях таких влиятельных философов, как Франсуа Мейрон, Генрих Гентский, Роберт Коутон, Уолтер Чаттон и др..



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии