Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Уильям Оккам

(1285-1349)

«Entianon sunt multiplicanda sine necesstate» («Не следует умножать сущности без необходимости»)



Английский теолог и философ, логик и политический писатель Уильям Оккам родился в поселке Окама близ Лондона. Образование он получил в знаменитом Оксфордском университете, где слушал лекции Дунса Скотта и со временем начал свою преподавательскую деятельность.

Независимый, нетрадиционный стиль мышления Оккама вызвал противоречивое отношение к нему как со стороны руководства университете, так и более влиятельных деятелей Церкви. Особенно придирчиво к Оккама относился канцлер Оксфордского университета Иоанн Люттерелл, который не только обвинял философа в теологическом скептицизме и в ереси, но и сообщил об этом папу Иоанна XXII. Для оценки деятельности философа была создана специальная комиссия, которая анализировала его взгляды и суждения протяжении нескольких лет. Почти четыре года Оккам провел под стражей в монастырской тюрьме города Авиньон. Правда, каких-то радикальных выводов, которые бы дали основания для осуждения учения Оккама, комиссия не сделала. Оккам чувствовал себя свободным мыслителем, бежит из тюрьмы и восстает против Папы духовно и морально.

Знаковым в судьбе и творчестве Оккама стало участие в дискуссии относительно апостольской бедности. Толчок для дискуссии дало решение Папы Иоанна XXII, который вопреки пониманию сущности францисканского ордена как объединение носителей веры, независимых от собственности, объявил имущество ордена его собственностью. Против этого восстали большинство монахов. Во главе интеллектуального восстания стоял генерал ордена Михаил Чезенський, который и пригласил Оккама выступить в качестве «интеллектуальной и философской поддержки» против Папы, философ оказался в центре теологических, юридических и политических коллизий своей эпохи, которые в конечном итоге вынудили его к бегству из Англии и поиска покровительства у немецкого императора Людвига Баварского. Рассказывают, что оказавшись в Мюнхене, Оккам обратился к императору со словами: «О, император, защищай меня мечом, а я буду защищать тебя словом». Показательно, что философ выполнил это обещание: до конца своей жизни он отстаивал идею независимости светской власти от духовной, поддерживал союзников Людвига в борьбе с папством, вел непримиримую полемику с Иоанном XXII, сторонниками и последователями.

Ответ Папы была мгновенной: Оккама отлучили от церкви и объявили еретиком. Это был повод для сурового наказания.

Наиболее известными произведениями Оккама стали его трактаты «О таинстве присяги», «Труд в девяносто дней», «Трактат о догмы Папы Иоанна XXII», «Восемь вопросов о папской власти», «Размышления о« Физику »Аристотеля», «Распорядок »,« Избранное »,« Сумма всей логики »и др..

В историю философии мыслитель вошел благодаря сконструированном им правилу, известному под названием «лезвие Оккама». Суть этого правила проста: «не умножай сущность», т.е. не придумывайте более того, что можно мыслить, исходя из имеющегося знания и познавательных возможностей. Смысл «лезвийных операций», отмечал Оккам, не в том, чтобы не вводить в систему познания новых, неразведанных еще суждений, а в том, чтобы вовремя избавиться от них после того, как они потеряли свою познавательную (эвристическую) свойство.

Философ смело полемизирует с основными теологическими постулатами Фомы Аквинского, противопоставляет им собственные размышления и суждения. Он утверждает, в частности, доведение всесилие Бога невозможно; последнее достигается только верой. Поэтому к

Бога не следует апеллировать причины. В него следует верить, и не более. «Не вспоминай имя Бога в суетности», - наставлял философ. Эта установка и утвердилась как вторая трактовка «лезвия Оккама».

Пытаясь соединить «веру» и «разум», Уильям Оккам создает один из наиболее влиятельных вариантов теории «двойственной истины». По его убеждению, «вера» и «знание» радикально отличаются как по предмету, так и по методу. Знания, Оккамом, имеют предметом телесную природу, они опираются на опыт, содержащих истины или очевидные, или выведены из очевидных. Вера полностью иррациональна, не имеет никакого отношения к доказательству и разума, вполне почерпнута из откровения, сфера ее действия - спасение, то есть нравственные поступки человека. В связи с этим любые догматы веры не могут быть доказанными, как то пытались делать схоласты-реалисты. Полемизируя с реализмом, Оккам доказывал, что универсалы не могут существовать вне человеческим разумом, поскольку в этом случае они были бы единичными вещами, которые противоречат самому определению универсалий как всеобщих сущностей. Критикуя главную идею реализма, по которой в общих сущностях (универсалиях) уже содержится все единичное, которое только надо вывести из них, Оккам утверждает, что лишь единичное существует реально. С единичного, а не из «сущностей», надо выходить в познании.

Как емпирист, Оккам требовал избавиться в науке многочисленных «субстанциональных форм», «натур», «скрытых качеств», «форм» и других выдумок схоластов - реалистов, которыми они пытались объяснить непонятные явления. В этой связи следует еще раз вспомнить знаменитое «лезвие Оккама», назначение которого - «отсекать» лишние сущности. «Лезвие» является образ, которым английский философ обозначает принцип, согласно которому «сущностей не надо приумножать без необходимости». Номинализм Оккама оказал значительное влияние на ученых Оксфорда и Парижа.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии