Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Исторические изменения, произошедшие в общественной жизни 20-10х годов XIX столетия, требовали нового теоретического осмысления и обобщения. Универсально-классическая философия стояла немного в стороне от этих изменений.

Самые проникновенные умы искали новые обоснования существующих социальных реалий факторов социально; динамики, перспектив исторического развития. Среди теоретиков, расцвет творческого таланта которых совпал с бурными историко революционными событиями середины XIX века, отличаются имена Серена Кьеркегора, Огюста Конта, Карла Грюн, Вильгельма Вейтлинг, Макса Штирнера, Давида Штрауса, Александра Герцена, Николая Чернышевского, Михайлч Вакунина, Петра Лаврова , Карла Маркса, Фридриха Энгельса.

Большинство из них в начале своей философской карьеры были последователями Гегеля, «левой егельянцямы». Они почитали своего учителя и одновременно пытались выйти «за пределы системы», привести последнюю в соответствие с действующими социальных реалий, революционных событий, пленили тогдашнюю Европу.

Наиболее продуктивно в этом направлении двигались К. Маркс и Ф. Энгельс. Обосновано ими социально-философское учение получило название «марксизма». Как отражение коренных интересов пролетариата 40-60-х годов XIX века, марксизм получил небывалую популярность среди революционно настроенной молодежи. Завоевывая активнодиючих сторонников и привлекая в свои ряды проницательных и острых теоретиков, марксизм превратился в целостную систему философских, экономических, социально-политических идей и взглядов, на особое направление социально-философской мысли, который одновременно с возникновением заявил об изменении методолого-мировоззренческих парадигмы социального философствования , о своей принципиальной отличие от гегелевской школы, о новом теоретическое видение социального.

Показательным является и то, что эта теория формировалась и развивалась вне официальных академических учреждений, университетов и научных школ. К. Маркс и Ф. Энгельс шли своим путем, формировали свою особую философскую научную школу.

Главная особенность марксизма состоит в том, что эта теория формировалась не для «кабинетного пользования», а для активной социальной практики, не для стабилизации существующего социального устройства, а для его разрушения, не для удовлетворения потребностей и амбиций господствующей верхушки, а для просвещения и активизации деятельности обездоленной массы трудящихся.

Марксизм возник как революционная теория пролетариата - особого общественного класса, активной социально-политической силы XIX века. Последнее социально обострило теорию. Время возникла угроза ее идеологизации. Развитие марксизма как теории и ее практическое воплощение вполне реализовали как первую, крюк и вторую тенденцию.

Избрание марксизмом своего собственного пути поисков социальной истины вовсе не означает, что это учение сформировалось стороне от тех социально-философских достижений, которые получило человечество. Наоборот, основатели марксизма внимательно и скрупулезно овладели этими достижениями, переосмыслили их в русле социально-политнчних и духовных ориентаций своей эпохи, сделали из них соответствующие выводы. На наш взгляд, именно таким и должно быть начало развития теории.

Социально-экономическая и политическая ситуация середины XIX века была чрезвычайно сложной. Общественные противоречия, что к этому времени напоминали о себе, так сказать, импульсивно, заполонили весь жизненное пространство, охватили все слои населения, втянули в свое «энергетическое поле» практически все социальные институты. Ведущие европейские страны двигались «капиталистическим путем» семимильными шагами. Они наращивали производство, технический потенциал, производительность труда и одновременно приближались к глубокому кризису, грозившей не только стабильности системы, но и ее жизненности вообще. К середине XIX века во Франции закончилась промышленный переворот, Англия превратилась в мощную, экономически развитую страну. Германия находилась в зените промышленных сдвигов, общий экономический и социальный эффект которых наглядно свидетельствовал преимущества нового способа производства, хозяйствования и социальных отношений.

Общей особенностью жизнедеятельности народов ведущих стран Европы была тенденция роста богатства и углубления нищеты на разных полюсах социальной структуры общества. Богатые становились все богаче, а бедные - все беднее. Эта тенденция усиливала социальную напряженность, грозила социальным взрывом обездоленных слоев населения.

Бедной и одновременно самой многочисленной группой в это время был пролетариат. Чартистское движение рабочих в Англии, восстание силезских ткачей в Германии и лионских ткачей во Франции показали наличие глубокой революционизирующее потенции этого общественного класса, показали далекосяжнисть его экономических, социальных и политических замыслов. Историческая роль пролетариата, особенно в условиях ее практической реализации, нуждалась научного осмысления. Официальная же наука должного внимания этому вопросу не уделяли. Власти еще не насытились своим положением, не завершили еще разделение национальных богатств, зон влияния, торговли, сфер производства и т.п.. Капиталистическая конкуренция только разворачивала свои всеобъемлющие крылья. «Капитализация» общественной жизни и пролетарская неповиновении двигались бы автономными путями. Эксплуатация и нищета подводили их к единому подоплеку. Пролетарские союзы, объединения, партии, союзы начали процесс подготовки рабочих к осознанию сущностных противоречий, своего места и роли в них, направленности исторического развития и характера необходимых действий по его ускорения. Процесс перехода пролетариата из «класса в себе» в «класс для себя» требовал соответствующего идеологического обеспечения. На гребне растущей волны усиления социальной роли пролетариата в будущих общественных сдвигах и разворачивается новая социально-философская доктрина - марксизм.

Становление марксизма происходило в принципиально новом (по сравнению с периодом формирования немецкой классики) научном поле. "Успехи химической науки, в частности, отвергли теорию« флогистона ». В астрономии доминировал основан кантианско-лапласовского космологической гипотезой исторический взгляд на происхождение Солнечной системы. Биологи обсуждали эволюционистские идеи. Переосмысливали и отвергали теорию« теплорода »в механике. 30-е годы XIX века ознаменовались завершением построения клеточной теории растений и животных. Общая картина мира формировалась под влиянием научных достижений таких выдающихся ученых, как М. Фарадей (доказал наличие единства и взаимопревращения «сил» в природе), Д. Джоуль, Э. Ленц, Л. Кольдинг ( установили факт превращения энергии), Ч. Дарвин (обосновал эволюционное учение о происхождении видов путем естественного отбора), Р. Майер (сформулировал закон сохранения и превращения энергии). Указанные научные достижения, с одной стороны, требовали общефилософского обобщения, а с другой обусловили необходимость переосмысления философией своих собственных принципов. «Науке» в рамках гегелевской «абсолютной идеи» и «антропологии» Л. Фейербаха уже стало просто тесно! Она выходила за пределы силу указанных парадигм И, как в эпоху французских универсальных мыслителей XVIII века, тяготела к материализму. Марксистская философия возникает как материалистическая линия философствования. Материализм же марксизм воплотил и в социальную теорию. Марксистская социальная философия возникает как материалистическая философия социума - исторический материализм. Главным в марксизме, из чего он, собственно говоря, и начинается, является материалистическое понимание истории.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии