Жюльен Офре де Ламетри
(1709-1751)
«Нет более надежных руководителей, чем наши чувства. Они являются моими философами »
Первый представитель выдающейся плеяды французских материалистов - Ламетри - родился в небольшом портовом городке Сен-Мало на севере Франции в богатой купеческой семье, духовную атмосферу которой определяли морально-религиозные ценности. Юноши готовили к карьере священника. Однако уже в шестнадцать лет он восстал против теологической карьеры и добился от родителей согласия на получение медицинского образования. Парижский университет воспитал с Ж.Ламетри не только высоко-профессионального врача, но и любознательного философа. Практикуя в нидерландском Деревне Лейдене, в Сен-Мало и Париже, занимая должность врача королевской гвардии, Ж.Ламетри совершенствовал свои философские познания, обдумывал сделаны на базе физиологических Опытов обобщающие выводы о материи и душу, мир и Разум, человека и религию. Первая философская работа Ж.Ламетри «Естественная история души», опубликованная под вымышленным именем, принесла автору много неприятностей. Его травила пресса, преследовали государственные служащие. Ж.Ламетри потерял должность и был вынужден бежать из Нидерландов. Книга философа была приговорена к сожжению.
Травли со стороны «ортодоксов» не только не сломили волю и творчески-философский пыл Ж.Ламетри, но и побудили к укреплению веры в истинность выбранного пути. Философские обобщения Ж.Ламетри становятся все глубже, смелее и зрелыми. Вскоре вышла в свет его новая и главная работа «Человек-машина», которая вызвала новую волну недовольства и преследований со стороны противников материализма и атеизма.
С Нидерландов философ переезжает в Германию, где занимает должность придворного врача короля Фридриха II, его избирают в академии, он получает возможность непринужденного общения с учеными-вольнодумцами, преимущественно выходцами из Франции, собирались за «королевским столом» «просвещенного государя».
Во время пребывания в Германии, размышляя над серьезными философскими проблемами, Ж. Ламетри написал ряд произведений: «Человек-растение», «Анти-Сенека, или Размышления о счастье», «Система Эпикура», «Животное - более машина», « Предварительные размышления »и другие.
Занятия философией не мешало ученому оставаться человеком жизнерадостным, оптимистичным, общительным. Ж.Ламетри любил женщины, веселье, вкусные блюда. Поговаривают, что именно это и привело к трагедии: философ умер от желудочного заболевания после обеда, устроенного французским послом. Согласно другой версии, Ж. Ламетри умер во время испытания на себе одного из изобретенных им медицинских препаратов.
В своих философских конструкциях Ж.Ламетри исходил из «физики» Р. Декарта и сенсуализма Дж. Локка. Он доказывал, что существует единая материальная субстанция - природа, которая выступает в трех формах («трех царствах природы»): органической, растительной и животной. В «животного царства» Ж.Ламетри относил и человека, которая отличается от животных только большей степени чувствительности и разума. Согласно определению Ж. Ламетри, человек - это «машина», «ползает» перпендикулярно, это - образованный машина, это - художественный часовой механизм, это - машина, самостоятельно заводится и выступает как «олицетворение непрерывного движения». Такое толкование человека подрывало основы теологического представления о ней. Оно розлючувало церковников, вызвало у них ненависть к философу и всего того, что выходило из-под его пера.
Не обращая внимания на зшаленилих ортодоксов-теологов, Ж.Ламетри обосновывал учение о душе человека как способность последней чувствовать и мыслить, о единстве души и тела, о полной зависимости душевных явлений от состояния тела, о зависимости общественной жизни от интересов людей, которые, в свою очередь, определяются господствующими в обществе идеями. Согласно его убеждению, человек - это земное существо. Именно поэтому она имеет право на личную и земное счастье. Ж.Ламетри призвал к жизнерадостному и сенсуалистической способа общественно-индивидуального бытия, к наслаждению деятельностью, к творчеству и свободе.
Фундаментом свободы, по мнению Ж. Ламетри, является частная собственность. Свободу частной собственности философ отождествлял со свободой личности. Для малоимущих свобода не имеет никакого значения. им нужна не свобода, а религия. Именно религия удерживает народ от разврата, смиряет его агрессивные намерения. Основа социально улажены способа бытия, согласно убеждению Ж. Ламетри, рихтует воспитания. «В целом люди рождаются злыми, и без воспитания было бы чрезвычайно мало добродияльних людей ... Такова недостаток человеческого устройства. Только воспитание усовершенствовало его внутреннюю организацию, оно превратило людей к выгоде и пользе людей, оно завело их, подобно часов, наилучшим образом, чтобы он мог служить. Таким является происхождение добродетелей, их источником является общественное благо »(Ламетри Ж. Избранные сочинения. - М. - Л., 1925. - С.299).
Главным призванием философии (и философов) Ламетри считал просвещение властителей.