Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Людвиг Фейербах

(1804-1872)

«Новая философия превращает человека, включая природу, как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии»



Будущий великий философ родился в Ландсхут (Бавария) в передовой, антифеодально настроенной семье известного и чрезвычайно образованного криминалиста Ансельма Фейербаха, который Больше всего на свете ценил закон, любил порядок, уважительно относился к науке, образования и религии.

По окончании местной гимназии, где парень получил приличную по тем временам образование, он поступил на теологический факультет Гейдельбергского университета. Однако богословие принесло любознательному юноше лишь разочарование. Людвиг перешел в Берлинский университет и погрузился в философию. Лекции по философии, прочитанные Г. Гегелем, возбудили и направили настойчивые мировоззрению поиски юноши. Захват Г. Гегелем Переросло в позицию. Л. Фейербах защитил диссертацию, подготовленную в духе гегелевской философии, читал курс лекций «гегелевской философии» в Эрлангенского университета, входил в Модной в те времена течения «молодогегельянцив», почитал и пропагандировал Гегеля как величайшего из числа мировых философов.

Расхождение с великим философом начались с вопросов понимания сущности религии. Л. Фейербаха больше импонировала позиция французских материалистов XVIII века. Критика гегелевского видения религии постепенно перерастает в критику его (Гегеля) философских основ вообще.

Правда, к критике Гегеля молодой философ сосредоточился на просмотре принципиальных положений христианства. В работе «Мысли о смерти и бессмертии» (1830) он отрицал индивидуальное бессмертие и загробную жизнь, отмечал значение для человека и его здоровья, материального и социального окружения, благосостояния, т.е. всех без исключения составляющих светской бытия как такового. Фейербах признавал только «бессмертие человеческого рода», вечность универсального разума, родового мышления, родовой сознания. Такой вывод противоречил официальным христианским догматам. Карьера академического философа оказалась под угрозой. Он был уволен из университета. Более того, места для него не находилось в одном из университетов, куда бы он не обращался.

Несмотря на обструкцию, свои философские поиски Фейербах не останавливал ни на минуту. В 1833 году он публикует «Историю новой философии от Бэкона до Спинозы», чуть позже - монографии «О Лейбница» (1837) и «О Пьера Бейля» (1838). В этих трудах философ прослеживает процесс постепенного (но, по его убеждению, закономерного!) Освобождения философии (и науки) от пут теологии. Примирение науки и религии, считал он, является «темной страницей» в истории философии, лицемерием, которое необходимо преодолеть.

Указанные труды принесли философу если и не знаменитость, то, во всяком случае, определенное признание. Однако, к университетской кафедре его не допускали. Философ переселюеться в небольшой поселок Брукберг в Тюрингии, где и прожил безвииздно почти 25 лет, отслеживая тенденции развития духовного (и философского) жизни страны, время от времени подавая свои философские эссе к журналу молодогегельянцив. Цензура всеми возможными средствами пыталась помешать публикации его работ. Запрещены были «О философии и христианство» и «Предварительные тезисы к реформе философии». Последнее произведение было опубликовано только за границей.

Исследованием «К критике гегелевской философии» (1839 год) Л. Фейербах начал «материалистическое поход» против Гегеля. Центром этого похода стал вопрос о соотношении мышления и бытия, логики и природы. Гегель, как

известно, исходил из принципа животворящей силы «абсолютной идеи». Л. Фейербах назвал этот принцип спекуляцией. Единственным, универсальным и самым высоким предметом философии он провозгласил человека и природу как ее основания. Социальная философия Л. Фейербаха начала вырисовываться как антропология. Последнее как раз и определяет место этого философа в истории социальной философии: развенчав Гегеля, он возвысился до антропологизма - философского объяснения всех явлений общественной жизни через изучение свойств человеческой природы - и одновременно остался на этом уровне не смог постичь эти свойства, как обусловленные социально -исторической практикой.

