Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Николо Кузанский

(1401-1464)

«Человек - это собственное царство, свободное и благородное»



Выдающийся немецкий ученый, философ и богослов Кузанский родился в местечке Куза (Южная Германия) в семье лодочника и рыботорговцы, человека волевой и достаточно жесткой характера. В раннем возрасте Николо бежал от своего отца и воспитывался в «братьев общей жизни» в голландском городке Девентри. Наставники «братства» проповедовали аскетизм, благотворительность, с помощью которых надеялись приблизиться к Христу. Там же он получил приличное образование и уже в 15-летнем возрасте был в списках студентов Гейдельбергского университета. Позже юноша переезжает в г. Падуе, где штудирует право, философию, естественные науки, в частности, географию. Падуя в те времена была одним из признанных центров европейской культуры, гуманизма и естествознания. Юноша увлекается математикой, астрономией, медициной. Знакомство и дружба с профессором права Джулиано Цезарини способствовали пробуждению любви юноши к теории права, литературы, философии и искусства. Свои основные произведения философ посвятил именно Цезарини.

Мировоззрение Никогда формировался под влиянием античной философии, интерес которой во времена средневековья была недостаточно высокой. Между тем, авторитетами в Кузанца были Пифагор и Демокрит, Платон и Аристотель, Прокл и Боэций, ряд других мыслителей. Как отмечают исследователи, математические взгляды нашего философа во многом является продолжением и развитием соответствующих идей Пифагора, Прокла, Боэция; идея бесконечности мира непосредственно связана с атомистического учения Демокрита и Эпикура, принцип Казанского «все во всем» с своеобразным отражением идеи Анаксагора о предмет как таковой, что содержит в себе все остальные предметы. Кстати, к Аристотелю Кузанский относился весьма критически. Поддерживая его гносеологические размышления, он нередко вступает в полемику по космологии, физики и даже логики Стратегита. Это свидетельствует о выходе философа за пределы мировоззрения эпохи Античности и Средневековья, о его переходе к новому мировоззрению, которое початкувало эпоху Возрождения.

Со временем Кузанский защищает докторскую диссертацию по праву, работает юристом, преподает право в Университете Кельна. Здесь же он Основательно изучает философию и богословие. Значительное влияние на него оказали философские произведения Луллия. Любопытный философ - начинающий специально ездил в Париж, чтобы получить доступ к оригиналам работ этого известного и влиятельного в то время философа.

Успешной была и богословская карьера Никогда. За заслуги перед церковью папа Евгений IV объявил философа кардиналом, а его наследник - папа Пий II узаконил новое церковное имя философу и богослову - Николо Кузанский. В 1450 году Кузанский епископом Бриксенським.

Успехи церковной службы между тем не застувалы познавательных поисков философа. Он отыскивал и читал древние рукописи, увлекался античной философией, однако, будучи богословом, считал, что пророк Моисей раньше всех философов описал творения мира и дал его первоначальное объяснение.

Как и у любого христианского философа, в центре внимания и высшей целью познания Никогда Кузанского возникает Бог. Вместе с тем, он понимает, что познание Бога - познание особенное, осуществляется оно более любой мыслью и понятием. Поэтому все мудрые люди едины в осознании невозможности знанием постичь Творца. Потому, соглашается Кузанец, только Бог "понимает свою сущность, а наше понимание относительно его понимания проявляется в бессилии приблизиться к нему». Способ Его описание - «бесконечность». Но для верующего человека Бог - это всегда Творец, однако, «бесконечность» сама по себе ни порождает ничего, ни сама ничем не рождена.

Очевидно, что Абсолютная бесконечность является бесплодной. Такой она предстает в образе «Вечности». «Вечность» также отражает божественную, т.е. абсолютную бесконечность, но «вечность» не является негативным понятием. Она фиксирует и утверждает собой «Единство», или максимальное присутствие, что, в свою очередь, символизирует «Отца». «Вечность», будучи проявлением бесконечности, констатирует «постоянство», то есть «равенство себе». «Равенство» полагается «свое другое» Отца, то есть «Сын». Итак, символом божественной «равенства» есть Сын. «Связь», фиксирующий отношение «равенства» и «единства», символизирует Святого Духа. «Единство», «Равенство», «Связь» слагают с себя Троицу: Бога - Отца, Бога - Сына и Бога-Святого Духа.

Философия Кузанского пантеистическая: «идею Бога» он растворял во всех вещах; познания трактовал как экспериментальное осмысления этой идеи в реальном состоянии и развитии вещей. Он не принимал схоластики, в противовес которой предложил учение «о научном незнании», что увеличивается, растет одновременно с расширением познавательных способностей (и способности) человека. Это мнение Николо иллюстрирует примеру круга: чем больше круг (знания), тем больше площадь его дотичности к непознанному мира. Наше знание, размышлял Кузанец, растет одновременно с расширением круга непознанного, что является универсальным принципом познания и человеческого опыта. Здесь же философ приходит к выводу о принципиальной единство противоположностей, пытается утвердить его в качестве восходящего, базового положения развития познавательного процесса как такового.

Философ настойчиво призывал к применению экспериментальных методов в естествознании, к изучению математики, на базе чего, по его убеждению, только и возможно человеческое знание. В произведении «Об опыте со взвешиванием» философ потребовал четких измерений, взвешивания, расчетов, начинали новейшее видение роли науки и техники в жизни человека и общества.

Кузанец первым составил географическую карту Европы; предложил реформу юлианского календаря; высказал оригинальные космогонические суждения, которые легли в основу учения Джордано Бруно о бесконечности Вселенной и существования (возможных) миров за пределами Земли.

Философия Кузанского противоречива. Собственно, она и не могла в те времена быть другой. Идея Бога, доминировавшей в поле философского познания, все еще была достаточно сильной. Идеи же естествознания, науки и практики, познания человека и утверждение гуманистических принципов лишь утверждались. Николо Кузанский был здесь первопроходцем. Он одним из первых поднял значение Человека, бесконечность человеческого познания и роль разума. Все это противоречило официальном теологическом взгляда на природу вещей. Кузанский таким образом объективно противостоял официальной идеологии, подрывал ее основы и одновременно нуртував основы нового мировоззрения и культуры.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии