Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Давид Юм

(1711-1776)

"Необходимость есть нечто, существующее в уме, а не в объектах"


«Величайший философ и друг всего человечества», как называл Давида Юма П. Гольбах, родился в Эдинбурге (Шотландия в семье небогатого дворянина-юриста. Семья готовила Д. Юма к юридической карьеры. Однако своевольная натура парня не принимала любой другой деятельности, кроме философии и литературы. 3а поддержкой родителей, он начал обучение по этим предметам в Эдинбургском университете. Смерть отца заставила парня бросить учебу и заняться коммерцией. Эта попытка завершилась полным провалом: философия и коммерция, очевидно, является процессами не совместимыми. Д. Юм переехал во Францию и три года учился в Ля-Флеш, где в свое время получал образование знаменитой Р. Декарт.

Первой пробой пера оказался известный, но непонятной: для читающей публики тех времен «Трактат о человеческой природе» («А treatise of human nature»). Д. Юм возвращается в Англию, где занимает скромную должность библиотекаря при Ассоциации юристов. Эта должность прибыли не приносила, однако ее преимущество заключалось в другом: она позволяла пользоваться богатым книжным фондом. Д. Юм полной мере воспользовался этим преимуществом, в результате чего появилась одобрительно воспринята общественностью восьмитомного «История Англии». Впоследствии книга была переиздана французском. Тираж разошелся довольно быстро. Д. Юм стал человеком не только обеспеченной и богатой, но и довольно известной. Он возвращается в Эдинбург, превращает свой дом в своеобразный философско-литературный салон, намерен сохранить эту философскую ауру до конца жизни. Судьба, между тем, распорядилась иначе: после войны между Англией и Францией в 1763 г. Д. Юм был приглашен на должность секретаря британского посольства в Версале и несколько лет выполнял дипломатические обязанности. Это был триумфальный период жизни Юма. Интеллектуальные круги Франции пленили идеи автора «Истории Англии». Вольтер и Гельвеций видели в нем своего единомышленника и союзника; научная общественность восхищалась критическим высказывания Юма относительно религиозного фанатизма; философ начал переписку с Гельвецием и Монтескье; дружеские отношения складываются у него с Руссо. Юм намеревался остаться во Франции навсегда, однако по совету Адама Смита возвращается в родной город и формирует вокруг себя когорту талантливых философов, литераторов и знатоков искусств. Участники кружка Юма, в который входили профессор моральной философии Адам Фергюсон, экономист Адам Смит, анатом Александр Монро, хирург Уильям Каллен, химик Джозеф Блэк и др.., Создали уникальную интеллектуальную ауру, которая составила славу Шотландии тех лет.

Среди произведений Д. Юма выделяются «Моральные и политические очерки (эссе)», эссе «О самоубийстве», «О бессмертии души», «Эпикуреец», «Стоик», «платоников», «Скептик», очерки по экономической и морально политической проблематики.

Продолжая размышления Дж. Беркли о существовании лишь впечатлений (впечатлений-ощущений и впечатлений-рефлексий), Д. Юм подхватил и сомнения своего предшественника по субстанциональных основ бытия, пошел в этом направлении еще дальше. Если Дж. Беркли отрицал позавидчуттеве бытия лишь одного - материальной - субстанции, то Д. Юм подверг сомнению также существование (наличие) субстанции духовной. Вопрос о том, существует ли объективная реальность или нет - Юм считает нерешенным. Философ утверждает, что мы не только не знаем, каковы вещи сами по себе, но даже не знаем, существуют ли они. Неоспоримым, по убеждению философа, является лишь существование впечатлений. О существовании же (не существования) за этими впечатлениями телесной или духовной субстанции ничего определенного сказать нельзя, нет оснований ни для положительных, ни для негативных выводов. В ту или иную субстанцию человек может только верить. Д. Юм, следовательно, разделяет мир на субстанциальный (что достигается верой) и реальный (постигаемое ощущениями), осуществляет попытку преодоления указанного удвоения средствами «причинности», падает в пропасть агностицизма, углубленное впоследствии И. Кантом.

Философ критикует религию, в противовес которой выставляет достаточно непонятную «сверхъестественную первопричину», как обусловленную обстоятельствами общественного существования своеобразную привычку обыденного сознания человека верить в ту или другую константу бытия, руководствоваться этой верой в своей практически-бытовой деятельности.

На этих «гносеологических» основаниях Д. Юм выстраивает свое оригинальное видение природы социального, основывает этические и исторические взгляды. Прежде философ отрицает обоснованный Т. Гоббсом и другими просветителями доисторический, «естественное состояние» человеческого существования. «Естественное состояние», считает Д. Юм, - это философская фикция. «Досуспильному бытия» людей не было и быть не могло. «Общественный инстинкт» всегда пронизывал человеческое существование. «Общественность» является исходной доминантой бытия людей. Отсюда же, согласно Д. Юмом, начинает свой отсчет история.

Политический строй, всю социальную организацию Д. Юм «выводит» из начальной формы социальности - из семьи. По его мнению, естественно общественный инстинкт подводит людей к необходимости общественного общежития, к которой присоединяется еще одна потребность - естественное влечение представителей разного пола друг к другу. Поезд формирует союз, общие заботы, укрепляет связи, формирует стремление к защите общего ребенка. Новые совместные заботы укрепляют и расширяют общественность, поднимают авторитет родителей, формируют систему организации общности, средства руководства. Впоследствии у людей возникают привычка жить в обществе, понимания тех преимуществ, которые предоставляет им эта привычка. Авторитет родителей, согласно Д. Юмом, исторически эволюционирует в авторитет государственного руководства, а выходное привычка жить в обществе - в государственность и государство, как орган все общего порядка и справедливости.

Государство в социально-политической концепции Д. Юма выступает как историческое продолжение человеческого общественного инстинкта. Правительство в государстве (по аналогии авторитета родителей) приобретает монархических (а не республиканских) рис. В главных обязанностей правительства Д. Юм относит заботы о соблюдении законов - неприкосновенность частной собственности, передачу ее от одного лица к другому исключительно на принципах взаимного согласия, четкое и строгое соблюдение каждым человеком своих обязательств, обязанностей. Что касается людей, как граждан государства, то Д. Юм высказывает мнение, что они привыкают к определенному общественного порядка, к правительству с законами, имеют подчинять им свою волю, уважать государственное руководство и рукоятке независимо от того, каков их происхождения. Д. Юм был убежденным сторонником частной собственности и монархической формы организации государства. Он отказывал народу в праве на монарха, отрицал революционные средства успешных преобразований, отстаивал идею реформаторского движению прогресса в условиях социального согласия общества и гражданского мира. Именно с этих позиций и начал свои социально философские размышления И. Кант, призыв которого к вечному миру »неявно содержал в себе идею необходимости« повиноваться существующей власти, хотя бы источник происхождения она мала ».

Как видим, социально-философские взгляды Д. Юма не совпадали с популярными в те времена взглядами французских просветителей и материалистов. Если добавить к этому своеобразное видение Д. Юмом статуса и роли религии в общественной жизни, то можно утверждать, что именно это и привело к расколу сначала искренних отношений, которые были у него с К. Гельвецием и Ш. Монтескье, Ж. - Ж. Руссо и П. Гольбахом. Д. Юм не стал «просветителем», хотя и симпатизировал этом направлении развития общественной мысли, особенно на ранних стадиях эволюции своих философских взглядов. Он вошел в историю социальной философии как оригинальный и неповторимый мыслитель, который (вместе с Дж. Беркли) прокладывал путь к новому («поза просветительского») видение социального, дал толчок социально-философским поискам И. Канта.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии