Социально-политическая и духовная атмосфера Германии накануне Великой Французской революции характеризовалась, с одной стороны, симпатиями и сочувствием новых социальных слоев в просветительские, антифеодальных идеалов и принципов
, а с другой - страхом перед революцией, склонностью экономически и политически отсталой немецкой буржуазии к компромиссу с феодальной реакцией. Считают, что немецкое Просвещение оказало значительно меньшее влияние и мало значительно меньше общественный (гражданский) авторитет, чем французское, носило ограниченный характер и в большей степени углублялось в теорию той или иной проблемы, чем решало практические вопросы. Так оно, очевидно, и было. Как было и другое - яркие деятели науки и культуры, философии и искусства, настоящие, а не «кабинетные» просветители, которые скрупулезной, кропотливой работой готовили почву для нового теоретического взлета человеческого духа, оказался в феномене немецкой классической философии.
Свободомыслие никогда не оставляло талантливую немецкую нацию. Подходящим является и обратное: генетически присущ немцам «организационный дух» никогда не давал свободолюбие достаточно широкого пространства, ограничивал творческую свободу, чем фактически побудил ее проявление через углубление в теорию, а не через яркость и образность популярного слова.
Основатель немецкой классической философии И. Кант, а за ним и вся новая немецкая философская школа формировали свой духовно-философский мир в атмосфере авторитета Вильгельма Лейбница и его социального учения о «установленную заранее гармонию», примирение с действительностью и оправдания пассивности. «Новая философия» вызревала, восхищаясь Христианом Вольфом - знаменитым «учителем Германии», изгнанным в 24 часа из Галле «под угрозой повешения». Она благоговела перед смелостью пиетистов Готфрида Арнольда и его ученика Иоганна Конрада Диппель, который провозгласил братский союз людей всех религий на почве общей «естественной морали», с уважением вчитувалася в произведения, направленные против средневековой фантастики, литератора Готшеда, в сентиментальные стихи Клопштока; вслуховувалася в музыку Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя; полемизировала с такими выдающимися теоретиками, как Иоганн Иоахим Винкельман, Готхольд Эфраим Лессинг, Иоганн Готфрид Гердер, Иоганн Вольфганг Гете и Фридрих Шиллер.
Одновременно формируя свои принципы, немецкая классическая философия переосмысливала философские учения, находившихся за пределами традиционно просветительской идеологии. Она обращалась к античности и средневековых философских концепций, мыслителей эпохи Возрождения и Реформации, французских и английских материалистов XVII-XVIII веков, в таких самобытных критиков, казалось бы, всеми признанного материалистического направления, как Дж. Беркли и Д. Юм.
Родоначальником немецкой классической философии справедливо считается Кенигсбергский философ Иммануил Кант.
Загрузка...