Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Джордж Беркли

(1684 - 1753)

«Быть - значит восприниматься»




«Злейший враг материализма», англо-ирландский философ Джордж Беркли родился в Ирландии в английской дворянской семье, учился в университете в Дублине, работал учителем теологии, путешествовал по Франции и Италии, выполнял миссионерские функции в Северной Америке и обязанности епископа в Ирландии.

Таким в главных чертах есть жизненный путь Дж. Беркли. Как отмечают исследователи, это была мужественная и волевой человек, владевшей широкими научными знаниями, особенно по физике (оптики), математике, физиологии и философии, смело шла в мир с новыми выводами и обобщениями, отстаивала независимое мнение, несмотря на авторитеты предшественников.

Мировоззрение философа и религиозного деятеля формировался под влиянием философских идей английского эмпиризма (Дж. Локк), картезианцев Н. Мальбранша, скептика П. Бейля. Каждый из этих известных философов Дж. Беркли «продолжил» через отрицание н формирования собственного взгляда, который вошел в историю философии как «радикальный номинализм», «радикальный сенсуализм», «радикальный субъективизм», «имматериализм» и «спиритуализм».

Творческий путь мыслителя определяли такие работы, как «Философские заметки», «Попытка новой теории зрения», «Теория зрения, или здорового языка», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три разговора между Гиласом и Филонусом», «О движении» , «О бесконечные величины», «а политика», «Алсифрон", "Сейрис», «Вопросник».

Что же отрицал и обсуждал Дж. Беркли? Философ отрицал существование чего абстрактного, а особенно существования в мире тел, сил и причинных связей и, вместе с тем, отстаивал их существование лишь в мышлении: цвет, считал он. существует только тогда, когда его видишь, а если это так, то соответственно и движение, форма или величина существуют только тогда, когда их воспринимают. За восприятием той или иной вещи, считай философ, о ее существовании мы можем только догадываться. Отсюда он делает вывод о («бытие как восприятие». Все, что находится за пределами восприятия, является предметом метафизики, и не более.

Чтобы понять поворот мысли великого философа, нужно вернуться к Локка. Тот, как известно, отрицал познания субстанции, поскольку она "не является предметом опыта". Дж. Беркли пошел дальше: поскольку мы не воспринимаем субстанции, рассуждал он, то она нэ существует! «Субстанция», то есть «материя» является не чем иным, как порожденной разумом фикцией, а то, что называется «телами», является лишь совокупностью чувственных качеств. И если с тел устранить качества, рассуждал он, то ничего не останется. Вывод приближался невероятно быстро: а) внешний мир состоит исключительно из качеств, воспринимаемых б) все свойства являются субъективными. Мир состоит только из восприятий. За восприятиями ничего в нем не существует.

Размышления Дж. Беркли о природе и процесс ее познания, религии и общие вопросы развития науки, психологию познавательного процесса и этику были подчинены практически одной цели - опровержению материалистического учения и одновременно обоснованию самодийовости единого духовного начала, который создает и законы природы, и законы отличия более реальных людей от менее реальных.

«Материя», рассуждал Дж. Беркли, является обезличенный произведение болезненного разума. Этот вопрос имеет условный характер. О наличии материи можно говорить, только пока ее воспринимают: «быть - значит восприниматься», утверждал далее философ. И не больше.

Понятие материи он рассматривал в связи с этим как абстракцию, как средство, используем тогда, когда человек не может понять истинные причины всего сущего. Понятие материи ничего не значит. Оно не имеет смысла, конкретного проявления и потому больше мешает познанию, создает химеры, чем способствует приближению к истине. Философ предлагает изъять «материю» из системы познания. «Материя, - писал он, - если она будет изгнана из при родах, уносит с собой столько скептических и безбожных построений, такое невероятное количество споров и запутанных вопросов, которые были бельмом на глазах теологов и философов; материя побудила столько бесплодной труда, бы даже те обоснования, которые мы выдвинули против нее, были признаны достаточно вескими ... то все же, я уверен, что все друзья истины, мира и религии имеют основания желать, чтобы эти обоснования были достаточными ». На место «материи» Дж. Беркли предлагает поставить «вездесущий» вечный дух, который познает и обнимает все вещи и показывает их нам так, как он сам решил и как предполагают законы природы.

Ли в этих рассуждениях определенный рациональный смысл, или мы должны согласиться с их оценкой как идеалистической "чепухи" и "путаницы», о чем, в частности, писал В. И. Ленин, отстаивая материалистическое учение Маркса. Полагаем, что следует иметь в виду как первое, так и второе. На наш взгляд, Ленин осуждал Дж. Беркли большей степени с политически классовых, а не философско-научных соображений. Ведь идею как «материи», так и «духовного первня» ни обосновать, ни опровергнуть (опровергнуть) средствами строгой науки еще не удалось. Ленинская критика Дж. Беркли - это критика «идеалиста» «материалистом». Она имеет право на существование такой же степени, как и замечания Дж. Беркли относительно материи.

Что касается рационального содержания берклианства, заметим: Дж. Беркли не одним из первых теоретиков Нового времени пере брал на себя ответственность за теоретическое опровержение истинности и эвристичности материализма, он начал критику материализма с философско-научных, а не религиозно-философских (теологических) позиций. Дж. Беркли четко указал на шаткость главных принципов материализма, чем фактически способствовал углублению этого учения в разработках теоретиков позднего периода.

То же самое можно сказать и об отрицании Дж. Беркли главных принципов естественнонаучного знания, в частности, высшей математики и физики. Именно с критической подачи Дж. Беркли математики занялись уточнением ряда исходных понятий теории дифференциального исчисления, усилением "экономии математического мышления", т.е. разработкой тех фундаментальных проблем, на которые до Дж. Беркли никто не обращал внимания.

Дж. Беркли поставил вопрос о соотношении объективного и субъективного в ощущениях, об объективности причинности и разновидности существования, о психологической составляющей процесса познания, о таинстве строения «протяженного континуума» с «не протяженных элементов» (И. Нарский) . К этому следует добавить: Дж. Беркли сделал первый шаг по направлению к «абсолютной идеи», конструктивный познавательный смысл которой окажется впоследствии в философии Гегеля. Он начал возрождения (и очистки от религиозно-схоластических наслоений) большого платонивсього учение о «мире идей» как конечную причину всего сущего, толкование этой причине уже не только как Бога (в теологическом смысле), а как особой «духовной» субстанции, не зависит ни от чего.

Именно с ее помощью Дж. Беркли и стремился объяснить мир, метод его постижения, моральные качества людей и принципы общения их в обществе. Социальное у Дж. Беркли встал как следствие «духовного». Собственно говоря, именно это и дает основания рассматривать его как одного из философов - создателей «вне просветительских» предпосылок формирования новой модели социального. Вторым был Д. Юм.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии