Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Клод Анри Гельвеций

(1715-1771)

«Страдания народов можно всегда объяснить несовершенством их законов, и, соответственно, их незнанием определенных моральных истин»



Французский философ-материалист, один из прямых идеологов французской буржуазии родился в Париже в семье придворного врача. После окончания иезуитского колледжа и самостоятельной работы в г. Кан, Гольбах получает должность генерального откупщика, которая дала ему возможность стать достаточно обеспеченным и влиятельным человеком и одновременно непосредственно ознакомиться со всеми противоречиями тогдашнего общества, заставила замы литься над перспективами социально-политических изменений, приближались . Именно на этой основе философ знакомится и сближается с такими мыслителями, как Монтескье и Вольтер, под влиянием которых (особенно Вольтера) берется за перо и дарит миру свои первые произведения: «О любви к знанию», «О удовольствие». «О невежество и лень ума», «О ремесла» и другие.

Высокая правительственная должность Гельвеция отнюдь не привлекала. Его тянуло в науку и философию. Философ входит в кружок мыслителей, которые объединились вокруг Дидро и Гольбаха, вильнодумствуе, пишет книгу «Об уме», направленную против феодальных порядков, религии и католической церкви. Разумеется, в те времена со стороны духовенства книга вызвала ненависть к автору, бона была сожжена и запрещенная властями.

Философ, между тем, идет своим путем дальше. Он издает книгу «О человеке, его умственные способности и его воспитание», где разворачивает те же мысли, но уже более последовательно и доказательно. Противостояние мыслителя с духовной и светской властью растет.

Суть этого противостояния определяют три взаимосвязанных направления философских размышлений Гельвеция:

- Во-первых, возражения положение о бессмертии души и обоснования вывода о зависимости психической жизни человека от его природной организации;

- Во-вторых, утверждение чувственного познания как основы и исходной основы всякого познания вообще. («Все, что недоступно чутьем, - утверждает философ, - недостижимо и для ума»);

- В-третьих, обоснование идеи зависимости человека от условий социальной среды, решающей роли среды в развитии психических, нравственных и др.. характеристик человека. Гельвеций утверждал, что общественная среда, в свою очередь, создается существующим законодательством. «Законы делают все», - заявляет он. А законодательство определяется господствующими в обществе идеями. Гельвеций разделяет идеи на полезные, вредные и безразличные. Люди действуют согласно полезными, выгодными им идеями. Сокровенная причина общественного развития, считал философ, укоренившаяся в интересе и себялюбии. Отсюда он делает вывод, что создание справедливого общественного устройства возможно только при условии верно понятного себялюбия, сочетание индивидуального интереса с общественным. Капиталистическое общество, утверждается, создает условия для такого сочетания: отношения между «рабочим» и «работодателем» Гельвеций трактовал как вполне моральные, как отношения «взаимных услуг», «взаимного пользования» труда и капитала. На этой основе философ создает теорию полезности, направленную, с одной стороны, на развенчание религиозных и этических идей, обосновывающих феодальные отношения, с другой - на обоснование отношений, которые складывались в процессе первоначального накопления капитала.

Частную собственность Гельвеций считал неделимым, священным правом человека. Принцип имущественного равенства он считал не только невыполнимым, но и вредным, угрожающим как для общества, так и для человека. Люди могут быть равными в своих интеллектуальных и моральных способностях. Именно поэтому, они должны быть равны перед законом и не более. Во всех же остальных измерениях Гельвеций отстаивал индивидуализм и разумное стремление человека к счастью, может быть достигнуто в обществе, возглавляемом «просвещенным монархом».

Философские взгляды Гельвеция разворачивались в общем русле идей Просвещения. Природу он понимал как совокупность материальных тел, создаваемых путем объединения-разъединения атомов; природе присущи пространственно-временные характеристики, а также движение и причинность.

Духовный мир человека, за Гельвецием, подчинен закону интереса. Люди по своей природе - эгоисты. Но в их личных интересах - считаться с общественными интересами, придерживаться принципа разумного эгоизма, действовать в интересах государства, народа.

Люди не рождаются ни злыми, ни добрыми. Такими их делают социальную среду и воспитания. К сожалению, рассуждал философ, религиозное воспитание противоречит природе человека, а потому и искажает ее. Гельвеций развенчивал святость служителей пуль ту, показывал их беспринципность, моральную распущенность.

Моральные недостатки имеют своей причиной порочный законодательство. Конечным итогом такого объяснения человеческого общества было положение: «мнения правят миром». Требование изменить среду означала лишь требование заменить феодальные порядки буржуазными. Идеалом Гельвеция был благоденствуючий буржуа с его принципом личной выгоды; этот буржуа не от того, чтобы способствовать общественному благу, но не в ущерб себе, своим интересам. Гельвеций отстаивал принцип частной собственности, он был лишь против слишком резкого имущественного неравенства.

Критика Гельвецием политического строя и законодательства феодального общества имела прогрессивный для того времени характер. Главное произведение Гельвеция - «Об уме» (1758) - принадлежит к числу блестящих, талантливых произведений философской и атеистической мысли XVIII в. Это был, по словам Дидро, «здоровенный удар дубиной по пересудах всех родов». Как уже отмечалось, реакция осудила книгу на сожжение за нарушение «основ христианской веры».



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии