Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Поль Анри Гольбах

(1723-1789)

«Вселенная - это богатый единение всего сущего, повсюду являет нам только материю и движение»



Знаменитый французский философ родился в городке Едесхайм (Германия) в достаточно богатой семье, которая имела возможность дать ребенку приличное образование. Обучения химии в Лейденском университете вернуло мировоззрение юноши в сторону материализма и атеизма. Переехав в Париж, Гольбах открывает собственный философско-культурологический салон, уже через короткое время становится местом воспалительных дискуссий философов-энциклопедистов. Он знакомится с Дидро, другими известными философами и естествоиспытателями, активно участвует в подготовке «Энциклопедии». Для этого издания Гольбах написал 375 статей.

Главный труд философа - «Система природы» (ее еще называют «Библией материализма») - является обобщенным изложением идей эпохи Просвещения. Материя и движение, пространство и время, необходимость и случайность, причина и следствие - эти фундаментальные категории материализма получили в Гольбаха мощное научное и философское обоснование.

Гольбах подходит к осмыслению проблемы материи и духа как центральной философской проблемы Нового времени и выделяет два противоположных направления - натуралистический и спиритуалистический. Он также конкретизирует и обосновывает учение о субстанции, подчеркивая, что субстанцией может быть только материя - вечная, бесконечная и самопричинна.

В Гольбаха мы находим одно из первых определений материи: материя - это то, что, действуя на наши органы чувств, вызывает ощущение. Гольбах также отмечает единстве материи и движения. Движение является способом существования материи, который не сводится к простому механическому перемещению, а включает также физико - химические и биологические изменения, проявляющиеся в рождении, росте, цвете, старении и умирании живых существ. Гольбах различает внешнее движение, что чувственно воспринимается как определенное изменение в пространстве и времени, и внутренний, скрытый движение, зависящий от присущей телам энергии, т.е. от их сущности, от комбинации, действия и противодействия невидимых молекул материи, из которых состоят тела. Этот «молекулярный» движение он рассматривает как процесс, происходит постоянно и непрерывно и вызывает качественные преобразования в телах. Гольбах подчеркивает, что в телах действуют внутренние силы действия и противодействия, которые как единство противоположностей стимулируют процесс движения, то есть он близко подошел к пониманию движения как самодвижения. В относительном покое тел Гольбах видит результат взаимного уравновешивания противоположно направленных сил. Он пытается даже в статических взаимодействиях обнаружить проявление внутренней активности материи.

Благодаря органическом единстве материи и движения Вселенной, по мнению Гольбаха, предстает как необъятный, безграничный и непрерывная цепь причин и следствий. Причина, с его точки зрения, это тело или существо природы, побуждает к движению другое тело или осуществляет в нем качественные изменения, а следствие - это самые изменения, которые осуществляются каким-либо телом в другом посредством движения.

Основой закономерностей природы Гольбах считает детерминизм, возведенный им в причинно-следственных взаимосвязей. Универсальную естественную причинность он понимал как процесс взаимодействия между причиной и следствием, ограничиваясь одностороннего ее трактовки, которое признавало активность лишь по причине. Однако и сам Гольбах не избегал односторонности в понимании Природы. По его мнению, в природе все изменения, все действия подчиняются только необходимости, случайность же исключается. В природе действует вечный, неизбежный, необходимый порядок или неизбежный связь причин действия с производными от них действиями.

Человек тоже, будучи частью природы, подчиняется этим универсальным необходимым закономерностям. Все ее поступки подчинены фатальности, ничто в ней, как и в природе в целом, не является случайным. Человек считает себя свободным, поскольку не замечает истинного мотива, который побуждает его к действию. Чтобы быть счастливой, человек должен познать свою природу и действовать в соответствии с ней. Незнание же своей природы и природы мира ведет к рабству и не счастье.

Труд «Система природы» начинается горькой констатацией, что человек несчастен. Рабство, деспотизм В общественной жизни, все конфликты и недостатки, социальное зло с продуктом невежества, незнания человеком своей природы. Задача этой работы Гольбах определяет как открытие единственно правильного пути к счастью.

Чтобы быть счастливой, человек должен вернуться к природе, которой она отреклась через свое невежество. Итак, чтобы достичь счастья, следует адекватно познать природу мира и природе человека. В мире же нет ничего, кроме материи, способом существования которой является движение. Универсальным же законом материального движения, по мнению Гольбаха, есть закон инерции. Все в природе, в том числе и человек, подчиняется этому закону. В человеческой жизни этот закон проявляется в том, что каждый человек стремится к самосохранению, отстаивает свое бытие и пытается продолжить его в бесконечность и вечность. Далее Гольбах делает вывод, что каждый человек в соответствии со своей природой пытается удовлетворить свои собственные личностные интересы, именно в этом проявляется самосохранения. Нет других двигателей, других мотивов деятельности, кроме собственных интересов. Сделайте так. чтобы человек видела в общественном интересе свой личностный интерес, и тогда только сумасшедшие будут аморальными, считает философ. Следовательно, отмечает Гольбах, единственным возможным путем к счастью есть познание природы и создание соответствующего законодательства, которое бы учитывало природу человека, его стремление к самосохранению как проявление универсального закона инерции и основывалось на органическом единстве и согласовании личностных и общественных интересов. Это единственный путь утверждения в обществе принципов Разума и Справедливости.

Резкой критике подвергает философ деспотические формы правления. Его идеал - просветительская монархия. И хотя Гольбах не отрицает возможность революционного свержения деспотии, справедливый государственный строй должен основываться на общественном договоре, в соответствии с которым каждый гражданин обязуется служить общему благу, получая от общества помощь и защиту.

Известны также атеистические взгляды великого философа. По его мнению, религию создали страх, обман и невежество. Церковники - это рыбаки, писал философ, которые любыми средствами мутят воду, чтобы расставить свои сети и ловить рыбу в мутной воде. Бога нет, считал философ. Представление о Боге составляется путем сочетания элементов, принципиально исключают друг друга. Познание природы автоматически приведет к отказу от идеи Бога, к уничтожению религии, ликвидации привилегий священнослужителей.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии