Франческа Петрарка
(1304 - 1374)
«И мира нет - и нет нигде, врагов; страшусь - надеюсь, стеной по - и пылаю, В пыли влачусь - и в облаках витаю; Всем в мире чужд - и мир обнять готов! »
Как величайший поэт тогдашнего периода, итальянский мыслитель, основатель гуманистической культуры Возрождения Франческо Петрарка был увенчан лавровым венком на Капитолийском холме в Риме. Это свидетельствовало о его популярности и визнанисть среди обладателей Римской империи. Между тем, последнее Петрарку не влекло: не принимая официальной теологии и средневековой схоластики, он выбирает судьбу гуманиста, лирического поэта, певца высокого духа человечности и любви.
Отец будущего философа флорентиец Петраколло ди Паренцо был нотариусом. По желанию отца юноша изучает грамматику, риторику, диалектику, позже, в университете Монпелье, он четыре года изучает право. Продолжение обучения осуществляется также в Болонском университете. Однако настоящим увлечением юноши становится не право, а древняя латинская литература. Он был большим поклонником Вергилия и Цицерона, благодаря которым знакомится с античной философией, искренне восхищается Платоном.
В 1326 г. Петрарка принимает духовный сан, не помешал ему любить жизнь, что стало для него внутренним стимулом, побудило внимание к внешнему миру, радости и соблазнов. Будучи открытым миру, Петрарка одновременно пытается уединиться, познать сущность бытия через постижение своей внутренней природы. Эти размышления нашли воплощение в разнообразной философской и литературном наследии мыслителя, в частности, в произведениях «О уединенную жизнь», «Моя тайна» и другие. Эти же мотивы пронизывают такие его поэзии, как «Сонеты на жизнь мадонны Лayры» и «Сонеты на смерть мадонны Лауры», памфлеты «О собственно и чужое невежество», письма («Письма к потомкам»). Указанные произведения Петрарки указывают на двойные приоритеты духовного мира автора, па его внутреннюю борьбу с самим собой, в которой нельзя определить победителя.
Как философ, Петрарка одним из первых развенчивает абсолютизированный авторитет Аристотеля, показал его как великого философа, но в «одном и том же ряду с другими». Более фундаментальным мыслителем Петрарка считал Платона. Он предстает как христианский неоплатоник, который осознает, во-первых, что первоначалом мира вещей и человеческих существ есть божественная идея, во-вторых, существуют различные степени воплощение красоты, и человеческая красота возникает только ниже ступенью по сравнению с красотой божественной.
Такими мыслями он в диалоге «Моя тайна, или Книга бесед о пренебрежении к миру» делится со своим собеседником и духовным наставником, роль которого здесь выполняет ок. Августин. Он даже осуждает себя, так и не смог «преодолеть» этот «низшая ступень», и поэтому обычная любовь много значит в его жизни. Однако, не так все просто. Петрарка предоставляет последний философского содержания. Любовь в понимании Петрарки, является не нежелательной для человека, а, наоборот, крайне необходима, потому по глубине своих духовных качеств и моральной совершенством Лаура вызывает (формирует) у Петрарки любовь к Творцу. Превратившись на предмет творческого вдохновения, Лаура будто оставляет пределы обычного бытия и человеческой любви и становится зеркалом, отражением космической души, проводником любви высшей.
Исследуя фигура Франческо Петрарки, ученые выделяют в ней следующие черты: индивидуализм; обращение к авторитетам античности только в том случае, когда они подтверждают его взгляд или его подход; попытки примирить новые потребности со средневековым христианством. Понятно, что его мировоззрение, манера поведения и образ мышления были новаторскими, такими, которые находили свое объединение в новом историческом мировоззрении. Этим он не мог не раздражать так называемых университетских ортодоксов, которые пытались приуменьшить значение этой непростой исторической фигуры и свести феномен Петрарки к невежеству и формальной необразованности. На это Франческо отвечал, что смысл жизни открывается не тому, кто накапливает силлогизмы, а тому, кто овладел искусством быть свободным. Итак, диалектика, или логика в понимании схоластов, примененной с умом, является не целью, а лишь инструментом духовного становления.
Очевидно, что Франческо Петрарка не только был предвестником новой эры, но обозначил и очертил существенные черты, определяющие человека Возрождения.
Какие же размышления предшествуют гуманистическом видению человека? Наверное, о том, что человек в своей жизни всегда как на качелях: наслаждается или нуждается, начальствует или подчиняется ... Мере деянием и вещам дает душа. Определяет меру - Бог, ибо только Ему известна «золотая середина». А в человеке, за Петраркой, слито и телесное, и духовное, поэтому смерть является не только разрушением тела, но и соединенного с ним духа. То есть для Петрарки - это христианство, и с новыми признаками. Человек Возрождения не «живет с Богом», как сказали бы в Средневековье, а лишь мыслит горизонте Бога. Новый показатель человеческого бытия есть любовь, но не только божественная, но и человеческая, объединяющий душу с телом. Интересно, что и любовь к Богу также особая. Вспомним, в «Исповеди» Августин плачет от любви и благодарности Богу за то, что Он вытащил его из небытия, привел в жизнь. Августин всем существом чувствует, насколько мала его благодарность рядом с божественным благодеянием. Петрарка, при всей искренней любви к Богу, скорее увлекается Его мастерством в создании как мира в целом, так и отдельной вещи или существа, он не стремится розчипитися в Нем пытается стать ... коллегой. Любовь открывает в человеке творца. Она творит свой мир и хочет в нем жить Любовью, ум и здравый смысл, попираючы смерть. На вопрос Августина - литературного героя произведения Петрарки «Моя тайна», чего он хочет, Франческо отвечает: труда прекрасной, исключительной, выдающейся, творческой, потому что именно благодаря ей, художник создает собственную реальность человеческого мира. Конечно, такая реальность не может конкурировать с миром горним. Но человека Возрождения это и не беспокоит, потому созданное ею является самобытным и самозначущим. Петрарка говорит устами своего лирического героя: «Я не надеюсь стать Богом, стяжать бессмертие и охватить небо и землю, мне достаточно человеческой славы, ее прошу. И, смертный, сам жажду лишь смертного ».
Следовательно, гуманизм, по мнению Петрарки, заключается в том, чтобы человек осознал свою уникальность и научилась жить напряженной жизнью, открывая в себе, своей деятельностью богатство заложенных в нем Богом смыслов. И наградой за жизнь будет бессмертие, но не в небесном смысле, а в земном - как слава и память потомков. Нет оснований для сомнения, что Петрарка стоит у истоков европейского индивидуализма, но, следуя существенные традиции христианского Средневековья, он не может не осознавать в нем ловушки для сознания, при абсолютизации его как принципа миропонимания.
Несмотря на это, мыслитель призывает человека в обращении к внутреннему миру не замыкаться на самости, а искать в глубинах духа Божество и познавать Его. Таким образом, индивидуализм и самоуглубления, по мнению Петрарки, должны давать творческий импульс человеческой жизни, в чем и заключается гуманизм мировоззрения выдающегося итальянского поэта.