В спокойном течении крестьянского быта готовит к печати и издает знаменитое произведение «Сущность христианства» (1841 год). В этой работе Л. Фейербах излагает свои социально-философские взгляды. Преодолевая цензурные препоны и болезненно переживая травли со стороны сторонников традиционной идеалистически религиозной философии, мыслитель публикует такие произведения, как «Основные положения философии будущего» (1843 год) и «Сущность религии» (1845 год). Общая эволюция философских взглядов Л. Фейербаха проходит, по его собственной характеристикой, по схеме: «Бог» - «ум» (как «демиург») - «человек». Первой его мыслью, говорил философ, Бог, но вскоре он понял свою ошибку; второй его мыслью был ум - демиург гегелевской философии, третий же и последней его мыслью была человек. - Главный объект его антропологического материализма.

Человека Л. Фейербах толкует как природно-созерцательную существо с глубоко развитыми умственными свойствами. Основа его бытия в мире он видит в природе. Созерцание природы и подражание ее Л. Фейербах рассматривает как главное правило самоопределения человека в мире. При этом он цитирует Анаксагора («человек рожден для созерцания солнца, луны и неба») и стоиков («человек рожден для созерцания мира и подражание его»), противопоставляет их авторитетные (по его мнению) суждения идеям творения как спекулятивным, идеалистическим.

Л. Фейербах продолжает и углубляет традиционный античный Взгляд на человека как естественную, телесную, физическую, пространственно-временную существо, только в такой ипостаси способна созерцать и мыслить. Человек, считал философ, есть существо целостное, ее душа (разум, мышление) неотделима от тела. Отрыв мышления от телесности, толкование «духа» как «первично-творческой субстанции» является произведением спекулятивной философии и религии. Такому взгляду на человека следует положить конец. «Настоящее отношении мышления к бытию, - подчеркивал Л. Фейербах, - таково: бытие ~ субъект, мышление = предикат» (Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2-х т. - М., 1955. - Т. 1. - С. 128).

В построении антропологической концепции Л. Фейербах отрицает, с одной стороны, И. Канта, а с другой - Г. Гегеля. Человек, по мнению Л. Фейербаха, руководствуется не абстрактным категорическим императивом, как думал Кант, а собственным стремлением к счастью. Свобода - это не абстрактная категория мышления, как учил Гегель, а реальный движение человека к счастью. Счастливым человек может быть только при определенных условиях, как нтах в полете или рыба в воде. Условия для счастья надо создать. Итак, главная основа социальной философии Л. Фейербаха состоит в создании условий жизни, отвечающих человеческой природе, в обосновании необходимости сделать условия человечными. Сущность человека при этом Л. Фейербах видел неизменной. Чувства и страсти, определяющих поведение человека, философ рассматривал как главные факторы исторического процесса.

Предпосылкой создания условий исторического бытия человека, соответствующие его природе, считал Л. Фейербах является искоренение религии как дурмана, жизни в реальном мире и преобразования этого мира как силу, что приводит бездействие, подменяет активность терпеливым и смиренным ожиданием будущей сверхъестественной благодати. Корни религии - зависимость человека от стихий природы, в бессилии человека относительно внешних факторов ее существования. Бессилие, по мнению, Фейербаха, ищет выход и находит его в созданной фантазию надежды на Бога как заместителя и источники осуществления всех человеческих желаний. Как проекция человеческого духа Бог превращается в феномен, что творит человека. Идея Бога, как «высшего существа», по мнению Л. Фейербаха, является идеей ложной и деструктивной. Она должна уступить место идее «обожествления человека». Засадовим о социально-философской концепции должен быть принцип «человек человеку - Бог».

Многообразные общественные связи, возникающие между людьми, философ рассматривал как межличностные, как отношения между «Я» и «Ты». Мораль, подчеркивал Л. Фейербах, возникает там, где человек в своих поступках ориентируется на другого человека. Настоящая мораль, писал он, «не знает никакого собственного счастья без счастья чужого, не знает и не хочет никакого изолированного счастья, обособленного и независимого от счастья других людей ... она знает только товарищеское, общее счастье »(Там же. - С. 621). Расхождения интересов, возникающих в процессе общественной деятельности и общения людей между собой, преодолеваются всеобщим чувством любви человека к человеку. Любовь в социальной концепции Л. Фейербаха выступает как наивысшее проявление действительно человеческой чувственной природы, как принцип организации социального, как самый механизм регулирования общественных отношений.

Единичная человек, по мнению Л. Фейербаха, является исходным пунктом социального как в теории, так и на практике. Общество естественного состояния - это распылена, безразлична масса индивидов. Со временем путем соглашения возникает государство, упорядочивает отношения между людьми, контролирует и регулирует их общественного поведения. Однако даже в государстве Л. Фейербах рассматривает индивида как «изолированный атом», что, по сути, такое же степень свободы, что и в естественном состоянии. Государство, считал философ, качественно не отличается от естественного состояния и поэтому «не приводит людей к точке зрения, что качественно отличается от естественного состояния». Настоящая человечность возникает лишь на основе глубокого, внутреннего, уважительного чувства человека к человеку. Эпицентром этого чувства, подчеркивал Л. Фейербах, есть любовь.

Указанные мысли и суждения новыми назвать трудно. Кроме основанной Л. Фейербаху «этики любви», они постоянно находились в философском обращения. От античности до наших дней, конечно, с разной степенью актуализации, философы - реалисты отмечали естественной обусловленности человеческого естества вопреки теологическим и спекулятивным толкованием последнего как продукта божественного творения и как чисто духовной субстанции. Итак, величие Л. Фейербаха заключается в другом. Философ первым среди мыслителей Нового времени поднял их методолого-мировоззренческих авторитет в противопоставлении гегелевской «философии духа» и религии. Л. Фейербах ввел эти идеи в теоретический контекст философии Нового времени, причем сделал это так основательно, что они высветились новыми красками как равнозначные наряду с идеями Духовной обусловленности социального. Казалось бы, «поход против Гегеля» должен был завершиться интеграцией ризнопидставних толкований социального, материальное и духовное должны осмысливаться как взаемодоповняльни основы человеческого бытия. Этого, к сожалению, не произошло. Л. Фейербах уклонился в сторону антропологизма. Реальная жизнь - общественно-историческая практика - осталось без внимания великого мыслителя. Последнее дало К. Марксу и Ф. Энгельсу, которые после «болезни молодогегельянства» стали «фейербахианцямы», основания назвать Л. Фейербаха «материалистом снизу» (т.е. в области понимания природы) и «идеалистом вверху» (т.е. в той части его учения, посвященная объяснению особенностей общественной жизни человека). Эта оценка остается в целом правильной и в наше время. Л. Фейербах не преодолел Гегеля (и не использовал его приобретение для нового теоретического развития в постижении социального), а просто отошел от него в сторону антропологизма, предпринял попытку объяснить все жизненные явления и перипетии свойствами человеческой природы. Эту попытку можно оценить и как расширение теоретического поля видения социального, и как своеобразное извращение из магистральных путей философского осмысления особенностей бытия человека и общества. Обоснованный Л. Фейербаху антропологический принцип, безусловно, кладет начало исследованию еще одной грани социального - индивидуального бытия человека в обществе, ее чувственного отношения к другому человеку. Позже эту проблематику рассматривали представители таких направлений, как философская антропология, философия жизни, феноменология, экзистенциализм. Однако антропологический подход имеет определенные пределы эвристичности - он или отрекается полностью, или учитывает исторический и социально-практический аспекты человеческого бытия лишь частично. Вне антропологическим видением организации социальной фактически остаются проблемы, решение которых рихтует теоретическую платформу постижения общецивилизационных основ общественной жизни. Л. Фейербах, в частности, лишь вскользь поднимает проблемы собственности и власти и не привлекает к осмыслению их достижения тогдашней экономической и политической теории. Поэтому его интересные соображения о человеке и моральные принципы ее существования носят абстрактный характер. Этика Л. Фейербаха, писал об этом Ф. Энгельс, выкроенные для всех времен, для всех народов, для всех состояний и именно поэтому она не может быть применена нигде.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии