Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Иоганн Готлиб Фихте

(1762-1814)

«Действовать! Действуй!! - Вот для чего мы существуем "


Одним из первых среди выдающихся учеников, последователей и критиков Канта был, в буквальном смысле «философ от станка», немецкий мыслитель и политический деятель Иоганн Готлиб Фихте. Бедность, как писал об этом философа Г. Гейне, «сидела у его колыбели». Отец И. Фихте был бедным ремесленником - ткачом, и поэтому от рождения парню пророчили ремесленную судьбу. Случай распорядился иначе. Способности маленького ткача заметил хозяин. Он и помог будущем выдающемуся философу получить образование.

В Кенигсберг «Канту» юноша пришел пешком. Студентом кантовской аудитории он стал через 30 лет после И. Гердера и записал в дневнике: «Я был на лекции И. Канта и нахожу, что здесь мои надежды не оправдались: его преподавания сонливое». Кант в то время стоял на пороге своего 70-летия, был немощным и болезненным.

Впечатление, оставшееся у И. Фихте после лекций, между тем, не мешало молодому философу основательно изучать Канта, популяризировать идеи своего философского кумира среди студенческой молодежи и романтически настроенного читателей. Первую «пробу пера» - «Попытка критики всяческого откровения» И. Фихте, - кстати, выданную анонимно, с подтекстом того, что она якобы принадлежит «самому И. Канту» - И. Кант целом принял положительно, сделав публичное заявление о том , что эта работа принадлежит И. Фихте. Позже, когда последний получил должность профессора в Йенеькому университете и начал популяризировать учение И. Канта, собственными (удачными и неудачными) комментариями искажая его сущность, И. Кант произнес такие слова: «Боже, спаси нас от наших друзей, а врагов мы осилим сами ». И. Фихте, как известно, стал одним из первых критиков Канта - «дело».

Философское наследие И. Фихте достаточно велика. Ведущее место в ней принадлежит трудам «О понятии науковчечня, или так называемую философию» (1794 год), «Основы общего наукоучения» (на правах рукописи для слушателей) (1794 год). «Очерки особенностей наукоучения по теоретической способности» (1795 год), «Основы естественного права» (1796 год), «Назначение человека» (1800 год), «Закрытая торговая государство» (1800 год), «Ясное, как солнце, сообщение широкой общественности об истинной сущности новейшей философии »(1801 год).

Особый социально-политический и моральный резонанс имело произнесенное в разгар войны с Францией, во время пребывания войск Наполеона в Берлине (1808 год), знаменитое Фихтове «Обращение к немецкой нации». И хотя патриотический пафос этого «Обращение ...» отдавался национальной гордостью отношению к другим народам, которые, как известно, не делает чести ни одному из теоретиков, его идеи о необходимости интеграции нации, национальный характер культуры каждого народа, о значении культуры в борьбе за национальную независимость и т.п. имеют общечеловеческую значимость и полной мировз могут рассматриваться как несомненные достижения мировой социально-философской мысли.

И. Фихте отвергал кантовать «вещь-в-себе» и исходным пунктом своей философии объявил абсолютное «Я», которое само из себя творит мир со всеми его законами и формовиявамы. Он «конструирует мир» средствами волевого и деятельно-активного духовного первня (деятельностью мысли как процессом самосознания), признает Бога, свободу воли, бессмертие души. На этих же принципах И. Фихте выстраивает свою философскую теорию познания.

Оставляя общефилософские учения И. Фихте для отдельного рассмотрения, сосредоточим анализ на его социально-философских взглядах. Как ни прискорбно, но именно социально-философская составляющая творческого наследия великого немецкого мыслителя является наименее изученной. Между тем, она содержит в себе идеи, которые не только Входят в «философской плоти» социальной теории, но и действуют как важные составляющие ее «станового хребта», т.е. выполняют опорную функцию. К таким идеям, в частности, относится положение И. Фихте о «деятельного социального субъекта», конструктивно-творческую природу свободы, регулятивную функцию права в гражданской жизни общества.

Идея «деятельного субъекта» известна социальной философии издавна. Вспомним хотя бы мысли о человеке как самоконструюючу существо философов героической эпохи Возрождения, философские конструкции «мыслящей истории» Р. Декарта, социальную направленность выводов Канта с его критикой теоретического и практического разума. Итак, первым в постановке этой проблемы И. Фихте не был. Он лишь «поднял» ее из истории. Однако «поднял» так основательно, наполнил таким философским смыслом, воспроизвел так системно, что вполне справедливо заслуживает звания пионера и основателя традиции рассмотрения социального как результата деятельности субъекта. И хотя И. Фихте деятельность рассматривал в ее духовной сущности, как чисто духовную, но его попытку постижения деятельной природы социального нельзя не признать гениальной. Дальше И. Фихте пошел лишь Гегель. Однако даже он не смог затмить авторитета И. Фихте в этом вопросе. Переосмысливая проблему деятельности в философии (деятельного субъекта и деятельной природы социального), современные теоретики обращаются прежде всего к И. Фихте, его противоречивого учения о «Я» и «не-Я», «продуктивный воображение» и интуицию.

Согласно И. Фихте, вся реальность произведением духовной деятельности безличного и надособового «Я». Указанная деятельность осуществляется благодаря «продуктивному воображению» - способности «Я» возлагать (т.е. осмысливать) свою противоположность «не-Я». Перед этим актом, правда, было возложение «Я» самим собой, рассуждает философ. Итак, «Я» творит «не-Я» не по каким-то внешним инстанций, а из себя самого. Логика создания, следовательно, разворачивается по схеме «Я возлагает Я», «Я возлагает не-Я», «Я ограничивает не-Я». Фихтове «Я» бесконечно действует и созерцает себя в своем действии. Это снимает любые ограничения деятельности. Парадигма развертывания этой деятельности определена лишь внутренним миром субъекта и его собственной активностью.

Мнение Й.Фихте, как видим, является глубокой и величественной. Она воспроизводит деятельное архитектонику становления социального.

И хотя философу можно забросить обвинения в абсолютизации духовного и индивидуального бытия (философская робинзонада) человека в социуме, нельзя не признать, что в его системе в абстрактной, фантастической форме отражена мысль о субстанциональную роли труда в создании человеком внешнего мира и самого себя.

Ничем (кроме собственной духовности) не ограничена деятельность «Я», согласно И. Фихте, разворачивается в широком поле свободы. Учение философа о свободе, ее эволюцию в истории следующего величие ним вкладом И. Фихте в развитие социально-философской мысли. Несмотря абсолютизацию духовного и несколько фантастическую схему исторической эволюции свободы, по этому учению И. Фихте рельефно просматривается вполне реалистичная идея о росте субъективного фактора в истории, прогрессивную роль крепнущего разума в поисках оптимальных форм организации социального.

Корни Фихтовои концепции свободы достигают философии Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо и И. Канта, ее социально-политнчним основой были революционные движения, в частности Великая Французская революция, которой Й.Фихте, несомненно, увлекался и которую он теоретически оправдывал, особенно в своих ранних произведениях. Сущность и назначение государства И. Фихге видел в воспитании граждан в духе свободы. Если же государство не отвечает этом величественном назначению, она теряет право на существование. Ничто не должно ограничивать неотчуждаемые права человека. Человек, в свою очередь, должен добровольно следовать требованиям закона. Свобода, согласно И. Фихте, является выполнением человеком своих гражданско-нравственных обязанностей. Она является отголоском необходимости и разворачивается («как свобода») через познание и осознание последней. Учение И. Фихте является продолжением концепции свободы Б. Спинозы. Одновременно оно содержит новые моменты. Это, в частности, касается рассмотрения свободы в историческом разрезе.

Есть разные степени свободы, подчеркивал И. Фихте. Все они зависят от уровня развития общества. На первом уровне свобода проявляется эстетически, то есть как искусство. Дальше - как мировая идея, как источник героизма и правового порядка. Впоследствии свобода предстает в виде научной идеи, направленной на реконструкцию мышления Вселенной, и в виде религии, подчиняет индивидуальное бытие абсолютном божеству. Художник, герой, ученый и святой последовательно оказываются субъектами и носителями все высшего уровня свободы. Действительная же (абсолютная) свобода принадлежит не им, а мировые «чистого разума». Идея «мирового разума» у И. Фихте во многом перекликается с идеей «духовной субстанции»

Дж-Беркли. Несмотря на ее абсолютизацию, как и на схоластически абстрактный характер обоснования исторической эволюции свободы до уровня «чистой мысли» (разума), не увидеть рационального зерна в учении И. Фихте о свободе невозможно. Это учение содержало глубоко рациональную мысль о росте субъективного фактора в истории. Несколько иной плоскости - в парадигме материалистического понимания истории - ее повторит К. Маркс. И. Фихте, между тем, остается пионером в постановке этой проблемы, что и поднимает его до уровня новаторов социально-философского мышления.

Идея свободы, обоснована Й.Фихте, не замыкается, как казалось бы быть, на индивидуальном «Я», а обобщается философом к признанию свободы всех субъектов исторической драмы. Последнее требует ограничения свободы ради собственной и общественной (гражданской) согласия. На этой почве, согласно И. Фихте, возникает право, формируется механизм правовой регуляции общественных отношений. Философ отделял право от морали. Если моральные нормы, подчеркивал он, с обязательными для всех, то нормы правовые определяются только теми субъектами, между которыми существует соответствующая договоренность. Как и И. Кант, И. Фихте обосновывает социальную и гражданско-стабилизирующую роль частной собственности. Социальное согласие, по убеждению И. Фихте, возможна лишь при условии, что каждый индивид является собственником. Государство - это организация собственников. Закон, регулирующий отношения собственности, является главным. Именно он определяет правовой статус гражданина, направляет его деятельность, устанавливает пределы разумной и целесообразной поведения. Й.Фихте отрицал теорию разделения властей и одновременно обосновывал необходимость введения в систему властных структур учреждения «эфоров» - контрольной инстанции, которая следит за практикой соблюдения права всеми государственными службами. Нарушение закона карается «интердикт» - запретом, за которой следует изъятия виновника - чиновника из системы властных отношений, перевода его в статус частного лица. И. Фихте был сторонником социально организованного общества, концепции прочной и полномочного государства, которая объединяет граждан общей идеей, законами, определенными определенными обязанностями и свободами, обеспечивает порядок, контролирует устоявшийся образ жизни.

В проекте «Закрытой торговой (немецкого) государства» философ скрупулезно описывает нормы жизнедеятельности граждан в самых различных сферах общественного и индивидуального бытия, обосновывает оценки, по которым те или иные жизненные проявления должны быть определены как гражданские или, наоборот, антигражданского. «Закрытая» у И. Фихте означает ничто иное, как изолированная от других государств мира, экономически самодостаточная и такая, что сама обеспечивает себя, государство, «немецкий» - основанная на определенном этнонациональной (у И. Фихте - немецком) пространстве, «торговая »- такое государство, основой бытия которой является частнособственнические отношения граждан.

Государство И. Фихте во многом напоминает «идеальную» государство Платона. Граждане в ней делятся на три относительно самостоятельные слои: добытчики материала; мастера - художники, его обрабатывают; купцы, усилиями которых осуществляется обмен продуктами. При этом пригодность человека к той или иной сфере деятельности, согласно И. Фихте, определяет государство. Она контролирует потребление, устанавливает пены, обладает монопольным правом на внешние торговые связи, регламентирует общественный порядок, воспитывает людей по заранее определенным гражданскими нор мамы. Такое государство, считал философ, превращается в «государство разума». Действительным в ней есть то, что соответствует разуму, праву, за законодательстве. С развитием разума, самоотверженности граждан «торговая держава» перерастает в «моральное объединение» людей. Внешние факторы регуляции общественной жизни отмирают, т.е. уступают место моральным регулятивам, которые все активнее напоминают о себе с подъемом морального духа человека.

Жесткая регламентация, средствами которой И. Фихте пытается выстроить «закрытую государство», дает основания для обвинения философа в симпатии к тоталитарной организации общественной жизни, недооценке им значения индивидуально-активного самоопределения личности, ее внутренней свободы, сторонником и пропагандистом которой философ был в общетеоретической части своей социально-философской доктрины. Указанное обвинения частично снимается постижением исторических обстоятельств, под влиянием (и на преодоление) которых был создан проект «закрытой государства». Речь идет о разбросанность немецкой буржуазии, необходимость экономической и политической консолидации нации, объединение народа в самостоятельную крепкое государство. Впоследствии к этим факторам добавятся потребности национального освобождения, возрождение культуры и подъем самосознания гражданина. И. Фихте был сыном своего времени и своего народа. Он остро-патриотически реагировал на «злобу дня», теоретически вплетая ее в общую тенденцию прогрессирующей свободы ума.

Несмотря однозначные организационные державобудивничи мотивы, И. Фихте был и остается певцом деятельного самовыражения человеческой свободы: «Тот, кто считает себя хозяином над другими, сам е рабом. Если он и не всегда является то у него все же рабская душа, и перед первым же сильным, кто над ними, он будет позорно ползать. Только тот свободен, кто желает все вокруг себя сделать свободным »(Фихте И. Г. О назначении ученого. - М-, 1935. - С. 79 -80, 252). Обосновано теоретически, фихтеанське восхваление деятельности, ума и свободы, с одной стороны, объединяет философа с просветителями и Канту, а с другой - «перебрасывает мостик» к заключительному аккорду немецкой классики - универсально-диалектической философии Гегеля. Между И. Фихте и Г. Гегелем, правда, еще один гигант духа этой философской школы - Ф. Шеллинг, светлое дыхание мнению которого стало конечным ступенью к диалектической модели социального Гегеля.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии