Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

(1770-1831)

«Диалектический метод с ... имманентно принцип и душа предмета »

Родился Гегель в Штутгарте, в семье зажиточного чиновника (чиновника). Гимназия, теологический институт по курсу теологии, глубокая самообразование, в ходе которой любознательный юноша прорабатывает философские произведения античных мыслителей, особенно Платона, основательно изучает Канта, затем работа домашним учителем, преподавателем Йенского университета, впоследствии профессором Гейдельбергского университета - таким в главных чертах является жизненный Путь Гегеля. Три года, начиная с 1818 года, Гегель занимал должность профессора философии Берлинского университета.

До переезда в Берлин философский авторитет принесли Г. Гегелю такие работы, как «Феноменология духа» (1807 год), «Наука логики» (1812-1816 годы), «Энциклопедия философских наук» (1817 год). Произнесенные публично слова «Прусское государство особенно построена на разумных началах» настолько понравились королю, что Гегель был возведен в ранг официального философа Прусского правительства. Слава философа шагнула далеко за пределы Германии. Берлинский период творчества Гегеля обозначен еще одним фундаментальным произведением - «Философией права» (1821 год ». После смерти автора увидели свет гегелевских« Лекции по истории философии »(1833-1836 годы),« Философия истории »(1837 год),« Эстетика »(1836-1838 годы). Умер Гегель случайно в расцвете своего философского гения. Азиатская холера 1831 года ко сила всех подряд, не выбирая жертв ни среди простонародья, ни среди выдающихся людей. Одним из них оказался великий философ.

Жизненный и творческий путь Гегеля разворачивался на фоне и в глубоко чувственном восприятии таких исторических событий, как штурм Бастилии, свержение монархии во Франции, казнь Людовика XVI и приход к власти якобинцев. Всего Гегель воспринимал и оценивал эти события восторженно. Возвышенно философ оценивал также приход к власти и политическую деятельность Наполеона. Называя последнего «мировым духом», личностью, способной «повелевать и управлять миром», Гегель считал Наполеона наследником и продолжателем дела Великой Французской революции, связывал с его именем как возрождение Германии, так и активизацию жизненных устремлений всех европейских народов.

философия Гегеля венчает дело, начатое Кантом и продолженную И. Фихте и Ф. Шеллингом: она выступает как завершенная система «абсолютного идеала» с диалектическим подходом практически ко всем явлениям объективной действительности, познания и мышления. Величайшим достижением гегелевской философии является диалектика. Разработаны Г. Гегелем принципы, законы, категории и элементы диалектического способа мышления является несомненным достоянием мировой философской культуры. То же самое можно сказать и о большинстве его суждений, выводов, обоснований в таких областях философского знания, как онтология, гносеология, логика, феноменология, философия права, политика, религия, эстетика и т.п..

Гегель создал систему «абсолютного идеализма» с диалектическим подходом к объяснению многих явлений объективной действительности, познания и мышления. «Абсолютная идея», по Гегелю, является объяснением сущности Бога. Она воплощается в Природу, общественную жизнь и сферу познания (мышления), приходит к самопознанию, завершая таким образом круг своего творческого саморазвития.

В «Науке логики» Гегель исследует категориальный каркас человеческого мышления. Здесь же он обосновывает принципы их взаимосвязи и перехода друг к другу: восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического, диалектическое отрицание, необходимость связи и и др.. Он выстраивает логику понятий, а вслед за ней - логику вещей.

Велик Гегель и как социальный философ. И хотя шерег фундаментальных выводов и ориентаций его социальной концепции требуют радикального переосмысления согласно достояние современной мировой философской теории и опыта социальной практики, нельзя не признать главного: Гегель первым в мировой философской практике теоретически воспроизвел реальную архитектонику общественной жизни, определил фундаментальные факторы его динамики, создал универсально-диалектическую концепцию социального. Он первым теоретически описал общество как развивающуюся систему. Несмотря на то, что это развитие (как и само общество) Гегель объяснял не иначе, как развитие «абсолютной идеи», ему больше, чем любому другому мыслителю, удалось проникнуть в глубины и постичь сущность таинства социального, отразить его в логике понятий. Практически ни один из социальных философов последующих эпох не мог (и не в состоянии на сегодня!) «Обойти Гегеля», не высказать относительно его концепции того или иного суждения. Гегель был и остается одним из величайших вершин социально-философского мышления. Попробуем взойти на эту вершину, понять ее содержание с достижениями мировой философии XX века.

Центральным и опорным понятием философской системы Гегеля с понятия «абсолютной идеи» как таковой, что существует независимо от человека и человечества, духовной субстанции, демиурга, творца мира в его становлении и деятельном саморазвитию. Социальное, как и естественное, у Г. Гегеля оказывается продуктом абсолютной идеи.

Общественная жизнь философ толкует как саморазвитие абсолютной идеи, которая, пользуясь собственной «хитростью» («хитрость разума»), средствами человеческой деятельности, создает весь жизненный мир - духовный и предметный мир человеческой культуры.

Ли гегелевская «абсолютная идея» рациональный смысл? В. Ленин, как известно, характеризовал ее как «теологическую выдумку идеалиста» и предлагал изъять эту идею по философии. Теоретические исследования последних лет требуют более взвешенного подхода к этому вопросу. «Абсолютная идея» отнюдь не является «выдумкой» Гегеля. Она имеет глубокую и древнюю историю, ведь на протяжении тысячелетий ее осмысливали и переосмысливали как одну из возможных (наряду с материей или из-за противостояния ей) субстанциональных основ бытия. Практически от Платона (через Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма, И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга) и до Гегеля философы пытались понять ее рационально-творческий, деятельный смысл. В гегелевской интерпретации это содержание ближайшее «подходит к реальности», дает возможность реконструировать ее в логике понятий. Изъяв из абсолютной идеи мистический и теологический сюжеты (которыми, кстати, переполнена ее гегелевская интерпретация), можно воспроизвести истинную логику существования и развития мира. Без рационального истолкования «абсолютной идеи», то есть без осознания конструктивно-творческой сущности человеческой духовности, о воссоздании такой логики не может быть и речи.

Ошибка гегелевской социальной доктрины заключается не в том, что к объяснению таинства социального он привлек «абсолютную идею», а в том, что он преувеличил (и абсолютизировал) ее полномочия: единство мышления и бытия следует рассматривать не только через извечное бытие духа как первичной субстанции , о чем писал Гегель, но и через деятельность, труд человека, практику. В работе - настоящей субстанции социального - идеальное (духовное) и материальное (реальное) сосуществуют как элементы одного целого. Как справедливо отмечал М. Тарасенко, «в сфере естественно-исторической действительности« материальное »и« идеальное »сосуществуют на паритетных началах, как моменты процесса самоопределения человека и мира при посредничестве общественной практики» (Тарасенко Н.Ф. Методологические и методические основы обновления философского образования в высшей школе. - М., 1991. - Ч. 1. - С. 3).

Эвристическая сила гегелевской «абсолютной идеи» состоит в привлечении к объяснению социальной конструктивно-творческой сушности (и функции) человеческой духовности. Философ исходил из того, что «социальное» является непосредственным продолжением «естественного», что одними лишь «естественными» факторами (материальной субстанцией) охватить его таинство невозможно. Не менее основательно понимал он и ограничения, которые накладывает на «социум» истолкования последнего в категориях теологической традиции. Гегель рассматривал социальное как результат «одушевление» природного. «Одухотворение» не в смысле «обожествления», а в смысле «очеловечивания», т.е. превращение природы «духом» и «трудом» человека. Социально-творческую роль труда Гегель воспроизвел оригинальным учением о «хитрость разума».

Мировой разум, подчеркивал философ, проявляет своеобразную хитрость: он «творит предметный мир» не непосредственно, а через человека, труд. «Дух, - писал Гегель, - присваивает себе предметный мир или, наоборот, производит свое понятие с самого себя, объективирует его и становится таким образом бытием; в этой предметности он осознает себя». Каждый человек при этом преследует свои частные интересы, цели и задачи, которые наталкиваются друг на друга, противоречат друг другу, подталкивают к деятельности в противоположных направлениях. «Хитрость разума» именно в том и состоит, что, позволяя создавать видимое произвола, она «заставляет» людей работать на общую идею: преследуя свои интересы, люди делают гораздо больше, чем замышляют, они реализуют закономерности истории. «Благодаря« хитрости разума », - подчеркивает И. Нарский, комментируя указанные мысли Гегеля, - видимо произвола индивидов превращается в конечном смысле на необходимость всемирно-исторического процесса, а вынужденность действий тех же самых индивидов - на свободную ходу мирового духа .. . Разум и свобода в истории все же побеждают »(История диалектики. Немецкая классическая философия. - М., 1978. - С. 307).

Глубина гегелевского постижения общественно-исторического бытия как результат активности «хитрого ума» (абсолютной идеи) заключается в его (бытие) понимании как продукта одухотворение (разумной) деятельности человека. «Действительность» истории, согласно Г. Гегелем, обеспечивает разумный, то есть одухотворенная, высоко-интеллектуально напряженная деятельность. И дело не в том, что осуществляется она в основном из-за не осознанную деятельность, страсти и недальновидные поступки конкретных индивидов. Главное, что она есть. Гегель показал эту деятельность в виде «свободного развития мирового духа». «Мировой разум», воплощаясь в предметные формы исторического бытия, приводит его «разумность», то есть «действительность». «Все разумное, - писал Гегель, - является действительным, все действительно есть умным». История, в его понимании, есть ничто иное, как надменный прогресс человека службе прогресса в направлении к свободе. Путь к ней прокладывает труд, одухотворенная разумом.

Если снять с этих положений пелену гегелевской «абсолютной идеи» (как демиурга и творца всего сущего), исчезнет и та мистическая полоса, которая препятствует постижению истинного смысла гегелевского социально-философского учения. А оно глубокое и реалистичное. Как писал В. Ленин, с искоренением из него «Боженьке» остается «чистый исторический материализм». Не абсолютизируя ленинской оценки Гегеля, отметим, что она имеет смысл, хотя и требует соответствующей интерпретации. Гегель не только продолжил и обобщил, но и завершил начатое античными мыслителями, отшлифованное Р. Декартом, Кантом и И. Фихте понимание деятельной природы социального. Он показал, точнее, убедительно доказал, что действительно человеческая реальность является продуктом Разумного (одухотворенной) деятельности. По его мнению, разум является корнем и источником создания истории. Все, что противоречит разуму, противоречит и действительно человеческой истории. Задача философии в связи с этим, считал Гегель, состоит в поисках разумных форм деятельности, общественных отношений, морали, общественной организации. Поискам этих форм Гегель вообще и подчинял свою социально-философскую творчество. Результат оказался превосходным: Г. Гегелю удалось проникнуть в деятельно духовную сущность социального, схватить ее в логике понятий, воспроизвести в теории. Величие Гегеля как социального философа определяется тем, что он создал универсальную (диалектическое) концепцию социального.

Учения об обществе является завершающей частью гегелевской философской системы. У Г. Гегеля оно получило название «философии духа». «Идея», согласно Г. Гегелем, отчуждает себя в природу, т.е. переходит в свое инобытие, которое, в свою очередь, стремится вернуться в «родную стихию» и познать себя в адекватной форме. «Естественное» со переходит в «дух», «исходит из природы», возвращается «к себе» из своего инобытия. «Социальное» является средством указанного «перехода - возвращение» и одновременно результатом творческой деятельности духа, полем реализации его свободы, которая проявляется через самопознание. Последнее имеет три ступени: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Эти модификации духа воспроизводят различные подразделения и уровни организации социального, особенности его функционирования и развития. «Философия духа» Гегеля охватывает общественное бытие в целом, его архитектонику, взаимосвязи, историю, развитие.

В разделе «Субъективный дух» Гегель излагает свое учение о человеке - о духе в его «телесном обрамлении», то есть о душе. По мнению философа, душа человека является индивидуальным проявлением рода человеческого - рас, наций, народов, формирующихся в ходе «симпатической участия» души во все общей жизни природы. Гегель анализирует особенности душевного склада - национального характера - греков, римлян, германцев, итальянцев, французов, англичан, представителей других рас и народов мира. Индивидуальными качествами людей он считал естественные по налогу, темперамент, характер, философ анализировал возрастные и половые особенности человека. Смысл человеческой деятельности, по мнению Гегеля, заключается в разумном, мудрому отношении к миру. Если человек не хочет погибнуть, - писал Гегель, - то она должна признать, что мир существует самостоятельно и является в главном завершенным ... Взрослый человек совершает поэтому вполне разумно, отказываясь от плана полного преобразования мира и пытаясь осуществить свои личные цели, пристрастия и интересы лишь при непосредственном касании к миру.

В своей жизни человек руководствуется сознанием - пониманием общего хода событий в природе и обществе. Для Гегеля сознание является предметом особого внимания. Философ рассматривал следующие уровни сознания как: 1) сознание вообще (непосредственная сознание, чувственная сознание - как то, что противостоит предмету, независимом от субъекта) 2) самосознание: 3) единство сознания и самосознания - разум. Эта часть теоретических рассуждений Гегеля обозначена им как феноменология - наука о явлениях духа, о сознании и формы ее развития. Феноменология Гегеля исследовала такие проблемы, как соотношение ощущений и восприятия, связь восприятий и глуздового мышления, взаимосвязь смысла и разума, роль труда в развитии сознания и т.п..

Гегель отмечает оригинальном связи сознания (психики) и тела (телесности) человека, рассматривает последнюю как целостную существо. Вместе с тем он подчеркивает ведущую роль духовного, причем так, что личность - как непосредственный предмет психологии - заключительной части учения о «субъективный дух» - возникает у него в своей духовной сущности. Материально-физическое основание психики человека Гегель игнорировал практически полностью.

Раздел «Объективный дух» философ полностью посвящает рассмотрения социально-исторической жизни человечества. Общую схему развития объективного духа Гегель рисует так: абстрактное право, мораль, нравственность, которая, в свою очередь, охватывает семью, гражданское общество и государство. Право, по мнению Гегеля, является бытием свободы. Быть свободным, считал философ, значит осознавать границы и необходимость того, что человек делает. Следовательно, право упорядочивает волю конкретного человека, обеспечивает ее (воли) проявление уже не как произвол, а как свободу. В свободном воле выявлении ума, упорядоченном правом и законами, Гегель видел основы социальности как таковой, ее стержень он видел в свободе, субстанцией которой является частная собственность. «Только В собственности, - подчеркивал Гегель, - личность выступает как разум». Философ внимательно анализировал отношения собственности, их исторические формы, проблему отчуждения и свободы, организации общественной жизни как своеобразного соглашения владельцев, каждый из которых признает другого как юридически равноправного.

Наряду с внешней организацией общественной жизни, механизмом которого есть право, отмечал Гегель, существует и так называемая внутренняя организация, механизмом которой является мораль.

Мораль, по мнению Гегеля, является внутренним, субъективным убежденностью личности, ее главными категориями являются категории «добра» и «совести». Действуя согласно с совестью, человек осуществляет добро для себя и для других. При этом она не отказывается чувств, склонностей, интересов, а наоборот - учитывает их. Основой же морали является не чувство, а ум. Для того, чтобы осуществить нравственный поступок, человек должен познать обстоятельства, при которых она действует, познать объективную реальность и действовать с миром и его законами. Через познание мира формируется объективная оценка добра и зла. Единство объективного и субъективного, согласно Г. Гегелю, есть высшей ступенью развития объективного духа - нравственностью, которая проявляется в семье, гражданском обществе и государстве. Учение об указанных формовиявы нравственности венчает гегелевское видение архитектоники социального. Завершающим аккордом социальной концепции Гегеля, правда, является анализ форм общественного сознания.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии