Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Эразм Роттердамский

(1469-1536)

«Христианская вера, очевидно, сродни определенным видом бессмысленности и с мудростью отнюдь не совместима»



Нидерландский философ, ученый - гуманист, богослов и писатель, представитель так называемого Северного Возрождения, Эразм Роттердамский вошел в историю как автор оригинальной концепции «христианского гуманизма» - нравственного учения, понимаемого через призму основных догматов христианства. Знаменитый труд Роттердамского «Оружие христианского воина» разоблачала эгоизм, корыстолюбие и невежество священников и монахов, высмеивала темное схоластическое богословие и, вместе с тем, пропагандировала истинную нравственность, основы которой заложены в Библии.

Будущий ученый - богослов учился в школе при соборной церкви св. Лебуина в Девентере, впоследствии - на богословском факультете Парижского университета. Он отличался остроумием и любознательностью, увлекался античной философией, штудировал произведения Св. Августина и Фомы Аквинского, симпатизировал скептикам, критиковал схоластов. С философ относился к своим предшественникам - философов - гуманистов раннего Возрождения. Совершенстве знал и богословие.

Перу Роттердамеького принадлежат многочисленные богословские трак таты, перевод на латынь исправленного греческого текста Нового Завета с собственными комментариями, которые объясняли ряд непонятных сюжетов Священного Писания, затуманенных предшественниками.

Роттердамский был широко известен в гуманистических и церковных кругах Европы как наиболее образованный и глубокий философ и писатель своего времени. Его авторитет пытались использовать различные политические группировки - как церковные, так и светские. И протестанты, и католики искали его поддержки. Однако философ остался равнодушным и невозмутимым. Он просто писал. Переводческие, художественные, публицистические, философские, богословские труды, написанные Роттердамским исключительно латыни, играли в общественной жизни суток не менее весомую реформаторскую роль, чем многочисленные воззвания и программы, с которыми обращались к народу политики.

Реформационной программы Лютера Роттердамский не принял, хотя считалось, что именно он «теоретически подковал» Лютера и словно подтолкнул к религиозным нововведений. Роттердамского обеспокоила ортодоксальность Лютера. Главное же расхождение между мыслителями оказалась в вопросе о свободе человеческой воли. Роттердамский выступил против Люгера с диотребою «О свободе воли». Лютер ответил произведением «О рабстве воли». При этом, теолог Лютер не допускал всякого сомнения в святости Писания, подчеркивал полную подчиненность человека Богу. Перед Богом человек не имеет свободы, считал он, свобода человеческой воли возможна лишь в отношениях с существами, стоящими ниже ее на ступенях иерархической организации. Свобода воли, делает вывод М. Лютер, это «иллюзия человеческой гордыни» и не более. Роттердамский отстаивает противоположную точку зрения.

Не отрицая влияния Бога на волю, он подчеркивает роль «закона природы», является «глубоко запечатлен в сердцах людей»: не делать людям того, чего не желаешь, чтобы они делали тебе. По мнению Роттердамского, этот закон является основой основ человеческого образа жизни, свободы человеческой воли. За ним следуют деятельность. ошибки и наказания, которые, в свою очередь, регулируются и контролируются «законом веры», божественными заповедями.

Философ отнюдь не сомневался в существовании Бога. Не возражал он и конструктивно-нравственного содержания Священного Писания. Роттердамский не принимал «деятелей от Бога» - церковников, которые, по его мнению, корыстно подчиняют слово Божие собственным интересам. Мыслитель постоянно подчеркивал: если в Бога верить не только нужно, но и полезно, то церковникам (даже если они являются хорошими и достойными людьми) верить совсем не обязательно, поскольку через свою человеческую природу они к низких поступков, пустословия и бесчестия. Философ рекомендовал остерегаться священнослужителей и схоластов «вонючего болота». «Ничего в действительности не зная, они, - писал Роттердамский о церковников, - между тем, создают иллюзию о своем всезнайство. Однако они даже самих себя не в состоянии познать и часто не замечают через свою близорукость или через рассеянность ям и камней у себя под ногами. Это, однако, не мешает им проповедовать, будто они смотрят идеи, всеобщность, формы, отделенные от вещей, первичную материю, сущности и им подобные предметы ... »(Роттердамский, Эразм. Похвальное слово глупости. - М., 1938. - С. 128-129).

Широко произведение Роттердамского «похвальбы шарлатанство» остроумно и язвительно развенчивает ореол святости церковников, показывает их как вертеп марионеток, которые спекулируют на глубоко моральной и благородной религиозной идее. Философ высмеивает монахов, «читают в церквях голосами ослов непонятные им текс ты»; стяжателей - вымогателей, ко всему уничижительных и равнодушных священников, выискивают в старинных грамотах все, чем можно запугать простой народ и заставить его вносить более десятую часть урожая ; доктринеров - теологов, пустословием пытаются поддержать Священное Писание.

Роттердамский осуждал языческое поклонение святым мощам и иконам и одновременно обосновывал насущную необходимость обращения к истинному Богу - морального, что дает очищение духовной атмосферы общества, способствует его совершенствованию. Итак, Роттердамский фиксирует главное противоречие общественной жизни - противоречие между нравственным содержанием религиозных установок и характером его реализации в деятельности церковных институтов и учреждений. Если первая составляющая указанного противоречия играет в обществе позитивную роль, то вторая - отрицательный. Роттердамский предлагает реформировать религию, усилив ее нравственное содержание, стремится построить «очеловеченное христианство», обогатить его возрожденной античной мудростью, новой светской гуманистической культурой.

«Человеческое значит для него больше, чем божественное», скажет о Роттердамского Лютер. Так оно и было в действительности. Великий гуманист одним из первых в истории социальной мысли понял истинный смысл реформирования замыслов и нововведений своей Суток, распознал их насильственно-разрушительный характер, нашел путь избежания последнего при сохранении главной тенденции общественного обновления, продиктованной временем Возрождения. По его мнению, и традиционная религия (католицизм), и протестантизм равной степени подчиняют себе человека, зато истинная религия - «очеловеченное христианство», к которому должен следовать общество - превозносит ее. Роттердамский призывал к возрождению нравственного «духа веры», к созданию истинной "религии сердца», к построению ненасильственного образа общественной жизни людей, к сохранению единого «христианского всемирного мира» и единой церкви - главного гаранта единой национальной все европейской цивилизации.

Роттердамский не только не принимал, но и осуждал революционно-насильственные средства социальных преобразований. Он хорошо понимал руйнацийну угрозу происходит с «революционного запала» разгневанного и социально возбужденного народа - толпы. Любые революционные преобразования общества философ считал не только невозможными, но и вредными. Он, как в свое время Конфуций и Аристотель, отстаивал реформаторский путь развития, подчеркивал роль пропаганды гуманистических идей, внедрение нравственных ценностей и культуры.

Некоторые считают, что Роттердамский стоял в стороне больших социальных потрясений своего времени. Это не достаточно точно. Своим живым умом, далеко опережал время, великий гуманист сам потрясал сутки, обогащая ее идеями, которые воплощались в практику либо отвергались ней и над которыми на протяжении последующих столетий рассуждали такие гиганты духа, как Ж.-Ж. Руссо и Л. M. Толстой, М. Ганди и А. Швейцер, П. Тейяр де Шарден и Б. Рассел.

В. Дильтей назвал Роттердамского «Вольтером XVI века», крупнейшим поборником провозглашенного итальянскими гуманистами «универсального теизма», продолжателем заложенной Лоренцо Валла идеологии «гуманистического просвещения».

На наш взгляд, эту мысль можно усилить: в истории философии Роттердамский выступает как теоретик, обобщает и объединяет, давая импульс новым поискам, гуманистической и реформаторской линиям, основанным временем Возрождения. От Роттердамского, как и от Макиавелли, отходят новые импульсы социального философствования и теологизування.

Значение Роттердамского в истории культуры также не может быть определено иначе, чем выдающееся. Фактически он возглавлял литературно-публицистические поиски суток, стоял первым среди первых деятелей культуры, литературы, искусства своего времени. Авторитет Роттердамского признавали филолог И. Рейхлин и поэт

В. Гуттен, драматург Ганс Сакс и писатель И. Фишарт, художник А. Дюрер и многие другие деятели культуры и науки не только Германии, но и Англии, Франции, Италии те других стран.

В Англии, кстати, самым сторонником Э. Роттердамского был его личный друг, канцлер короля 1 \ приха VIII, основатель оригинальной социальной доктрины, получившей название «утопизма», выдающийся ученый - гуманист Томас Мор. Разделяя гуманистические взгляды Роттердамского, развивая собственное видение истории и современных ему социальных реалий периода первичного накопления капитала, Т. Мор дошел несколько отличных Роттердамский, выводов: строительство гуманистического общества, считал основатель утопического социализма, следует начинать с реформы социального устройства, а не религиозных институтов. Похожие мысли несколько позже выражал итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла, а еще позже - знаменитые социалисты - утописты и марксисты.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии