Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Данте Алигьери

(1265-1321)

«... Тот страждет высшей мукой, Кто радостные помнит времена В несчастии ...»



Как уже отмечалось, главной проблемой философских размышлений мыслителей эпохи Возрождения была проблема человека. Знаковой фигурой, колоссальной фигурой двух эпох - последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени (Ф. Энгельс) появился в это время итальянский поэт и философ Данте Алигьери.

Эта оценка достаточно точно характеризует мыслителя, который прорывался к фундаментальным гуманистических обобщений, разовьются в философии эпохи Возрождения, и время еще сохранял почтительно-трепетное отношение к христианской догматики.

О детских и юношеских годах Данте известно немного. Он родился в состоятельной семье в Флоренции учился в престижных местных школах; штудировал философию под руководством известного флорентийского писателя и юриста Брунетто Латини; учился на юридическом факультете знаменитого Болонского университета. Юноша восхищался мудростью Платона и Аристотеля, изучал произведения Августина Блаженного и Фомы Аквинского,

Бернара Клервоского и других мыслителей, оставивших заметный след в истории философской мысли, религии (теологии) и культуры.

В качестве оригинального самостоятельного мыслителя Данте утвердился как автор «Божественной комедии», из-за схода от Ада в Рай, в которой он провел мысль о вечном приближения к Великой Любви, которая «двигает Солнце и другие светила».

Философию Данте понимал прежде всего как этику (политику), то есть учение о морали, воспитания, духовное развитие человека. Цель науки, считал философ, - в достижении счастья путем деятельного самоосуществления через развертывание таких добродетелей, как мужество, благоразумие, благородство, доброжелательность, справедливость, мудрость наперекор фортуне. «Небесное счастье», считал Данте, неподвластное человеку, оно дается как благодать, но только как подготовлено добродияльнистю, верой, надеждой и любовью. В общественной жизни, подчеркивал философ, важно достичь единства божественного и человеческого. При этом единстве люди освободятся от тирании, сотрясением пыль истории, искоренят злодеяния и развернут под руководством философа - монарха потенции интеллекта и творчества. Земля, прогнозировал Данте, станет садом.

Оригинальность Данте оказалась в интерпретации божественного и человеческого. Поэт и философ снимает противоречивость этих начал. Он подчеркивает их органическом единстве. Данте не противопоставлял Бога творческим силам человека. В человеке сосуществуют (и детерминируют ее деятельность) два первня - божественный и природный. Именно поэтому в «блаженства» ведут два пути: философские размышления, есть человеческий разум, и «духовные наставления», исходящие от «Святого духа». Указанные начальные Данте рассматривал как равнодействующая, что, безусловно, противоречило схоластически-теологической позиции, разрушало ее.

Центральной темой поэтически-философских размышлений Данте была проблема человека. Это также противоречило традициям средневековья, которые почти без исключения выходили (и возвращались) с (к) «идеи Бога» и «веры».

Данте толковал человека как самоценное существо, способное обеспечить свое благо собственными силами. Мыслитель не отрицает «идеи Бога». Однако, рассматривая противоречие человеческого бытия, апеллирует не к Богу, а к человеку, ведь она сама ответственна за свое благо. В стремлении к нему решающими факторами возникают именно личные качества, а не богатство или преемственно полученный социальный статус.

Данте не был профессиональным философом, но хорошо знал произведения Сигера Брабантского, неоплатоников, Псевдо-Дионисия, Аверроэса и других средневековых философов. Особенно поэт стремился понять социальный (и моральный) сторону учения своих великих предшественников и современников. Обоснована Данте вера в собственные силы человека является скорее всего продолжением тех гениальных находок, которые в средневековой философско-теологической атмосфере основном расценивались как еретические.

Данте стоял «у колыбели» проблемы человека, возрождающейся новой эпохой. «Ступени» этой проблемы пошла когорта великих гуманистов - Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолла и Пьетро Помпонацци. Точку над «и» в достаточно общем и противоречивом процессе освобождения философии из объятий теологии поставил современник Леонардо да Винчи, друг Микеланджело, историк, поэт и философ, государственный деятель эпохи Медичи, великий итальянец Никколо Макиавелли.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии