Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Франческа Петрарка

(1304 - 1374)

«И мира нет - и нет нигде, врагов; страшусь - надеюсь, стеной по - и пылаю, В пыли влачусь - и в облаках витаю; Всем в мире чужд - и мир обнять готов! »



Как величайший поэт тогдашнего периода, итальянский мыслитель, основатель гуманистической культуры Возрождения Франческо Петрарка был увенчан лавровым венком на Капитолийском холме в Риме. Это свидетельствовало о его популярности и визнанисть среди обладателей Римской империи. Между тем, последнее Петрарку не влекло: не принимая официальной теологии и средневековой схоластики, он выбирает судьбу гуманиста, лирического поэта, певца высокого духа человечности и любви.

Отец будущего философа флорентиец Петраколло ди Паренцо был нотариусом. По желанию отца юноша изучает грамматику, риторику, диалектику, позже, в университете Монпелье, он четыре года изучает право. Продолжение обучения осуществляется также в Болонском университете. Однако настоящим увлечением юноши становится не право, а древняя латинская литература. Он был большим поклонником Вергилия и Цицерона, благодаря которым знакомится с античной философией, искренне восхищается Платоном.

В 1326 г. Петрарка принимает духовный сан, не помешал ему любить жизнь, что стало для него внутренним стимулом, побудило внимание к внешнему миру, радости и соблазнов. Будучи открытым миру, Петрарка одновременно пытается уединиться, познать сущность бытия через постижение своей внутренней природы. Эти размышления нашли воплощение в разнообразной философской и литературном наследии мыслителя, в частности, в произведениях «О уединенную жизнь», «Моя тайна» и другие. Эти же мотивы пронизывают такие его поэзии, как «Сонеты на жизнь мадонны Лayры» и «Сонеты на смерть мадонны Лауры», памфлеты «О собственно и чужое невежество», письма («Письма к потомкам»). Указанные произведения Петрарки указывают на двойные приоритеты духовного мира автора, па его внутреннюю борьбу с самим собой, в которой нельзя определить победителя.

Как философ, Петрарка одним из первых развенчивает абсолютизированный авторитет Аристотеля, показал его как великого философа, но в «одном и том же ряду с другими». Более фундаментальным мыслителем Петрарка считал Платона. Он предстает как христианский неоплатоник, который осознает, во-первых, что первоначалом мира вещей и человеческих существ есть божественная идея, во-вторых, существуют различные степени воплощение красоты, и человеческая красота возникает только ниже ступенью по сравнению с красотой божественной.

Такими мыслями он в диалоге «Моя тайна, или Книга бесед о пренебрежении к миру» делится со своим собеседником и духовным наставником, роль которого здесь выполняет ок. Августин. Он даже осуждает себя, так и не смог «преодолеть» этот «низшая ступень», и поэтому обычная любовь много значит в его жизни. Однако, не так все просто. Петрарка предоставляет последний философского содержания. Любовь в понимании Петрарки, является не нежелательной для человека, а, наоборот, крайне необходима, потому по глубине своих духовных качеств и моральной совершенством Лаура вызывает (формирует) у Петрарки любовь к Творцу. Превратившись на предмет творческого вдохновения, Лаура будто оставляет пределы обычного бытия и человеческой любви и становится зеркалом, отражением космической души, проводником любви высшей.

Исследуя фигура Франческо Петрарки, ученые выделяют в ней следующие черты: индивидуализм; обращение к авторитетам античности только в том случае, когда они подтверждают его взгляд или его подход; попытки примирить новые потребности со средневековым христианством. Понятно, что его мировоззрение, манера поведения и образ мышления были новаторскими, такими, которые находили свое объединение в новом историческом мировоззрении. Этим он не мог не раздражать так называемых университетских ортодоксов, которые пытались приуменьшить значение этой непростой исторической фигуры и свести феномен Петрарки к невежеству и формальной необразованности. На это Франческо отвечал, что смысл жизни открывается не тому, кто накапливает силлогизмы, а тому, кто овладел искусством быть свободным. Итак, диалектика, или логика в понимании схоластов, примененной с умом, является не целью, а лишь инструментом духовного становления.

Очевидно, что Франческо Петрарка не только был предвестником новой эры, но обозначил и очертил существенные черты, определяющие человека Возрождения.

Какие же размышления предшествуют гуманистическом видению человека? Наверное, о том, что человек в своей жизни всегда как на качелях: наслаждается или нуждается, начальствует или подчиняется ... Мере деянием и вещам дает душа. Определяет меру - Бог, ибо только Ему известна «золотая середина». А в человеке, за Петраркой, слито и телесное, и духовное, поэтому смерть является не только разрушением тела, но и соединенного с ним духа. То есть для Петрарки - это христианство, и с новыми признаками. Человек Возрождения не «живет с Богом», как сказали бы в Средневековье, а лишь мыслит горизонте Бога. Новый показатель человеческого бытия есть любовь, но не только божественная, но и человеческая, объединяющий душу с телом. Интересно, что и любовь к Богу также особая. Вспомним, в «Исповеди» Августин плачет от любви и благодарности Богу за то, что Он вытащил его из небытия, привел в жизнь. Августин всем существом чувствует, насколько мала его благодарность рядом с божественным благодеянием. Петрарка, при всей искренней любви к Богу, скорее увлекается Его мастерством в создании как мира в целом, так и отдельной вещи или существа, он не стремится розчипитися в Нем пытается стать ... коллегой. Любовь открывает в человеке творца. Она творит свой мир и хочет в нем жить Любовью, ум и здравый смысл, попираючы смерть. На вопрос Августина - литературного героя произведения Петрарки «Моя тайна», чего он хочет, Франческо отвечает: труда прекрасной, исключительной, выдающейся, творческой, потому что именно благодаря ей, художник создает собственную реальность человеческого мира. Конечно, такая реальность не может конкурировать с миром горним. Но человека Возрождения это и не беспокоит, потому созданное ею является самобытным и самозначущим. Петрарка говорит устами своего лирического героя: «Я не надеюсь стать Богом, стяжать бессмертие и охватить небо и землю, мне достаточно человеческой славы, ее прошу. И, смертный, сам жажду лишь смертного ».

Следовательно, гуманизм, по мнению Петрарки, заключается в том, чтобы человек осознал свою уникальность и научилась жить напряженной жизнью, открывая в себе, своей деятельностью богатство заложенных в нем Богом смыслов. И наградой за жизнь будет бессмертие, но не в небесном смысле, а в земном - как слава и память потомков. Нет оснований для сомнения, что Петрарка стоит у истоков европейского индивидуализма, но, следуя существенные традиции христианского Средневековья, он не может не осознавать в нем ловушки для сознания, при абсолютизации его как принципа миропонимания.

Несмотря на это, мыслитель призывает человека в обращении к внутреннему миру не замыкаться на самости, а искать в глубинах духа Божество и познавать Его. Таким образом, индивидуализм и самоуглубления, по мнению Петрарки, должны давать творческий импульс человеческой жизни, в чем и заключается гуманизм мировоззрения выдающегося итальянского поэта.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии