Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Шарль Луи Монтескье

(1689-1755)

«Законы в самом широком понимании минные - суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей»


От имени и творчества этого оригинального мыслителя начинается непосредственная история французского Просвещения - эпохи, подарившей миру Вольтера и Руссо, Ламетри и Дидро. Гельвеция и многие другие гениальных философов, которые оплодотворили цивилизацию идеями науки и гуманизма, добра и справедливости, воспитания и творчества, превозносят разум человека, подняли его авторитет и значение как самодостаточной движущей силы истории.

Предпосылку французского Просвещения заложили профессор философии Роттердамского университета Пьер Бейль (1647-1706) и сельский священник Жан Мелье (1664-1729): труды П. Бейля - «Исторический и критический словарь» и «Ответы на вопросы одного крестьянина» - теоретически взорвали доверие к метафизике и богословской схоластики; издан после смерти автора «Завещание» Ж. Мелье положил конец всяческим мечтам о счастливой жизни в загробном мире и направил взгляды современников на преобразование реальных условий путем насильственной революции.

Реалистичную схему «временных границ» французского Просвещения предложил российский философ И. Нарский: от смерти Людовика XIV (1715 год), завершила период «блестящего абсолютизма», к штурму Бастилии (1789 год). Каких-то 70-75 лет! А сколько выдающихся имен, оригинальных идей, социальных прогнозов! И все это в одной стране, а еще точнее - в одном месте - в Париже, который, без преувеличения, появился в это время как истинный центр мировой науки, культуры и философии.

Обстоятельств - борьба буржуазии, городского плебса, крестьян, ремесленников, рабочих против дворянства и духовенства, кризисное состояние экономической и политической жизни страны, расстройство финансовой системы, непосильные налоги, обнищание подавляющей части населения - обусловили антифеодальную и антирелигиозную направленность Просвещения, его революционно-реформаторский , поисковый характер. Просветители пытались заглянуть в будущее, не забывая при этом «рассчитаться» с прошлым. Резкой критике они подвергли религию и религиозные предрассудки, абсолютизм и все, что было с ним связано, дворянство и его привилегии.

При этом просветители выступали за свободу научного и философского мышления, художественного творчества и общественного мнения, требовали установления новых прогрессивных общественных порядков, отстаивали права народных масс на образование и культуру, верили в человека, в его разум и высокое призвание. Главное средство прогрессивных общественных преобразований они видели в уме, знаниях, образовании. Распространение знаний и истинных понятий в народе просветители рассматривали как социальную задачу, свое призвание и гражданский долг. Первым среди первых из них был Шарль Монтескье.

Будущий философ родился в городке Бреде (около Бордо) в семье богатого и знаменитого феодала, где доминировали патриархальные порядки, праздник почитались католические религиозные предписания. С 1700 по 1711 pp. он учился в католической школе в Жюль. Знатное происхождение давало ему немалые превилеи: Карьерный рост Монтескье было стремительным и уверенным. В 27-летнем возрасте он получил должность президента парламента Бордо. Выполняя парламентские (судебные) функции, Шарль значительную часть своего времени отдавал науке. Он был избран в члены бордоской академии, активно занимался физикой, математикой, геологией, изучал философские труды выдающихся предшественников. Со временем, освободив административную должность, Монтескье полностью посвящает себя науке. В его фаворе теперь - философия, социология, юриспруденция, искусство и литература. Он много путешествует странами Западной Европы, встречается с влиятельными политиками, учеными, религиозными деятелями. И, конечно же, настойчиво работает над своими философскими трудами. Основные из них - «Персидские письма», «Разведка о причинах величия римлян и их упадка», «О духе законов», принесли ему славу оригинального и самобытном мыслителю и наряду с произведениями Руссо имели большую популярность среди интеллектуальной элиты и деятелей французской революции 1789 года.

Теоретическое наследие этого талантливого философа является своеобразным и во многом новым взглядом на природу и сущность социального. Обнаружив природные факторы общественно-исторической жизни, Ш. Монтескье начал новое направление социального философствования - «географический детерминизм», который обнаружил дополнительные возможности в постижении таинства социального бытия как естественного (а не сверхъестественного) процесса. Философу, к сожалению, не удалось избежать абсолютизации силу «географического фактора» в жизни человека и общества. В этом заключается существенное слабость его социально-философских построений. Однако дело в другом. Монтескье первым обратил внимание на действенность факторов, к нему, как существенные факторы общественной жизни, не рассматривались. Он обнаружил существующую взаимосвязь между природной средой (климат, почвы, рельеф и т.п.) и общественными процессами, физическими свойствами окружающей среды и «духом законов». Ш. Монтескье, так сказать, гениально догадался о существенной роли конкретно-исторических (в том числе природных) условий в формировании облика общества.

Написанные простым, доступным литературным языком, произведения Ш. Монтескье переводили и издавали в разных странах Европы. Кстати, на русском языке его исследования выдавали еще в XVIII веке. Именно в них философ дал острую критику абсолютизма, предпринял попытку объяснить происхождение государственного строя и природы законов, предложил интересный, хотя во многом абстрактный план общественных реформ.

Ш. Монтескье размышлял над проблемами гражданской истории, истории государства и права, быта и семейных отношений, над вопросами экономики, торговли, финансов и т.п.. Философ выступал как своеобразный апологет торговли. В ней теоретик видел мощный источник обогащения государства и отношений между народами. Глубже назначения торговли Ш. Монтескье видел в привлечении людей к содружеству, мира и согласия. Между народами, которые имеют между собой торговые отношения, подчеркивал он, устанавливаются взаимозависимость, заинтересованность и дружба.

С глубоким пониманием реалий экономической жизни Монтескье анализирует проблемы развития промышленности, техники и технологии, факторы повышения производительности труда, способы (средства) поощрения промышленности и т.п..

И все же предметом главного внимания философа было государственно-правовое строительство, поиск оптимальных законов, с помощью которых можно было бы обеспечить сбалансированность экономических, политических и социально-бытовых процессов. Законы Ш. Монтескье «выводил» прежде из природных (географических) условий жизни народов. Законы, писал философ, «должны соответствовать признакам страны, ее климата - холодном, теплом или умеренном, характеристикам почв, их расслоение, размерам, образу жизни ее народов - земледельцев, охотников или скотоводов, уровню свободы, допускается государственным устройством, религии населения, его способностям, богатству, численности, торговле, нравам, привычкам ». Философ вводит также понятие «общего духа народа», что является важным достижением социальной философии. Характерно, что Ш. Монтескье отмечал объективности законов общественной жизни. А это уже было значительным шагом вперед по сравнению с Т. Гоббсом, П. Гассенди и другими мыслителями этого исторического периода.

Философ выделял три разные формы правления, устанавливаются в зависимости от географических условий существования народов: республиканскую (власть находится в руках народа - многих или его значительной части), монархию (властью обладает один человек, который руководит обществом на основе неизменных законов) и деспотию ( власть сосредоточена в руках одного человека, который использует ее произвольно). По его убеждению, в основе этих форм находятся климатические условия: холодный климат, например, философ считал благоприятным для установления политических свобод; в то же время, жаркий климат является способствующим установлению «духа рабства». Такие же различия образуются и в результате плодородия земли, рельефа местности, имеющихся водных ресурсов и т.п..

Идеалом общественного устройства для философа была конституционная монархия.

Среди теоретических достижений социально-философской концепции Монтескье следует обратить внимание на положение об источниках возникновения частной собственности, природу государственной власти, преимущества республиканского строя, самоценность свободы, ком промисний разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, природу и факторы развития человеческих (народных) прав. Предложенный Ш. Монтескье (как и несколько ранее Дж. Локком) разделение властей стал засадовим для либерально-демократического подхода к организации власти. Этот подход сохраняет свою конструктивную силу и в наши дни.

Труда Монтескье осуществили заметное влияние на философов следующего поколения, в частности, Гельвеция, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсона, А. Фергюсона, а также на представителей географического направления в социологии.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии