Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Жюльен Офре де Ламетри

(1709-1751)

«Нет более надежных руководителей, чем наши чувства. Они являются моими философами »



Первый представитель выдающейся плеяды французских материалистов - Ламетри - родился в небольшом портовом городке Сен-Мало на севере Франции в богатой купеческой семье, духовную атмосферу которой определяли морально-религиозные ценности. Юноши готовили к карьере священника. Однако уже в шестнадцать лет он восстал против теологической карьеры и добился от родителей согласия на получение медицинского образования. Парижский университет воспитал с Ж.Ламетри не только высоко-профессионального врача, но и любознательного философа. Практикуя в нидерландском Деревне Лейдене, в Сен-Мало и Париже, занимая должность врача королевской гвардии, Ж.Ламетри совершенствовал свои философские познания, обдумывал сделаны на базе физиологических Опытов обобщающие выводы о материи и душу, мир и Разум, человека и религию. Первая философская работа Ж.Ламетри «Естественная история души», опубликованная под вымышленным именем, принесла автору много неприятностей. Его травила пресса, преследовали государственные служащие. Ж.Ламетри потерял должность и был вынужден бежать из Нидерландов. Книга философа была приговорена к сожжению.

Травли со стороны «ортодоксов» не только не сломили волю и творчески-философский пыл Ж.Ламетри, но и побудили к укреплению веры в истинность выбранного пути. Философские обобщения Ж.Ламетри становятся все глубже, смелее и зрелыми. Вскоре вышла в свет его новая и главная работа «Человек-машина», которая вызвала новую волну недовольства и преследований со стороны противников материализма и атеизма.

С Нидерландов философ переезжает в Германию, где занимает должность придворного врача короля Фридриха II, его избирают в академии, он получает возможность непринужденного общения с учеными-вольнодумцами, преимущественно выходцами из Франции, собирались за «королевским столом» «просвещенного государя».

Во время пребывания в Германии, размышляя над серьезными философскими проблемами, Ж. Ламетри написал ряд произведений: «Человек-растение», «Анти-Сенека, или Размышления о счастье», «Система Эпикура», «Животное - более машина», « Предварительные размышления »и другие.

Занятия философией не мешало ученому оставаться человеком жизнерадостным, оптимистичным, общительным. Ж.Ламетри любил женщины, веселье, вкусные блюда. Поговаривают, что именно это и привело к трагедии: философ умер от желудочного заболевания после обеда, устроенного французским послом. Согласно другой версии, Ж. Ламетри умер во время испытания на себе одного из изобретенных им медицинских препаратов.

В своих философских конструкциях Ж.Ламетри исходил из «физики» Р. Декарта и сенсуализма Дж. Локка. Он доказывал, что существует единая материальная субстанция - природа, которая выступает в трех формах («трех царствах природы»): органической, растительной и животной. В «животного царства» Ж.Ламетри относил и человека, которая отличается от животных только большей степени чувствительности и разума. Согласно определению Ж. Ламетри, человек - это «машина», «ползает» перпендикулярно, это - образованный машина, это - художественный часовой механизм, это - машина, самостоятельно заводится и выступает как «олицетворение непрерывного движения». Такое толкование человека подрывало основы теологического представления о ней. Оно розлючувало церковников, вызвало у них ненависть к философу и всего того, что выходило из-под его пера.

Не обращая внимания на зшаленилих ортодоксов-теологов, Ж.Ламетри обосновывал учение о душе человека как способность последней чувствовать и мыслить, о единстве души и тела, о полной зависимости душевных явлений от состояния тела, о зависимости общественной жизни от интересов людей, которые, в свою очередь, определяются господствующими в обществе идеями. Согласно его убеждению, человек - это земное существо. Именно поэтому она имеет право на личную и земное счастье. Ж.Ламетри призвал к жизнерадостному и сенсуалистической способа общественно-индивидуального бытия, к наслаждению деятельностью, к творчеству и свободе.

Фундаментом свободы, по мнению Ж. Ламетри, является частная собственность. Свободу частной собственности философ отождествлял со свободой личности. Для малоимущих свобода не имеет никакого значения. им нужна не свобода, а религия. Именно религия удерживает народ от разврата, смиряет его агрессивные намерения. Основа социально улажены способа бытия, согласно убеждению Ж. Ламетри, рихтует воспитания. «В целом люди рождаются злыми, и без воспитания было бы чрезвычайно мало добродияльних людей ... Такова недостаток человеческого устройства. Только воспитание усовершенствовало его внутреннюю организацию, оно превратило людей к выгоде и пользе людей, оно завело их, подобно часов, наилучшим образом, чтобы он мог служить. Таким является происхождение добродетелей, их источником является общественное благо »(Ламетри Ж. Избранные сочинения. - М. - Л., 1925. - С.299).

Главным призванием философии (и философов) Ламетри считал просвещение властителей.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии