Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Артур Шопенгауэр

(1788-1860)

«Вопрос о свободе воли ... является краеугольным камнем, с помощью которого можно отличить глубоких мыслителей от поверхностных »



«Меня поймут через двести лет», - эти слова принадлежат первому серьезному критику системы абсолютного идеализма Гегеля, немецкому философу Артуру Шопенгауэру, который предпринял отчаянную попытку противопоставить диалектическом учению Гегеля свое иррациональное учение о мировой воле. Попытка молодого, практически никому не известного наглеца граничила с безумием. Гегель в те времена считался величиной недостижимой, вершиной философской мысли как таковой. И все же Шопенгауэр рискнул. И как показало будущее - не ошибся. Гегелевская философская система сначала дала трещину, а затем - под влиянием критических стрел Фейербаха, Маркса и Энгельса - по чала «рассыпаться на куски». «Куски» гегелевской системы, между тем, с философской обращения не исчезали. Они получали автономное существование. их влияние (как и гегелевской системы в целом) остается весомым и в наши дни.

А. Шопенгауэр родился в г. Данцинг (ныне Гданьск) в семье коммерсанта. Отец будущего философа был человеком мрачным, замкнутым, жестокой, мать - живой и доброжелательной. Она имела литературный дар, общалась с известными людьми своего времени, удерживала небольшой литературный салон, среди посетителей которого можно было встретить Гете и Ф. Шлегеля. Понятно, любознательный малыш тянулся к матери и нехотя занимался изучением коммерческого дела, к чему принуждал его отец. Между родителями время от времени возникали недоразумения и ссоры. Родители наконец, закончил жизнь самоубийством. Артур вместе с матерью переехал в г. Веймар, где поступил в гимназию и занялся изучением классической филологии.

Обучение медицине и философии, зоологии и астрономии, естественной истории и психологии в наиболее знаменитом из немецких университетов - Геттингенском сформировало мировоззрение юноши, укрепило его уверенность в себе. В Берлинском университете юноша присоединился к величайших достижений человеческого духа - к философии. Вполне закономерно, что философия его просто захватила: лекции в Берлинском университете в то время читали знаменитые И. Фихте и Ф. Шлейермахер. Однако, что интересно, Шопенгауэр увлекается не Фихте, а индийской философией и Кантом - пишет Б. Рассел, «он слушал лекции Фихте, но презирал его» (Рассел Б. История Западной философии. - С. 269).

Вместе с отцом - жестоким и своевольным и индийской философией смирения и смирения, у колыбели будущего философа стоял «Пессимизм». «Жизнь - сомнительная вещь, - скажет он позже, - и я решил посвятить свою жизнь размышлениям о нем».

После завершения обучения и защиты диссертации Шопенгауэр возвращается в г. Веймар, а после серьезного конфликта с матерью переезжает в Дрезден, где сосредоточивается над главным произведением своей жизни «Мир как воля и представление». Подарком судьбы можно считать приглашение Шопенгауэра к чтению лекций в Берлинском университете. Однако этим подарком он не воспользовался. Имея своевольный, самонадеянно (очевидно, преемственно полученный от отца), Шопенгауэр назначил свои лекции в то же время, что и Гегель. Последний расценил это как вызов и везде, где мог, посылал в адрес «молодого наглеца» не весьма приятные высказывания. Самоуверенный молодой мыслитель отвечал ему тем же: «Гегелевская философия, - говорил он, - состоит из невежества и вымысла». Неудивительно, что в Берлинском университете Шопенгауэр не прижился. Его лекции собирали не более чем 3-5 студентов. Преподавательская карьера не сложилась, произведения успехом не пользовались; философский мир встретил Шопенгауэра прохладно.

Философ «замыкается в себе», ведет размеренный холостяцкий образ жизни, больше общаясь с книгами, чем с людьми. Он блестяще владел английским, французским, итальянским и испанским языками. Много читал. Часами гулял со своей собакой Атма (Мировая душа), курил длинную трубку, читал «Таймс» и встречался только с журналистами, которых нанимал для доказательства своей мировой величия.

Рассказывают, что он был антидемократическим, ненавидел революцию 1848 p., Верил в спиритизм и магию. В кабинете философии стояли бюст Канта, портрет Гете и бронзовый Будда. Культ Канта, как своеобразная вера, выпестованная самим философом, сопровождала Шопенгауэра до самой смерти. Европейский культур ный мир, между тем, его почти не замечал. И лишь в последние годы жизни принесли признание. Как сказал Шопенгауэр: «Что-то пере ломилось - в Берлинском и Лейпцигском университетах начинают читать лекции на тему« Философия Шопенгауэра ». На горизонте просматривалась мировая слава. К сожалению, прикоснуться к ее чарующего света философу не удалось: смерть застала его на ее пороге.

Понять Шопенгауэра трудно, но возможно. Философ май руль владел словом, излагал свои мысли достаточно ясно и привлекательно, однако - необычно: в противовес гегелевской «абсолютной идеи» - как сущности мира и его Творца - он ставил единственную и вневременную «волю», что проявляется во всем развитию Вселенной, равной мере в живой (одушевленное) и неживой (неодушевлений) природе.

Космическая «воля», по Шопенгауэру, подобная Богу - Природе, обоснованном большим Спинозой. Однако, если у Спинозы «божественная воля» является творческой силой и мудрость состоит в том, чтобы подчиниться ей, то у Шопенгауэра она - злая, чужая, далекая и является, скорее, источником всех наших бесконечных страданий, чем творческой энергии и вдохновения. Космическая воля, отмечает философ, не имеет фиксированного конечного определения (начала), которого можно было достичь, чтобы получить удовольствие. Всесокрушающей есть только смерть. Но и она не может стать конечной целью. Человек пытается жить, действовать и творить. В этом и скрытое великое таинство нашего бытия: «мы пытаемся надуть мыльный пузырь как можно больше, хотя прекрасно знаем, что она лопнет», - заключает свои рассуждения Шопенгауэр.

Размышляя о смысле бытия человека и мира, Шопенгауэр подчеркивает, что инстинкт («воля») заставляет людей воспроизводить себя в своих потомках и формах культуры. Это, в свою очередь, вызывает новые испытания и страдания, от которых не может спасти даже самоубийство. Человек обречен на страдания. И даже познания не позволяет ей постичь смысл, вырваться из жестких тисков уравновесить себя с миром. Только пост, бедность, самовипробування, направленное на подавления своей индивидуальной воли, раз и является тем образом жизни, который ведет к истине, позволяет увидеть то, что недоступно другим. Цель святого, считает философ, как можно ближе подойти «к несуществования» - индивидуального бытия, соизмеримо с бытием единой космической «воли». Нравственный долг человека состоит в том, чтобы, отказавшись от желаний, уничтожив волю к жизни, избавиться извечного источника страдания. «Всякое ограничение, - поучал он, - способствует счастью. Чем более узкий круг нашего познания, наших действий и сомнений, тем мы более счастливы; чем оно шире - тем чаще мы страдаем и смущаемся. Ведь вместе с ним растут и множатся заботы, желания, тревоги ».

Современники называли Шопенгауэра «певцом жесткого пессимизма», однако не особенно доверяли его учению, так как сам философ вел совершенно противоположный образ жизни. Как правило, он не отказывал себе в удовольствиях, обедал в хороших ресторанах, не пренебрегал любовными интригами, был человеком на редкость сварливой и скупой.

Пессимизм Шопенгауэра, между тем, был не только социально-историческое, но и гносеологическое оправдание и смысл. Как пишет Б. Рассел, «его (Шопенгауэра - В. А.) пессимизм дал возможность людям пристраститься к философии, не убеждая себя в том, что все зло может быть оправданным. В этом отношении, как противоядие, его пессимизм был полезным »(Рассел Б. - С. 273). Он позволил увидеть мир «с другой стороны», высказаться по поводу аргументов, которые могли бы и не заметить.

Еще более важное значение имело учение Шопенгауэра о первичности «воли». В противопоставлении гегелевской «абсолютной идеи», оно подневольно возвращало философию от абстракции к жизни, в частности, к Человеку. И хотя у Шопенгауэра этот взгляд содержался лишь в потенции, многие из философов нового и новейшего времени именно с этого начали свои философские поиски и сумели выстроить достаточно влиятельные (и эвристические) теории. С Шопенгауэра (возможно, не только на него, но - во многом именно с него) вышли такие гиганты духа, как Ницше, Бергсон, Джемс, Дьюи. Учение Шопенгауэра стало популярным. Поэтому, «несмотря на непоследовательность и определенную поверхностность, его философия играет значительную роль как ступень в философском раз витке» (Рассел Б. - С. 274).

На могиле философа написано всего два слова: «Лртур Шопенгауэр». «Они (люди - В. Л.) найдут меня», - считал он. И не ошибся.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии