Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Готфрид Вильгельм Лейбниц

(1646-1716)

«Мир возможен, если он не противоречит законам логики»



Великий философ, которого Б. Рассел охарактеризовал словами: «он был одним из величайших умов всех времен, но человеком он был неприятной», родился за два года до окончания Тридцатилетней войны в Лейпциге (Германия) в высокоинтеллектуальных семье профессора моральной философии Лейпцигского университета. Разумеется, образование, наука и философия стали именно теми отраслями познавательной деятельности, к которым Лейбниц присоединился с детства и пронес их через всю свою жизнь. Протестантские мотивы, которые доминировали в окружении любознательного парня, склонили его симпатии в сторону философии Лютера, позже - в религиозной философии Августина.

Рано потеряв родителей, мальчик «замкнулся в себе» и львиную долю времени отдавал учебе и наукам. В десятилетнем возрасте он в совершенстве овладел всей «латинской премудростью», за что от родственников получил право пользоваться родительской библиотекой. Он погрузился в мир античной философии и поэзии, физики и, особенно, логики, которая пленила его четкостью, ясностью и порядком. В пятнадцать лет, уже будучи студентом университета, Лейбниц увлекается философией, юриспруденцией, математикой.

Обучение в Лейпцигском университете дало способному юноше глубокие познания. Блестящий защита докторской диссертации «О запутанные судебные случаи» открывал двери самых престижных университетов Германии. Однако от предложенной должности профессора он отказался и пошел на службу к епископу Майнцском, где предметно занялся политикой, философией, наукой. Парижский период жизни Лейбница подарил Ему знакомство с Мальбранша, Арно Янсенистом и философией Спинозы.

Именно в это время Лейбниц написал работу о соотношении малых и больших величин, которая была опубликована в 1684 г. Философ не знал, что эта же проблема была основательно описана Ньютоном, и хотя работа последнего была опубликована на три года позже, между учеными завязалась острая, позорная для обеих сторон спор относительно приоритетов.

Философское учение Лейбница является попыткой примирить науку и религию, оправдания существующих порядков «волей Бога», божественного происхождения причин всего сущего. Главными произведениями Лейбница является: «Новая система природы и минимумов», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея» и «монадологии».

Центром философии Лейбница является учение о монадах как простые неделимые субстанции. Лейбниц подчеркивает, что субстанций-монад бесконечное количество, они являются носителями силы и активности и имеют духовную природу. Каждая монада является самостоятельной единицей бытия, способной к активной деятельности. Монада является духовным, поскольку материя - пассивная, не способна к самодвижения и активной деятельности. Монады вечны, они не возникают и не исчезают естественным путем, а является порождением непрерывных «излучений божества».

По мнению философа, монады являются индивидуальными и неповторимыми, независимыми друг от друга, они не могут влиять на внутреннее бытие друг друга. Единство и согласованность монад является результатом предусмотренной Богом гармонии, которая превращает каждую монаду в «живое зеркало Вселенной». Все монады объединены всемудрый Творцом. Каждая монада является определенным «миром в себе» и в то же время отражает и включает в себя весь мировой порядок. Единственное отношение, которое существует между монадами - это гармония. Благодаря внутренней активной деятельности каждая монада сохраняет свою самобытность, индивидуальность в мире изменчивых явлений, имеет свою качественную определенность и в то же время, благодаря заранее установленной гармонии, органически соединенная с универсумом, имеет свое место в нем.

Лейбниц различает три вида монад, в зависимости от их совершенства, запрограммированной Богом: 1) низкие, характеризующиеся «перцепции», т.е. пассивной способностью к восприятию, 2) монады-души, которые могут иметь ощущения и более яркие представления, 3) монады-духи , которые характеризуются высокой степенью развития, имеют сознание, «апперцепция», способность к рассуждению и рефлексии. Каждая монада, благодаря внутренней активной деятельности, стремится совершенствования и содержит в себе свое прошлое, настоящее и будущее.

Монады сами по себе не имеют пространственных характеристик, поэтому они недоступны для чувственного восприятия, а постигаются только умом. Тела же, вещи, которые мы воспринимаем с помощью чувственного опыта, это сочетание монад с материей, зависят от того, с какими монадами сочетается материя. Тела неживой природы содержат монады низшей степени, монады-перцепции. Живые тела содержат монады-души. Человек - это сочетание монад с материей, где ведущая роль принадлежит монадам-духам, апперцепция, рефлексии. Сочетание монад с материей не случайно, это результат предусмотренной Богом Гармонии. Лейбниц первым в философии Нового времени пытается преодолеть механицизм, применить принцип универсальности развития и саморазвития, деятельности и внутренней активности, универсального взаимосвязи, соединить неживую и живую природу, телесное и духовное, прошлое и будущее.

В гносеологии и методологии познания Лейбниц пытается преодолеть пропасть между эмпиризмом и рационализмом, диалектически соединив приобретения этих двух противоположных методологий. Он отмечает, что не только рациональное знание базируется на логических доказательствах, но и опытное, эмпирическое знание невозможно без применения принципов разума. На основании этого Лейбниц дополняет известную формулу эмпиризма: «нет ничего в интеллекте, чего бы не было в ощущениях» словами «кроме самого интеллекта», т.е. врожденных способностей к мышлению, образованию содержательных понятий и идей. Наше мышление, ум имеет свое собственное содержание, вечные и необходимые истины, которые не всегда осознаются нами, однако именно на них основывается вся наша деятельность как разумных существ. Чтобы их осознать, необходима специально направлено внимание, дополнительное интеллектуальное усилие. Они становятся фактом сознания лишь в акте рефлексии. Однако без них невозможно любое мышления и познания.

Принципы разума в опытном познании действуют бессознательно, но этот опыт играет важную роль в познании как таковом, он является исходным пунктом всякого познания, однако дает знание лишь о единичных явления и события, дает нам истины факта. Лейбниц различает истины факта и истины разума. Истины факта является результатом чувственного опыта, они справедливы лишь для некоторых монад. Истины же разума имеют интуитивно-дедуктивный характер, независимые от обстоятельств чувственной жизни и раскрывают необходимое и существенное, они справедливы в отношении всех монад. Сочетаются же эмпирически-чувственное и рационально-интуитивное познание, истины факта и истины разума в органическую целостность, по мнению Лейбница, той же заранее заданной Богом Гармонией.

В этих рассуждениях Г. Лейбница о единстве эмпирического и рационального в познании, истины факта и истины разума мы впервые встречаем попытку осознать зависимость и обусловленность познавательной деятельности общественно-исторической деятельностью, практикой и культурой. Однако соответствующих понятий и категориального аппарата для этого философия XVII в. еще не выработала, поэтому Лейбниц вынужден обращаться к Богу и его заранее заданной Гармонии.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии