Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

(1775-1854)

«Философия есть основа всего и занимает она все - свои построения она распространяет на все потенции и предметы знания, только через нее можно достичь Высочайшего»

Шеллинг родился в небольшом городке Леонберг вблизи Штутгарта в семье диакона. Во время учебы в Тюбингенском теологическом институте прорабатывает главные произведения Платона и Канта, проявляет глубокий интерес к мифологии, морали, искусства. В 17 лет он защищает диссертацию магистра философии, в 23 года по протекции И. Гете получает должность профессора в Йенского университета.

Стремительный взлет молодого философа сопровождают вполне зрелые и интересные философские труды. Знакомство с И. Фихте усиливает их философскую насыщенность. Захват Каролиной - женой известного романтика А. Шлегеля (которая впоследствии оставила своего первого мужа и стала женой Ф. Шеллинга) предоставляет его философском творчестве невиданному до этого динамизма и художественно-эстетической образности. Как отмечает Ф. Энгельс, труды Ф. Шеллинга этого периода широко открыли двери философствования, от них повеяло свежим дыханием природы. Однако «философскую систему» Ф. Шеллинг так и не создал. Его более чем шестидесятирична творческая эволюция является противоречивой. Увлеченность И. Фихте чередовалась у Ф. Шеллинга с его критикой. То же самое касается и Б. Спинозы. Мнения относительно философии природы переплетаются с размышлениями о познании, мораль, свободу, художественное творчество и эстетику. Возвеличивание разума и свободы граничит с апелляцией к Богу как конечной причины, зачинщики, первня всего сущего.

Как социальный философ, Ф. Шеллинг нашему читателю неизвестен. Специальных исследований, посвященных этой части творческого наследия великого немецкого мыслителя, в нашей литературе нет. Если о И. Канта и И. Фихте (как социальных философов) за критической литературой еще можно составить определенное представление, то Ф. Шеллинг был и остается для нашей социальной философии persona grata, т.е. личностью желанной и представительной, ученым, пользуется доверием, и одновременно философом, движение мысли которого нам еще предстоит постичь. Ознакомление с работами Ф. Шеллинга - «Идеи философии природы» (1797 год), «О мировой душе» (1798 год), «Первый набросок системы философии природы» (1799 год), «Система трансцендентального идеализма» (1800 год), « Изложение моей системы философии »(1801 год),« Философские исследования о сущности человеческой свободы »(1809 год) и другими - позволяет не только констатировать факт значительного внимания философа к социальной проблематике, но и утверждать то, что Ф. Шеллинг разработал гармоничную и оригинальную концепцию социально-исторического процесса (и прогресса), во многом предусматривала и опережала соответствующие теоретические построения большого Гегеля.

Собственно говоря, это и не удивительно. Ф. Шеллинг и Гегель были друзьями, практически одновременно, хотя и на разных курсах (Г. Гегель был старше Ф. Шеллинга почти на пять лет), учились в Тюбингенском университете, жили в одном интернате, дискутировали по поводу политики , восхищались Великой Французской революцией. Впоследствии, уже после окончания университета, друзья выдавали «Критический философский журнал». Статьи в нем печатали без подписи, поэтому обмен идеями, взглядами, оценками и определенными выводами был для философов обычным делом. Позже, правда, Ф. Шеллинг выразил возмущение по поводу того, что Гегель похитил у него главные философские идеи, в частности, принцип тождества мышления и бытия.

Социально-философские размышления «рассеяны» по страницам практически каждого произведения. Последнее создает впечатление отсутствия у Ф. Шеллинга синтетического видения социального. Мин; тем, это не соответствует действительности. Философ выстроил оригинальную концепцию социального и, несмотря на изменение своих философских симпатий, оставался верным ее главным положением протяжении всей своей творческой жизни. Сущность этой концепции заключается в толковании исторического процесса как «прозрение абсолюта» (абсолютной тождественного есть Бога), воплощающий в социальную действительность свой главный замысел - создание всеобщего правового устройства, достижения царства разума, морали и художественной гармонии как человека с природой, так и человека с человеком. Наиболее Основательно и последовательно эта концепция развернутое. Ф. Шеллингом в четвертом (главном, как писал о нем сам автор) разделе «Системы трансцендентального идеализма» и в «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы».

Шеллингианська социально-философская концепция получила название «философии откровения». Основанием для этого является интерпретация Ф. Шеллингом истории как поля деятельности-творческого прозрения - Абсолюта. Независимо от направления эволюции своих философских взглядов и их предметности (натурфилософия, трансцендентальный идеализм, философия тождества, философия свободы, философия прозрение), историю Ф. Шеллинг всегда рассматривал как прозрение Абсолюта. При этом понятие Абсолюта мыслитель рихтовал не только в стиле доглибиннои теологической традиции, но и на основе собственно философских учений Дж. Беркли о «едином духовном первень», И. Канта о «производительную силу воображения», И. Фихте о самодеятельности «абсолютного Я». «Абсолютное» у Ф. Шеллинга встал в виде единства, абсолютного тождества субъективного (разума) и объективного (природы), сознательного и бессознательного, субъекта и объекта - необъятного умом деятельного начала. «Словно извечное солнце, сияющее в царстве духов немеркнущим светом, это вечное неосознанное, - писал о Абсолют философ, - никогда не становясь объектом, однако накладывает на все свободные действия отпечаток своей тождественности, является одновременно одним и тем же для всех интелигенций , то невидимое корни, по которому все интеллигенции - это только потенции, вечный (первень.-Авт.), опосредует между субъективным у нас, само себя определяет, или созерцательным, время - это основа закономерности в свободе и свободы в закономерности объективного »(Шеллинг Ф. В. И. Сочинения: В 2-х т. - М., 1987. - Т. 1. - С. 462).

Деятельность Абсолютного, подчеркивал Ф. Шеллинг, охватывает природу, человеческий разум и историю. При этом в каждой сфере деятельности Абсолютное преследует изначально присущую его умственные цель. В области истории такой целью является достижение идеала все всеобщего правового устройства. «История, - рассуждал Ф. Шеллинг, - не осуществляется ни в абсолютной закономерностью, ни с абсолютной свободой, а только там, где с бесконечными отклонениями реализует себя единственный идеал, причем так, что с ним совпадают если не отдельные черты, то весь способ (життя. - Авт.) в целом »(Там же. - С. 452.)

Указанный идеал реализуется в истории единой коллективной волей (и деятельностью) всего человеческого рода. Отдельному индивиду, писал Ф. Шеллинг, постижения идеала не по силам. Время коллективные усилия состоят из индивидуальной деятельности конкретных людей. Из этого следует, что каждый индивид должен начинать с того, на чем остановился его предшественник. Для того же, чтобы в истории не было перерыва, люди должны активно пользоваться разумом и свободой, уважать традиции и достижения предыдущих поколений.

Историю философ рассматривал как упорную, ничем не ограниченную декабря свободы и одновременно как господство слепой необходимости. В этой «игре свободы, течение которой с история, царит слепая необходимость, объективно привносит в свободу то, что свобода сама никогда бы не смогла достичь». Именно необходимость направляет деятельность конкретных индивидов - игру индивидуальных свобод - в единое историческое русло. Она определяет конечную цель их деятельности. Любые произвольные действия могут нарушить величественную ходу необходимости. Сама же эта необходимость может быть постигнута только через абсолютный синтез всех действий. В таком синтезе, согласно Ф. Шеллингом, любые действия находят для себя почву именно потому, что источник необходимости, то есть ума и свободы, находится в Абсолютном - единственном и конечном начальные всего сущего.

Как уже отмечалось, идеалом истории, по мнению Ф. Шеллинга, является достижение всеобщего правового устройства - построение международной институции, своеобразной «государства государств», способной обеспечить гармоничные межгосударственные связи, международную согласие, соблюдение общих законов на всех уровнях международного общения. Такая ориентация, как считал философ, является гарантом гармоничности общечеловеческой истории и одновременно гарантом безопасности отдельных государств. Созданию «государства государств», писал

Ф. Шеллинг, предшествующих два необходимых условия: во-первых, все общее распространение принципов правового государства и одинаковой заинтересованности в сохранении устройства всех государств, во-вторых, подчиненность всех государств едином (складочном) закону. Для регуляции межгосударственных связей Ф. Шеллинг предлагал учредить общий ареопаг народов, должна формироваться из представителей всех культурных народов. Во избежание столкновений между государствами и народами, по мнению философа, можно применял и объединенную мощь государств, силу их совместного воздействия.

Направленность всемирной истории к идеалу Ф. Шеллинг рассматривал в измерениях прогресса. Сложность этого вопроса, подчеркивал философ, состоит в неопределенности критериев. Если такими критериями будут мораль, наука, техника или соответствующие фазы развития ума, то идею исторического прогресса доказать не возможно. История предстает как вечный круг обращение действий, постоянный повторяются. Ситуация меняется, если в качестве критерия прогресса истории рассматривать мере приближения тех или иных народов к идеалу правовой организации общественной жизни. Именно с правовой организации, по мнению Ф. Шеллинга, глубоко и эффективно реализует себя свобода. Свобода, которая не имеет правовых таран той, является неустойчивой. Она уподобляется определенной паразитных растений. При бесправие индивид никогда не может быть уверен в реальности своей свободы. «Свобода должна быть гарантирована порядком, так же явным и устойчивым, как законы природы». Уровень правовой организации общества (как условие для реализации свободы) и возникает в связи с этим как характерный критерий прогресса, делает вывод Ф. Шеллинг.

Согласно ему критерием философ периодизував общую историю на три относительно самостоятельные суток. В первом периоде истории хозяйничает только судьба, есть слепая сила, холодно и бессознательно разрушает все прекрасное и великое. Этот период Ф. Шеллинг назвал «трагической». Протяжении нее исчезают великие империи, разрушаются культуры, погибают благородные представители человеческого рода, возвращение которых на землю остается для человечества общей извечной мечтой. Второй период исторической драмы характеризует реализация общего замысла природы. Он начинается, по мнению ученого, по установлению границ Римской империи, интеграции народов и государств в те или иные сообщества, ограничения руйнацийних тенденций и т.д.. Третий период начинается с приходом Бога, с прозрения человека в соотношение свободы и необходимости. Место слепой судьбы или веление природы вступает провидения. Наступает эпоха реализации Абсолюта, то есть полной и полной свободы. «Когда наступит этот период, - отмечал ф. Шеллинг, - мы сказать не можем. Однако когда он наступит, тогда придет Бог »(Там же. - С. 466).

Место Ф. Шеллинга в истории социальной философии определить трудно. Мы лишь затронули анализ его концепции, которая еще ждет своего тщательного исследователя. Поэтому выскажем несколько предварительных замечаний. Общая шеллингианська идея достижения всеобщего правового устройства с стальными представительными руководящими органами являются, идеей гениальной и гуманистической. Источники происхождения этой идеи достигают философии И. Канта, его концепции «вечного мира» и «общей истории». И хотя Ф. Шеллинг на И. Канта в связи с этим нигде не ссылается, не увидеть созвучности взглядов этих двух философов на проблему перспективы истории просто невозможно.

Подчеркивая генетическую связь Ф. Шеллинга с И. Кантом, отметим, что в обосновании этой проблемы первый не просто повторил другой, но и пошел значительно дальше. Обобщив политический опыт XVIII - начала XIX века, Ф. Шеллинг четко определил главные пути и условия достижения международной зла годы в истории. Если у Канта «вечный мир» имеет несколько общий (абстрактный) характер, то идея «всеобщего правового устройства» Ф. Шеллинга вырисовывается как обогащенная фихтеанським учением о праве. Достижение всеми государствами (или большинством государств) статуса «правового государства», наверное, и есть, как писал Ф. Шеллинг, эффективным (если не единственно возможным) средством гармонизации всемирной истории, обеспечения прочной международной согласия. История XX века в целом движется в этом направлении. Что касается шеллингианськои тезисы о формировании «государства государств», то отметим - этой идеи история не подтвердила.

Скажем и о связи Ф. Шеллинга с Г. Гегелем. Философы жили в одно время, были свидетелями одних и тех же событий, имели общих философских кумиров, обсуждали одинаковые идеи. В области философской науки Ф. Шеллинг двигался быстро и бодро. Его проницательный ум мгновенно схватывал и высказывал идею, но ... не доводил ее до логического завершения. Гегель же продвигался медленно и важно. Он долго зрел и молчал, но когда говорил, то говорил настолько обоснованно и солидно, что любую идею, независимо от того, когда и кем она была высказана прежнему считали гегелевской. Великим в социально-философском плане Гегель стал, обдумывая же сюжеты, в том же направлении, что и Ф. Шеллинг.

Там, где Гегель выражал социальное суждение, противоположное шеллингивському, он, как правило, опускал гуманистическую планку теории. И наоборот, там, где он шел уже по проторенному пути, вивищував ее до уровня величайших философских достижений. Итак, Ф. Шеллинг, очевидно, имел право обвинить Гегеля в «воровстве в философии», но одновременно такого права не имел. Ф. Шеллинг выступает как философ, который обеспечивает наследственную преемственность теоретических достижений Просвещения и Канта к новому - системного - уровня философствования. Гегель вошел в историю социальной философии как его вершина: Ф. Шеллинг начал «строительство системы», Гегель завершил его, Ф. Шеллинг подготовил весь необходимый материал для создания диалектической концепции социального, Гегель создал. Несмотря на то, что оба философы рихтовали свои учения на основе «абсолютной идеи», в целом им удалось воссоздать реальную архитектонику социального, выявить источники социальной динамики, охватить таинство социального теоретическим разумом, отразить его в логике понятий. После Гегеля в анализе социального, как и в философии вообще, казалось бы, делать нечего. Эта мысль, между тем, оказывается ложной. Как и в Гегеля, теоретики продолжают поиски «философского камня» социального, открывают все глубинные пласты его таинства.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии