Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Иммануил Кант

(1724-1804)

«Меня интересуют только две вещи: звездное небо над головой ты внутренний моральнистний закон, содержащийся в нас»


Иммануил Кант родился в семье скромного мастера в Кенигсберге (ныне - Калининград). Окончил гимназию, а затем - местный университет. Непосредственным учителем Канта был последовательной. X. Вольфа и И. Ньютона, преподаватель Кенигсбергского университета, где после окончания гимназии учился И. Кант, М. Кнутцен. Именно он познакомил любознательного студента с основами естественнонаучного знания, воспитал уважительное отношение к уму и науки, сформировал потребность и способность философского мышления.

После окончания философского факультета Кант девять лет работал домашним учителем, затем - магистром, приват-доцентом Кенигсбергского университета. В 1770 году - в год рождения великого Гегеля - И. Кант получает должность профессора. В 46-летнем возрасте Кант получил кафедру логики и метафизики, позже - должность декана факультета. Дважды философ избирался на должность ректора университета.

В жизни Канта был еще один, весьма показателен для представителей мировой философской элиты период - будущий философ почти шесть лет работал помощником библиотекаря Королевской дворцовой библиотеки. Это дало И. Канту возможность прикоснуться к истокам мировой мудрости, взять с интеллектуальной сокровищницы то, что впоследствии вернулся к ней в приращенных виде - как научно-философское наследие И. Канта. Рассказывают, что позже И. Кант почти ничего не читал и даже свои опубликованные работы он прочитывал не до конца! «Библиотечного периода» хватило философу на всю жизнь как для преподавания, так и для теоретических исследований.

И. Кант, кстати, преподавал в университете не только курс философии »а и естественное богословие, антропологию, физическую географию, математику, физику, логику, метафизику и этику. Аудитория И. Канта всегда была переполнена. Лектор поражал философской и научной эрудицией, знанием поэзии и литературы, яркими жизненными примерами, шаржами, логике убеждения. Один из самых известных «знатоков Канта» - Куно Фишер - утверждал, что своими лекциями И. Кант мог довести слушателей до своеобразного экстаза, потрясения и творчески поискового взлета. После одной из таких лекций поражен слушатель подарил философу стихотворения, написанного по этому поводу. И. Кант зачитал его перед аудиторией, чем поднял и еще больше захватил творческое устремления этого студента, которым, как оказалось, был ... девятнадцатилетний И. Гердер, «Я имел счастье, - писал впоследствии И. Гердер, - знать одного философа, который был моим учителем. В расцвете своей жизни он обладал радостной бодростью юноши, которая, как я думаю, сопровождала его до глубокой старости. Его открытое, созданное для мышления чело была полна невозмутимой ясности и радости; щедротна мыслями язык переполняла его уста; шутку, остроту, юмор всегда находились в его власти, и его лекция была захватывающий беседой. Так же, как исследовал он Лейбница, Вольфа, Баумгартена, Крузиуса, Юма и следил за законами природы Ньютона, Кеплера и физиков, так же принимал он недавно опубликованные произведения Руссо, его «Эмиля» и «Элоизу», как и любое, что стало ему известным, открытия в природе, оценивал их всегда и всегда возвращался к не предвзятого предрассудками познания природы и к нравственного достоинства человека. История человека, народов и природы, естественные науки и опыт служили ему источниками оздоровления преподавания и разговоры, он не оставался равнодушным ни к чему, стоящего знания; ни интрига, ни секта, ни предубеждения, ни стремление авторитета не имели для него никакого привлекательности по сравнению с развертыванием и объяснением истины. Он поддерживал и приятно поощрял к самостоятельному мышлению; деспотизм был чужим для его духа; человеком этой, имя которой я произношу из самых величественной благодарностью и благоговением, является Иммануил Кант; с удовольствием я вглядываюсь в его образ, стоящий передо мной "( Цит. по: Фишер Куно. История новой философии. Т. III. - С. - Пб., 1864. - С. 62 - 63).

Кант учил студентов философствованию, т.е. умению рассуждать. Передача конечных и готовых результатов не была у него главной составляющей. Он проводил перед слушателями сам », исследования, показывал научную операцию, на глазах формировал понятие, включая таким образом в чтение своей лекции слушателей, и самим методом обучения требовал от них внимания и сосредоточенности. Так же следует читать и труды И. Канта.

В 1786 году И. Канта был назначен ректором Кенигсбергского университета, а через два года при поддержке почти всех членов совета университета избран на эту должность.

И. Кант вел размеренный образ жизни, придерживался выверенного десятилетиями распорядка. Он никогда и никуда не спешил. Как свидетельствуют, только два события за всю жизнь смогли вывести И. Канта из равновесия: чтение произведения Ж. - Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» и взятия Бастилии.

Болезненный от рождения, Кант никогда не обращался к врачам. Он полагался на самоорганизацию внутренних жизненных сил организма, на ум и нравственную свободу, которую и пестовал в себе как теоретически, так и практически. И. Кант ценил дружбу и друзей, обсуждал с ними свои замыслы относительно будущих философских трудов. Как и Р. Декарт, Гоббс, Спиноза и Г. Лейбниц, Кант не был женат, поскольку считал, что супружеская жизнь отвлекает от систематических занятий философией.

Первый период творчества (в литературе его называют «докритический») И. Кант посвятил вопросам естествознания и философии природы. В работах «Все общая естественная история и теория неба» (1755 год), «Новое освещение первых принципов метафизического познания» (1763 год), «О ложные тонкости четырех фигур силлогизма» (1762 год), «Бред духовидца, объяснены грезами метафизики» философ размышляет над проблемами строения Вселенной, соотношением развития и покоя в природе, классификации видов животного мира, происхождению человеческих рас, вопросами логики и т.д.. Как свидетельствуют современные естествоиспытатели, обоснованные Кантом положения и суждения в этих областях познания сохраняют свою актуальность и сегодня. Особенно это касается проблемы мироустройства и развития в природе.

Второй период творчества («критический») обозначен фундаментальностью главных трудов Канта - «Критика чистого разума» (1781 год), «Критика практического разума» (1788 год), «Критика способности суждения» (1790 год). Если в «докритический» период Кант находился под значительным влиянием философии X. Вольфа, впоследствии - Дж. Локка и, наконец, Д. Юма, то в «критической» фазе своего философствования он предстает как истинный новатор мысли, как ученый, своим гением преодолевает устоявшиеся каноны, возвышается над философскими противоречиями своего времени, закладывает основы нового типа мышления и новой философии. Главным предметом философских размышлений Канта стал разум, точнее - его возможности в познании, а еще точнее - архитектоника самого познавательного процесса.

Ф. Бэкон, как известно, говорил о невозможности познания сверхъестественных вещей. Дж. Локк сместил рассмотрение проблемы в иную плоскость: не может быть познания сверхчувственных вещей. Дж. Беркли пошел в этом вопросе еще дальше: нет познания внешних вещей вообще, есть только познание наших ощущений о них (причиной же ощущений, согласно Дж. Беркли, есть Бог). Д. Юм попытался преодолеть указанный парадокс «скепсисом»: познание возможно лишь при условии веры человека в тот или иной (материальный или духовный) метафизический первень. Кант решил этот вопрос иначе. Симпатизируя Д. Юму и одновременно ограничиваясь его скептицизма, он обосновал возможность познания благодаря существованию доопытные формы чувственности и разума, проанализировал систему функционирования познания, его категорийный каркас и логику. Возможности познания Кант распространял только на «явления» и ограничивал их «вещами-в-себе». Он попытался достичь компромисса на территории вечной споры «магнатов» философской мысли и, скорее всего, достиг этого компромисса, хотя сам, опять же, попал в новый круг философских противоречий.

Такую же компромиссную позицию Кант занимал и в социально-философской части своего творчества. Увлекаясь идеями французского Просвещения, особенно республиканства Ж. - Ж. Руссо, И. Кант время разделял умеренность и социальную взвешенность монархизма X. Вольфа и Д. Юма; подчеркивая авторитетную роль науки, философ считал необходимым сохранить (а кое в чем и углубить) учение о Боге; разделяя взгляды просветителей о необходимости скорейшего преодоления последствий феодализма, Кант одновременно органически не принимал любого насильственного произвола народа (в том числе революционного) относительно существующей власти, установленного порядка, образа жизни в государстве. Не только революцию, а на ветвь размышления о ней, о способах свержения верховной власти, И. Кант, как и его шотландский предшественник Д. Юм, считал недостойными, руйнацийнимы, вредными для государства. На этой компромиссной волны и родились те глубоко конструктивные идеи, с которыми Кант вошел в историю социальной философии. Главные из них изложены в таких произведениях философа, как «Метафизика нравов в двух частях» (1797), «К вечному миру» (1795) и «Идей всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784).

Прежде 1. Канту необходимо было «расквитаться» с Просвещением. Эту акцию философ осуществлял с помощью небольшой по объему, но глубокой по содержанию статье «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?" Просвещение Кант называл временем «выхода человека из состояния своего несовершеннолетия», т.е. из такого состояния, при котором индивид еще не взрастил в себе способность самостоятельно (без руководства и излияния со стороны другого) пользоваться собственным умом. Просвещение - это призыв к мужеству пользоваться собственным умом. Однако большинство людей, по мнению И. Канта, этого призыва не услышала. Леность и боязливость, изначально зло природа человека удерживают одних в состоянии «несовершеннолетия», побуждают других до опекунства над «несовершеннолетними». Это сдерживает исторический прогресс, попирает священные права человека и человечества. Право пользоваться собственным умом наталкивается на ряд ограничений. Просвещение эти ограничения не только не сняло, но и углубило, и, следовательно, своей главной задачи не решило. «Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просветительский время, - писал И. Кант, - то ответ будет: нет, но мы живем в век Просвещения» (Кант И. Ответ и а вопрос: что такое просвещение? / Сочинения: В 6-ти т. - М., 1965. - Т. 6. - С. 33). Если это так, рассуждает далее философ, то главной проблемой дальнейшего прогресса является проблема углубления «индивидуальной свободы ума», которая, в свою очередь, не должна ограничивать другую «индивидуальную свободу» в реализации личных возможностей. Функцию согласования «индивидуальных свобод * берут на себя государство и правительство, которые заботятся об общем порядке. Люди должны прислушаться к требованиям государства, следовать им в своих поступках и деятельности. «Размышляйте сколько угодно и о чем угодно, только повинуйтесь, - поучал Кант, - следует повиноваться существующей власти, какое бы происхождение она имела» (Там же. - С. 29).

Как считает И. Нарский, И. Кант начал сдерживать бег «резвого коня» Просвещения. Однако, по нашему мнению, не зашкоджуючи прогресса, а способствуя ему. Революционность французского Просвещения Кант «перевел» в уравновешенное русло социального реформаторства, нравственного совершенствования общества. Именно этому Кант и подчинил величественную идею всеобщей истории во всемирно-гражданском плане (вечный мир и правовое государство) и свой знаменитый нравственный «категорический императив», который вошел в интеллектуальную сокровищницу человечества как «золотое правило нравственности». Течение всемирной истории, писал И. Кант, свидетельствует, что осуществляется он «согласно плану природы, направленным на совершенное гражданское объединение человеческого рода» (Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / Сочинения: В 6-ти т . - Т. 6. - С. 21). По его мнению, достижение всеобщего правового гражданского общества делом чрезвычайно сложным. Делу мешают «исконно злая природа» человека, исправить которую невозможно, и извечный антагонизм человеческого стремления к индивидуальному волеизъявления и потребности общения с подобным себе, то есть потребности жить в обществе. Проблему можно решить только обращением к разуму, предоставлением ему возможностей (т.е. свободы) прийти к действительно человеческой организации общественной жизни. Ум, в свою очередь, также функционирует в соответствии с общими законами природы. Именно поэтому он и выстраивает организацию, соответствует природе человека. «Такое общество, в котором максимальная свобода под внешними законами сочетается с непреодолимым порабощением, есть действительно справедливый гражданский устройство, должно быть высоким задачей природы для человеческого рода, поскольку только через решения и выполнения этой задачи природа может достичь других своих целей относительно нашего рода »(Там же. - С. 13).

Развивая социальные взгляды ПИ. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо, И. Кант создал гармоничное учение о правовом государстве, которая основывается на частной собственности и подчинении всех граждан единым законам. Общественная жизнь в таком государстве должно осуществляться в соответствии с такими принципами: свобода каждого члена общества, равенство всех подданных, самостоятельность каждого гражданина. Согласно Канту, правовое государство основывается на сочетании свободы, составляющих народ. Каждый гражданин имеет право голоса и должен подчиняться тем законам, на внедрение которых он дал согласие. Государственная власть должна иметь соответствующую структуру: 1) законодательная власть;

2) исполнительная власть, 3) судебная власть. Полно этим требованиям отвечает республиканский строй. Здесь же Кант обосновывает идею равенства всех перед законом.

В гражданском обществе, подчеркивал Кант, человек всегда выступает как самоцель, и никогда как средство для осуществления любых задач. Равенство всех граждан перед законом требует их особого нравственного отношения друг к другу, основанное на выкристаллизованной в горне истории законе «чистого практического разума» (делай согласно такой максимой, которая вместе с тем самым может стать всеобщим законом). «Делай так. чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице. и в лице любого кого другого так. как к мести, и никогда не относился к нему только как к средству ». Указанный закон Кант называет «категорическим императивом». «Императив» потому, что этот закон дает человеку сделать выбор. Как подчеркивал Кант, моральным будет считаться то, что «ум» выбирает как «добро».

Не все теоретики и практики сферы моральной регуляции су совместных отношений одинаково поняли, оценили и приняли «категорический императив» И. Канта. Некоторые из них обвинили философа в оскудении этической теории, другие - в сужении сферы функционирования морали, третьи - в упрощении системы моральной регуляции т.д.. Указанные аргументы, между тем, к кантовать теории морали имеют лишь внешний, касательное отношение. И. Кант отнюдь не преследовал цель ограничивать сферу моральной регуляции шаблонами долга. Он хотел только одного: обеспечить необходимый порядок и надлежащую общественные организации в условиях индивидуальной свободы и равенства всех граждан перед законом. Кант понимал, что общепринятых содержательно определенных правил поведения, которые бы однозначно оценивались каждым гражданином как «моральные», быть не может. «Индивидуальная свобода» принципиально не принимает никакого морального авторитета. Ни, кроме своего собственного! Именно поэтому философ и смещает «центр тяжести» моральной регуляции в сторону рационального понимания индивидом своего морального авторитета как такого, который реализуется «через другого» - не менее авторитетного (ведь «все равны перед законом»), чем свой собственный.

«Формальный» нравственный закон оказывается не таким уж и формальным: опираясь на разум, свое понимание «добра» и «зла», каждый гражданин должен придерживаться законов, исполнять свои обязанности в такой ориентации на другого, как на самого себя, то есть, что является тем самым, на себя мое на другого. Если в чем-то и можно обвинять Канта, то только в недоверии к прекрасному опыта личности. Главную же доминанту моральной регуляции общественных отношений в условиях полной индивидуальной свободы Кант воссоздал блестяще. Ничего более фундаментального в этой области социально-философского знания человечество не достигло ».

Эволюция общей истории человечества во всемирно-гражданском измерении, согласно Канту, должно привести к принципиально нового мирового порядка - до «вечного мира», выступает как идеал общественной жизни, философ не принимал войну, революцию, межнациональные и межгосударственные конфликты. По его мнению, война - это прямое и непосредственное нарушение оценки человека как самоцели. «Никакой война быть не должно», - подчеркивал И. Кант. Достижение же вечного мира не является простым делом. К миру можно прийти только через создание соответствующих условий - через организацию «федерации» всех народов планеты, которые хранят в ее (федерации) лоне свою свободу и политическую независимость. Указанная федерация, согласно Канту, не должна быть «государством народов».



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии