Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Жан-Жак Руссо

(1712-1778)

«.. Ли погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля - никому»

 


Не менее интересной и влиятельной фигурой периода «свободомыслия» был соотечественник Вольтера, философ и писатель, сын ремесленника, гугенотские предки которого эмигрировали из Франции в Швейцарию, Жан-Жак Руссо.

Будущий философ-романтик родился в Женеве в семье бедняка, который сочетал в себе две, казалось бы, несовместимые профессии - часового мастера и учителя танцев. Его мать умерла, когда он был еще ребенком. Отец (а еще больше - родная тетя) дали Жан-Жаку ортодоксально кальвинистское воспитания. В двенадцать лет юноша оставил школу и пошел на «обучение ремеслам». Тогдашнее ремесленное обучение было невыносимым. Юноша уходит из мастерской и, не имея средств к существованию, обращается к церкви. Несколько лет Руссо был правоверным католиком; бродяжничал; служил в прислугах знатных дам, которые проявляли к нему более чем дружескую предрасположенность. Кстати, при содействии одного из них Руссо стал секретарем французского посланника в Венеции. Но не сработался, вернулся в Париж, где встретился с Терезой - служанки одного из парижских отелей, прожил с ней до конца своей жизни. Рассказывают, что Тереза была очень некрасивой, даже уродливой, необразованным, невежливым. Никто, даже сам Руссо, не могли объяснить свою привязанность к этой порочной женщины, с которой он имел пятерых детей и которая в конце жизни «стала пьяницей и бегала за конюхами». Знатные дамы, с которыми общался Руссо, вынуждены были терпеть Терезу, рядом с которой философ чувствовал себя слишком неуверенно.

Первый успех Руссо получил за отрицательный ответ о роли науки и искусства в прогрессе человеческой истории. В трактате на эту тему он утверждал, что наука, письменность, искусство есть злейшими врагами морали, они являются источником рабства, создают и воспроизводят бедность. Чтобы быть нравственным, то есть человечным, считал Руссо, от всего нужно отказаться. Все, что отличает «ученый» человека от «неученых», есть зло, считал философ.

Казалось бы, такая позиция должна была вызвать осуждение, между тем, время было такое, что обоснование Руссо официальным академическим кругам понравились; философ получил первую премию, высоко поднял голову, продал часы (указав, что ему «больше не нужно знать время») и начал осуществление образа жизни по принципам, истолкованными в трактате.

Собственно, определенные идеи были продуманы и изложены Руссо ранее, в его философском трактате «Размышления о нравственности» (1754); человек по своему происхождению является хорошей, общество же делает ее злой существом; виной всему служит цивилизация, которую нужно ограничивать, считал Руссо. Вольтер подобное воспринять не мог. Он ответил Руссо резко и саркастически. Отнюдь не удивительно, что сторонники конце жизни перессорились друг с другом.

И все же, Руссо был гуманистом. О гуманистическую направленность философских поисков Ж.-Ж. Руссо свидетельствуют его мысли, высказанные в одном из писем знаменитого художественно-философского произведения «Юлия, или Новая Элоиза». «Пусть люди занимают положение согласно своим достоинством, а союз сердец пусть будет по выбору, - вот такой он, настоящий общественный порядок ... Долг каждого человека - противодействовать насилию, способствовать порядке ».

Каждым своим произведением - «Рассуждение о происхождении и причинах неравенства», «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или О воспитании» - философ убеждает читателя в обременительности и преступной роли насилия, ратует за гуманное отношение к человеку и народу , поднимает ценность общественной организации, в которой получили бы возможность оказаться все человеческие свободы.

Главная проблема социальной философии Ж.-Ж. Руссо заключается в раскрытии источников и факторов общественного насилия, обстоятельств потери человеком естественно присущей ей свободы, поиска путей возвращения свободы, организации на ее основе оптимального порядка.

Философ обстоятельно описывает «естественный» этап жизни людей, как равных и свободных существ, способных к самосовершенствованию. Постоянное стремление людей к улучшению условий и средств существования привело к соперничеству, отграничения индивидов друг от друга по критериям собственности, к разрушению равенства и зарождения рабства и нищеты. Неизбежным следствием обработки земли, подчеркивал Руссо, был ее распределение. В этом, по его мнению и укоренившаяся главная причина имущественного неравенства. Весь ход дальнейшего экономического развития углублял ее. Цивилизация прогрессировала одновременно с ростом насилия и угнетения. «Железо и хлеб, - заключает мыслитель, - вот что цивилизовали людей и потеряло род человеческий».

Имущественное неравенство (шире - частная собственность) обусловлена внутренней природой людей, их соперничеством, противоположностью интересе », скрытым желанием выиграть за счет других. Таким образом, возникновение неравенства является закономерным явлением общественной жизни. Предотвратить это невозможно. Одновременно размышлять философ, природный ум подсказывает человеку оптимальные формы сосуществования «в неравенства», средства преодоления последней в организованном, упорядоченном обществе.

Ж.-Ж. Руссо предлагает вариант законодательной регуляции размера личного богатства, уравнение частной собственности. Как и Аристотель, Ж.-Ж. Руссо выступает как сторонник «усреднения» собственности, как пропагандист среднего (и мелкого) собственности до того единственного основания, из которого в конце концов начинают свой автономное развитие равенство и свобода.

Функцию регулирования размеров собственности, по мнению Ж.-Ж. Руссо, берет на себя государство. При этом философ видел в государстве не только институт «объединение обездоленных для своей защиты», но и средство господства богатых над бедными. Общество и законы, по его выражению, «наложили новые оковы на слабого и придали новые силы богатому, необратимо уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили коварную узурпацию на незыблемое право и ради пользы нескольких честолюбцев пририклы времени человеческий род на труд, рабство и нищету ». Превращение государства в деспотию Ж.-Ж. Руссо называл третьим завершающим этапом развития неравенства.

Какими же путями (и средствами) предлагает. Руссо нарушить естественный ход роста общественного неравенства, достижение новой организации жизни? Как уже отмечалось, первый из них - это законодательное регулирование размеров частной собственности. Второй - это путь, связанный с «перестройкой» государства «общественного договора». Третий, по мнению философа, состоит в воспитании граждан.

Общественный договор, считал Ж.-Ж. Руссо, должна основываться на трех взаимосвязанных принципах: 1) суверен - народ, 2) суверенитет народа не подлежит отчуждению и разделения, 3) законодательная власть принадлежит народу и только ему. Идея народного суверенитета, обоснованная Ж.-Ж. Руссо, преподносит автора в статус прогрессивных и найвильнолюбниших мыслителей того времени, обнаруживает в нем глубокого демократа и гуманиста.

Идеалом государственного устройства для Ж.-Ж. Руссо была республика. Правительство в ней выполняет только исполнительные функции. Он обязан соблюдать законы и охранять свободы под контролем народа. Как суверен, народ имеет право отстранить любого и отклонить угодно. Средством осуществления этого является народное собрание, коллективная воля граждан. Государство, следовательно, должна служить не привилегированный состояниям, а всему обществу. «Народ, подчиненный законам», считал мыслитель, является одновременно и «автором этих законов». «Суверенитет народа» является гарантом «государства разума», общественного равенства и свободы.

Для подготовки граждан к жизни в «государстве ума», отмечал Ж. Руссо, нужна разветвленная система воспитания, построенная на принципах «подражание природе», учет возрастных особенностей ребенка, на производительном труде и проявлении самодеятельных возможностей, физическом, нравственном и интеллектуальном развитии воспитанников т.д..

Свою теорию воспитания Руссо излагает в романе «Эмиль» (1762 p.). Воспитание, считал философ, должно исходить не из внешних (заложенных цивилизацией), а исключительно из внутренних потребностей человека. К ним относятся, прежде всего, чувство любви и жалости, из которых вырастает совесть. «Есть в глубине души Врожденное начало справедливости и добродетели, в силу которых Вопреки нашим собственным правилам мы признаем Свои уступки и уступки второй или хорошими, или дурными. Именно это начало я называе совестью »(Избранные педагогические сочинения. Т. 1. - М., 1981. - С. 344). Детей нужно воспитывать, считал Руссо, только исходя из индивидуальных и возрастных особенностей. Главное в воспитании - становление чувственной культуры личности. Этот аспект проблемы воспитания и человеческих взаимоотношений Руссо преподает в Романе «Юлия, или Новая Элоиза» (1761 p.). Роман принес Руссо все всеобщее признание и звание почетного гражданина Женевы.

Педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо - концепция свободного воспитания - оказало значительное влияние как на теорию, так и на практику воспитательной работы. Ее эхо заметно в педагогических воззрениях И. Песталоцци, Л. Толстого, Г. Спенсера, Дж. Дьюи и других выдающихся мыслителей.

Жизненный путь Ж.-Ж. Руссо является чрезвычайно противоречивым. Хронический недостаток денег для существования заставлял философа постоянно работать, а своеобразный характер прямолинейного вольнодумца - менять место проживания, контактов среду, отношение к коллегам из «философского корпуса». Он поддерживал тесные дружеские отношения с «энциклопедистами», особенно Д. Дидро, уважал Вольтера, общался с Д. Юмом, критиковал Ж. Д 'Аламбера и других просветителей, а впоследствии даже видел у Д. Дидро и П. Гольбаха своих найзлостивиших тайных преследователей.

"Философское среду" Франции в этот период, между тем, было чрезвычайно представительным и влиятельным. Кроме указанных мыслителей, здесь жили и работали такие известные теоретики, как монах-бенедиктинец, казначей монастыря Монтрей-Белле Леже Мари Дешан (1716-1774), аббат и философ Морелли (даты рождения и смерти не сохранились), воспитатель внука Людовика XV - герцога Пармского - Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780), целая плеяда выдающихся «энциклопедистов» и «материалистов».

Л. Детан, в частности, обосновывал идею «идеального устройства нравственности» как системы социального равенства и все всеобщего благосостояния; Морелли разработал проект достижения «коммунистического общества» на основе отмену частной собственности и все общего труда граждан; Е. Кондильяк высказал предположение о существующем тесная взаимосвязь "Связь" характера народа »с возможными социальными реформами, темпами внедрения их в социальную практику. В-философское обоснование Просвещения обеспечить французские философы-материалисты Ламетри, Дидро, Гольбах. Считается, что именно их теоретические росвиты подготовили текст «Декларации прав человека и гражданина», обеспечили идеологию Великой Французской революции 1789-1794 годов.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии