Клод Анри Гельвеций
(1715-1771)
«Страдания народов можно всегда объяснить несовершенством их законов, и, соответственно, их незнанием определенных моральных истин»
Французский философ-материалист, один из прямых идеологов французской буржуазии родился в Париже в семье придворного врача. После окончания иезуитского колледжа и самостоятельной работы в г. Кан, Гольбах получает должность генерального откупщика, которая дала ему возможность стать достаточно обеспеченным и влиятельным человеком и одновременно непосредственно ознакомиться со всеми противоречиями тогдашнего общества, заставила замы литься над перспективами социально-политических изменений, приближались . Именно на этой основе философ знакомится и сближается с такими мыслителями, как Монтескье и Вольтер, под влиянием которых (особенно Вольтера) берется за перо и дарит миру свои первые произведения: «О любви к знанию», «О удовольствие». «О невежество и лень ума», «О ремесла» и другие.
Высокая правительственная должность Гельвеция отнюдь не привлекала. Его тянуло в науку и философию. Философ входит в кружок мыслителей, которые объединились вокруг Дидро и Гольбаха, вильнодумствуе, пишет книгу «Об уме», направленную против феодальных порядков, религии и католической церкви. Разумеется, в те времена со стороны духовенства книга вызвала ненависть к автору, бона была сожжена и запрещенная властями.
Философ, между тем, идет своим путем дальше. Он издает книгу «О человеке, его умственные способности и его воспитание», где разворачивает те же мысли, но уже более последовательно и доказательно. Противостояние мыслителя с духовной и светской властью растет.
Суть этого противостояния определяют три взаимосвязанных направления философских размышлений Гельвеция:
- Во-первых, возражения положение о бессмертии души и обоснования вывода о зависимости психической жизни человека от его природной организации;
- Во-вторых, утверждение чувственного познания как основы и исходной основы всякого познания вообще. («Все, что недоступно чутьем, - утверждает философ, - недостижимо и для ума»);
- В-третьих, обоснование идеи зависимости человека от условий социальной среды, решающей роли среды в развитии психических, нравственных и др.. характеристик человека. Гельвеций утверждал, что общественная среда, в свою очередь, создается существующим законодательством. «Законы делают все», - заявляет он. А законодательство определяется господствующими в обществе идеями. Гельвеций разделяет идеи на полезные, вредные и безразличные. Люди действуют согласно полезными, выгодными им идеями. Сокровенная причина общественного развития, считал философ, укоренившаяся в интересе и себялюбии. Отсюда он делает вывод, что создание справедливого общественного устройства возможно только при условии верно понятного себялюбия, сочетание индивидуального интереса с общественным. Капиталистическое общество, утверждается, создает условия для такого сочетания: отношения между «рабочим» и «работодателем» Гельвеций трактовал как вполне моральные, как отношения «взаимных услуг», «взаимного пользования» труда и капитала. На этой основе философ создает теорию полезности, направленную, с одной стороны, на развенчание религиозных и этических идей, обосновывающих феодальные отношения, с другой - на обоснование отношений, которые складывались в процессе первоначального накопления капитала.
Частную собственность Гельвеций считал неделимым, священным правом человека. Принцип имущественного равенства он считал не только невыполнимым, но и вредным, угрожающим как для общества, так и для человека. Люди могут быть равными в своих интеллектуальных и моральных способностях. Именно поэтому, они должны быть равны перед законом и не более. Во всех же остальных измерениях Гельвеций отстаивал индивидуализм и разумное стремление человека к счастью, может быть достигнуто в обществе, возглавляемом «просвещенным монархом».
Философские взгляды Гельвеция разворачивались в общем русле идей Просвещения. Природу он понимал как совокупность материальных тел, создаваемых путем объединения-разъединения атомов; природе присущи пространственно-временные характеристики, а также движение и причинность.
Духовный мир человека, за Гельвецием, подчинен закону интереса. Люди по своей природе - эгоисты. Но в их личных интересах - считаться с общественными интересами, придерживаться принципа разумного эгоизма, действовать в интересах государства, народа.
Люди не рождаются ни злыми, ни добрыми. Такими их делают социальную среду и воспитания. К сожалению, рассуждал философ, религиозное воспитание противоречит природе человека, а потому и искажает ее. Гельвеций развенчивал святость служителей пуль ту, показывал их беспринципность, моральную распущенность.
Моральные недостатки имеют своей причиной порочный законодательство. Конечным итогом такого объяснения человеческого общества было положение: «мнения правят миром». Требование изменить среду означала лишь требование заменить феодальные порядки буржуазными. Идеалом Гельвеция был благоденствуючий буржуа с его принципом личной выгоды; этот буржуа не от того, чтобы способствовать общественному благу, но не в ущерб себе, своим интересам. Гельвеций отстаивал принцип частной собственности, он был лишь против слишком резкого имущественного неравенства.
Критика Гельвецием политического строя и законодательства феодального общества имела прогрессивный для того времени характер. Главное произведение Гельвеция - «Об уме» (1758) - принадлежит к числу блестящих, талантливых произведений философской и атеистической мысли XVIII в. Это был, по словам Дидро, «здоровенный удар дубиной по пересудах всех родов». Как уже отмечалось, реакция осудила книгу на сожжение за нарушение «основ христианской веры».