Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Томас Мор

(1478-1535)

«Там, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное обустройство государственных дел»



Английский гуманист, государственный деятель и писатель Томас Мор родился в семье юриста, начальное образование получил в грамматической школе св. Антония. Тринадцатилетним он был принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. Позже любознательный юноша учился в Оксфордском университете, впоследствии - проходил курсы юридических наук в школах правоведения Лондона. Томас изучал латынь и древнегреческого языка, философию и юридические науки. Он настойчиво изучал произведения знаменитых античных мыслителей Платона и Аристотеля, увлекался Лукианом и Августином Блаженным, произведениями других средневековых мыслителей.

Значительное влияние на юношу произвели оксфордские гуманисты, в частности, Дж. Колет, Т. Линакром, В. Гросин, У. Лили, с которыми он сблизился во время учебы в университете. Знаковым событием в жизни Томаса Мора стало знакомство и дружба с голландским гуманистом Эразмом Роттердамским. Между ними сложились теплые, дружеские отношения, которые позволяли обмениваться мнениями, сомнениями, прогнозами. Есть все основания полагать, что именно в общении с Роттердамским у Томаса Мора созрела идея подготовки будущего произведения с оригинальным названием - «Утопия».

Отметим, что слово «утопия» имеет греческое происхождение: «у» гречески означает «не», «топос» - «место». Итак, утопия - это «место, которого нет». Это фантазия, вымысел, своеобразная сказка, направлена на интеллектуальное возвышение над реальными жизненными обстоятельствами, конструирования жизненных моделей, которые преодолевали общественные противоречия и способствовали достижению общественного блага.

Конечно, Т. Мор не был пионером в фантазиях о будущем социального устройства как справедливого для всех. Своеобразные «Утопии» существовали уже в доисторические времена, в период «до нулевого времени». О благодатность «времени Кроноса», например, писали Гесиод (VIII-VII века до н.э.) и многие другие древнегреческих философов и поэтов. В период эллинизма появляется первый фантастический описание путешествий Ямбула (II век до н.э.), Утопический проект «идеального государства» разработал знаменитый античный философ Платон. Фантастическое видение будущего общества, основанного на «единой религии» и управляемого «кастой священников», подарил миру английский мыслитель Р.Бекон. Близкую к будущей концепции «научного коммунизма» программу перестройки общественной жизни в интересах широких народных масс подготовил предводитель крестьянского восстания в Германии (1525 год) Т. Мюнцер.

Итак, «Утопия» Т. Мора имела под собой глубокое интеллектуальное основание. И все же он был первым. «Утопия» Т. Мора дала имя целому направлению общественной мысли. Размышления представителей этого направления направили ее в будущее, а не в прошлое, как подавляющее большинство «доморивських» фантазий. А главное, именно «утописты» обосновали идею «социализма» (и коммунизма) как общества, достижения всеобщего блага на основе ликвидации (устранение, обобществления) частной собственности.

Ознакомление с работами Т. Мора (собственно, как и Т. Кампанеллы) дает основания для утверждения, что в них содержится значительная доля реализма. Именно они, как никто другой до этого времени, правдиво и реалистично отразили противоречия становления капиталистического способа производства, страдания народа, вызванные первичным накоплением капитала, варварские методы становления и развития новых общественных отношений, трудности внедрения гуманистических идей в реальную человеческую жизнь.

В то время, когда «кабинетный ученый» Э. Роттердамский самоотверженно отстаивал абстрактно-гуманистические идеи, а реформатор-практик М. Лютер «подминал под себя» религиозно-духовную сферу человеческой жизни, ученый и политик Т. Мор анализировал реальные социальные процессы, показывал их враждебность действительной, а не мнимой человеческой природе, обосновывал пути преодоления ситуации, достижения модели социального устройства, в котором, по его мнению, идеалы Возрождения, наконец, найдут свое практическое воплощение.

Судьба Т. Мора - противоречива. Он пользовался большим успехом в кругу научной, философской и литературной общественности. Был влиятельной политической фигурой. Избирался в парламент, а в нем - председателем палаты общин. В 1529 г. Томас Мор был назначен лорд-канцлером. Казалось бы, карьера складывается более чем успешно. Но ... Причиной будущих катаклизмов для Мора стал его характер и внутренние убеждения, которыми он не мог уступить. Как известно, Томас Мор не только категорически не принимал идей Реформации, но и был их активным противником. За недоразумения с королем по вопросам отношения к католической церкви он был уволен со всех постов, впоследствии его посадили, а потом обвинили в государственной измене (официально - за отказ принять присягу, которая противоречила его католическим религиозным убеждениям) и казнили как государственного преступника. История со временем вернула культуре честное имя великого утописта: в 1886 году Т. Мор был причислен католической церковью к лику блаженных и в 1935 году канонизирован.

Литературное наследие Т. Мора очень велика. Наиболее известной и влиятельной является его труд, посвящена изложению социалистических идей: «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Эта книга была впервые опубликована в 1516 году при содействии Э. Роттердамского.

В первой части книги философ разоблачает негативизм современных ему социальных и политических порядков, изображает жесткую картину жизни безземельных крестьян, бедствий обездоленных народных масс, вызванных развитием капиталистических отношений.

Корни социального зла, согласно Т. Мором, заключается в частной собственности, охраняемой государство, представляет собой заговор богатых для подавления бедных. «... Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел» (Мор Т. Утопия. - 2-е изд. - М., 1953. - С .95). Без ликвидации частной собственности, подчеркивал великий утопист, установить справедливый порядок невозможно.

Современное государство, как и весь способ организации жизни и деятельности, считал философ, являются враждебными человеку. Здесь все подчинено частной собственности такой степени, что овцы «стали такими прожорлив и неутомимый, что поедают даже людей» (Мор Т. Утопия / / утопических роман XVI-XVII веков. - М., 1971.-С. 55).

Человеческая жизнь, согласно Т. Мором, по его ценностью нельзя уравновесить со всеми благами мира. Бог запретил насилие, но жизнь организована так, что люди очень легко убивают друг друга за то, чтобы отнять даже небольшую сумму денег. Все это - в реальной жизни, которая окружает нас. Однако есть место, где жизнь организована на совершенно других основаниях. Это - остров Утопия. Вторая часть книги посвящена описанию идеального общественного строя на острове «Утопия». На нем нет частной собственности, нет богатых и бедных. Все люди работают. Наиболее тяжелые и вредные работы выполняют преступники - граждане - рабы, отбывающих наказание за совершенные преступления. Рабочий день длится 6 часов. Основную хозяйственную ячейку составляет семья. Каждая семья занимается своим ремеслом и всю продукцию отдает обществу. Политическое устройство основывается на принципах выборности и старшинства. Однако, выборность распространяется не на все слои населения, а лишь на глав семей.

Каждый город имеет свою сельскохозяйственную территорию и ежегодно посылает на фермы группы граждан для выполнения сельскохозяйственных работ. После двухлетнего труда на селе группа возвращается в город и приступает к выполнению основных занятий.

В идеальном государстве работают все. В ней нет тунеядцев. Благодаря этому общество имеет достаточное количество продуктов, которые распределяются по потребностям.

Интересно описание организации обучения и воспитания детей и молодежи, отношений между родителями и детьми. За Мором, образование на острове «Утопия» доступна каждому гражданину. Характерно, что образование здесь сочетается с общественно трудом. Дети изучают земледелие, ремесла, имеют возможность проверить свои теоретические знания практической работой в поле и на производстве. Для взрослых в «Утопии» открытые общественные залы, где они приобщаются к той части знаний, которая необходима для их практической деятельности или отвечает внутренним потребностям личности.

Т. Мор мечтал о устройство не как о, ицо наступит только «где-то и когда-то», но как о, что может быть реализован в действительности. Правда, он не рассказывает о путях его построения. Время известно, что Т. Мор был противником революций и народных движений, в которых он видел только разрушительную силу и анархию. Вторым выдающимся утопистом этой эпохи был итальянский поэт, философ и политический деятель, сын сапожника Томмазо Кампанеллы.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии