Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Джон Локк

(1632-1704)

«Нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в чувствах»

Практически одновременно с Б. Спинозой идею разума (умеренности, рассудительности, мудрости) в социальной организации форм государственности и права обосновывал идеолог классового компромисса крупной буржуазии и части земельной аристократии (так называемой «славной революции», или переворота 1688 года), английский философ-просветитель Джон Локк.

Великим философом он стал благодаря двум вещам - эмпирической теории познания и доктрине либерализма. Над этими вещами философ работал всю свою жизнь. «Два трактата об управлении государством» и «Письмо о веротерпимости» Дж. Локка оказали колоссальное влияние на политико-правовую практику. «В философско-правовой теории Дж. Локка, - подчеркивает 3. Соловьев »- впервые выдал себя то гражданско-правовой идеал, который был объективно востребован временем, и провозглашая который буржуазия становилась на ноги и возвышали себя, только и могла обеспечить себе роль общедемократического лидера» (Соловьев З.Ю. Прошлое толкует нас. - М., 1991. - С. 150).

Дж. Локк родился и воспитывался в пуританской семье провинциального адвоката в городке Рингтон, учился в Вестминстерской школе, затем - в колледже Крайст-Черч Оксфордского университета, где изучал философию, естествознание, медицину. После его окончания преподавал в нем греческий язык, риторику, моральную философию. Кроме преподавательской работы, юноши интересовали естествознание, точные науки, экспериментальные исследования. Он, в частности, увлекся химией и часто помогал Роберту Бойлю в его химических экспериментах. Одновременно Локк проводил метрологические наблюдения, основательно изучал медицину.

В 1667 г. Локк оставил колледж, поселился в семье Эшли Купера (будущего графа Шефтсбери), где он исполнял обязанности домашнего врача и воспитателя будущего графа Шефтсбери. Следуя за своим питомцем, философ Локк занимал ответственные должности в правительственных учреждениях Англии. Взлеты и падения Шефтсбери - политика и государственного деятеля - непосредственно отражались и на судьбе его воспитателя. В противоречиях противоречивых событий Дж. Локк возвышался и падал (до сокрытия за пределами государства) в своем политическом статусе. Однако постоянной в жизни этого выдающегося мыслителя всегда была глубокое уважение к науке и к ученым, знакомством и дружбой с которыми Дж. Локк гордился постоянно и независимо от должности или своего политического статуса.

Главным философским произведением Дж. Локка считают «Опыт о человеческом разуме» (1690 год), в котором автор подверг критике учение Р. Декарта о врожденных идеях и учения Г. Лейбница о врожденных практические принципы.

Продолжая линии Ф. Бэкона и Т. Гоббса в философии. Дж. Локк отстаивал опытно-чувственный характер человеческого знания. Идеи, подчеркивал он, приобретаются в опыте и отнюдь не являются врожденными. Душа ребенка - это "пустое предположение" (етриу cabinet), «чистая доска» (tabula rasa), который наполняется содержанием благодаря опыту. Философ различал две разновидности опыта - внешний и внутренний. Первый осуществляется как чувственное восприятие внешних предметов, второй - путем рефлексии (самодеятельности души), т.е. путем наблюдение, которому ум подчиняет свою деятельность и способы ее обнаружения.

Продолжая Эпикура, П. Гассенди, И. Ньютона и П. Бейля, Дж. Локк развивает материалистическое учение о природе и одновременно признает Бога как конечную причину всего сущего, подчеркивает социальную значимость научного познания и одновременно допускает возможность познания через божественное откровение и постижение содержания некоторых тезисов христианской догматики. Компромисс между религией и наукой Дж. Локк решает все же в пользу последней. «Вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных предписаний разума» (ЛоккДж. Избранные философские произведения: В 2-х т. - М., 1960. - ТЛ.-С.671).

Интересными, хотя и довольно противоречивыми, является учение Дж. Локка о первичных и вторичные качества вещей, теория формирования сложных и абстрактных идей, учение об истине и интуицию, этические и педагогические взгляды философа. Противоречивость философских конструкций Дж. Локка создала возможность для разно-направленного использования его идей («и Дж. Беркли, и Дидро, - писал В. Ленин, - вышли из Локка»), интерпретации его учения как в материалистическом, так и в диалектическом ключе.

Как социальный философ и политолог, Дж. Локк известен как автор либерально-демократической концепции социальной организации общественной жизни, основанной на: 1) обосновании понятия частной собственности как необходимого условия распределительной справедливости, 2) договорной интерпретации полномочий государства, 3) коренному переосмыслении идеи «естественного права ».

Основные положения политико-правовой концепции Дж. Локка с симпатией комментировали и углубляли Вольтер и Кант, Д. Юм и Ш. Монтескье, Б. Франклин и Т. Джефферсон, А. Смит и И. Гете, Д. Дидро и многие другие мыслители. Эти положения не только не утратили смысла протяжении XVIII-XIX веков и в наши дни, но и в определенном смысле вообще могут оказаться «вечными». По словам С. Соловьева, «они не могут ни устареть, ни умереть, пока во всем мире не утвердятся институты гражданского общества, основы конституционализма и разделения властей, пока не перестанет развиваться и оказывать свое нормируемых влияние на социально-политическую практику концепция прав человека» (Соловьев С. Ю. Прошлое толкует нас. - М., 1991,-С. 149).

В чем же сила и новизна подхода, предложенного Локком? Исходя, как и Т. Гоббс, по признанию основ общественной жизни как своеобразного «естественного состояния», Дж. Локк объясняет это состояние. Уже не как «войну всех против всех», а как состояние равенства, в котором вся власть и правозалежнисть являются взаимными. Каждый индивид, считал Дж. Локк, имеет бесконтрольную свободу и одновременно подвергается влиянию свободы другого индивида: никто не имеет права ограничивается ваты другого в его жизни, здоровье, свободе или имуществе. Первым и главным фактором свободы, согласно Дж. Локком, является принцип неприкосновенности частной собственности.

Такое толкование «естественного права» общественной жизни требовало внесения радикальных изменений в его «теоретическую модель». «Естественное состояние» в локкивський интерпретации приобрел вид «честной конкуренции», основанной на равенстве и взаимном. При этом равенство философ рассматривал не как одноякиснисть индивидов от рождения или от специального уравнивания их характеристик, а как равенство возможностей и притязаний. Дж. Локк, следовательно, обобщает начатую Т. Гоббсом идею «равенства без уравниловки», завершает теоретическое обоснование рожденного практикой принципа социальной организации: все люди, независимо от естественного неравенства, раз и навсегда должны быть признаны экономически самостоятельными субъектами, находящихся в отношениях добровольного взаимоиспользованием.

"Экономическая самостоятельность" субъекта, в свою очередь, требовала социальных и политических гарантий. Дж. Локк берет на себя ответственность теоретического обоснования их. Философ предлагает новое толкование «общественного договора». По его мнению, при переходе от «естественного состояния» к «государства» естественные права и свободы не теряются, как думал Гоббс, а сохраняются при индивидах. Государстве индивиды «передают» не все свои права, а только те, которые связаны с охраной собственности, жизни и свободы. Соответственно изменяются статус и функция государства в жизни общества. Согласно Дж. Локком, государство не «охватывает» индивида полностью, как считал Гоббс, а лишь гарантирует его свободы. Государство создается только с целью лучшего воплощения и гарантированной защиты естественных прав человека. Не «государство над человеком», а «человек над государством», считал Дж. Локк, подчеркивая одновременно мысль о том, что гражданин обязан подчиняться государству в той мере, пока она не начинает угрожать его главным интересам.

Защита человека от возможного произвола государства осуществляется, согласно Дж. Локком, распределением публично-властных полномочий государства между различными структурными элементами. Эти элементы имеют уравновешивать друг друга, философ скрупулезно описывает полномочия и функции законодательной и исполнительной власти, обосновывает статус человека в системе властных отношений как независимой личности, достигающей блага (под защитой государства) только благодаря собственной упорному труду.

Никто никого не может заставить быть богатым или здоровым вопреки его воле, писал Дж. Локк. Все это человек должен осуществить сам, если имеет в этом потребность, философ подчеркивает самоценность личности, которая утверждает себя средствами трудового обогащения собственностью, получение на ее почве независимых убеждений. «Человек, царя сама над собой и обладая собственной личностью, - писал Дж. Локк, - ... содержит в самой себе большое основание собственности» (Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2-х т. - М., 1960. - Т. 2. - С. 28). Никто - ни государство, ни церковь, ни мораль - не должен нарушать указанное основание, ограничивать свободу. Свободу можно только согласовывать. Эффективно эту функцию может выполнять право. Дж. Локк анализирует основания правовой регуляции общественных отношений, переосмысливает функциональные особенности государства, закладывает основы новой (отличной от традиционной «нравственной философии») области социального философствования - философии права.

Главная же заслуга Дж. Локка, на наш взгляд, заключается в том, что он первым из теоретиков Нового времени (и, пожалуй, в философии вообще) сформулировал новый социально-философский и политико-правовой идеал - идеал общества, в котором каждый человек от изначально признается как независимый работник-собственник-субъект своей собственной свободы. Дж. Локк «вернул» разработку договорной теории государства в новое русло. Он первым среди первых поставил перед государством требование не только «мудрого заботу о подданных», родительского ходатайства об оптимальном учета общей и частной выгоды, а глубокого уважения к дееспособности и гражданской самостоятельности индивида. Указанное русло расширили и углубили французские и немецкие просветители XVIII века



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии