Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Сен-Симон

(1760-1825)

Мари Шарль Фурье

(1772-1837)




Эти знаменитые философы вошли в историю как теоретики - мечтатели, проводники социалистической идеи, которые описали контуры будущего общества, базирующегося на общественной (коллективной) собственности и не знает эксплуатации человека человеком.

Как известно, термин «утопия» впервые употребил Т. Мор. Он обозначил им несуществующее идеальное общество, которое, по его мнению, могло бы основываться на принципах социального равенства, отсутствия эксплуатации, на общеобязательное общественных работах граждан. Идеи же утопизма - мечты об обществе, где не было бы принудительного труда и угнетения человека человеком - возникли еще в античные времена. Эти идеи также характерные для средневековых ересей, идеологий многих народных движений (крестьянских войн под руководством Т. Мюнцера в Германии и С. Разина в России), ранних пролетарских учений периода буржуазных революций. Эти идеи и учения, помыслы и мечты основном отражали в незрелой форме недовольство народных масс результатам этих революций, их стремление к установлению нового, справедливого общественного строя.

Классической формы утопический социализм достиг в период бурного развития капитализма, когда развеялись иллюзии идеологов буржуазных революций и стали наглядными противоречия общественного строя, который к тому изображали не иначе, как идеальный.

Флаг классического социального утопизма поднял французский социолог - социалист Клод Анри де Сен-Симон.

В 1819-1820 годах в сборнике «Организатор», а чуть позже - В произведениях «О промышленной системе» (1821-1822 годы), «Катехизис промышленников» (1823-1824 годы), «Новое христианство» (1825 год) он описал главные черты своего общественного идеала, содержательным лейтмотивом которого были слова: «Лучший общественный строй - тот, который делает жизнь людей, составляющих большинство общества, счастливым, предоставляет им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей».

Будущий мыслитель родился в Париже в знатной семье. Образование он получил под руководством Д'Аламбера. Участвовал в борьбе за независимость североамериканских колоний. Некоторое время симпатизировал якобинцам.

Теоретические поиски начал с анализа тогдашнего общества, в котором выделял три основных класса - класс интеллектуалов (представители либеральных профессий и артисты), класс собственников и консерваторов, класс егалитариив, то есть народ. Духовной властью должны обладать исключительно люди науки, ученые, а их основной задачей должно стать задачи воспитания подрастающего поколения. Будущее общество он видел индустриальным и таким, которое создает максимум материальных и духовных благ для рабочего класса. Цель современного общества - экономический прогресс, который может быть достигнут благодаря развитию производственных ремесел, науки и техники и различных искусств. Оптимальную организацию общества, которая бы обеспечивала эмансипацию человека, философ пытался связать с развитием машинного производства, крупной промышленности, научно-технических инноваций.

Французский мыслитель подверг глубокой и основательной критике современный ему общественный строй, который был «картиной перевернутого мира», где большинство работающих вынуждены отказываться от благ для обеспечения благосостояния чиновников. Капиталистическое общество, подчеркивал А.Сен-Симон, характеризует противоречие между бедностью и богатством, трудолюбием и ленью, высокой гражданственностью тружеников и эгоизмом чиновников. В таком виде общество не может дальше существовать, оно должно быть реформировано. Путь искоренения нищего бытия работников проходит через расцвет промышленности и сельского хозяйства, всестороннее развитие производительных сил общества на основе воплощения научных принципов Нового времени. К ним А. Сен-Симон относил, в частности, искоренение паразитизма господствующих классов и внедрение обязательного трудового права для всех членов общества, что должно стать вели кой производственной ассоциацией людей, обеспечение для всех вещь них возможностей реализовать свои способности, создание плановой организации производства ; постепенное создание всемирные. ассоциации народов мира на принципах мира и содружества, на осуществление политики и положительную науку о производстве и управления вещами.

Показателен и тот факт, что инициативу и руководящую роль в общественных преобразованиях ученый отдал промышленной буржуазии интеллигенции, особенно ученым. Он не выделял пролетариат в особый класс, а скорее объединял его с низшими слоями буржуазии и называл это объединение «классом индустриалов». Приоритетные руководящие позиции в обществе отданы промышленным предпринимателям, которые «через природу вещей» должны быть организаторами и представителями трудового большинства населения.

А. Сен-Симон был глубоко убежден, что трудящиеся массы могут самостоятельно достичь «идеала социально справедливого общества» сила, в роли которой должны предстать такие слои населения, как ученые и промышленники. «Общественный покой не может быть устойчивым, - подчеркивал философ пока на самых выдающихся промышленников не будет положено государственным достоянием» (Сен-Симон А. Катехизис нромышленников и и Избранные сочинения: В 2-х т. - М.-Л., 1948. - Т. 1. - С. 124).

Практически одновременно с А. Сен-Симоном похожие мысли обосновывал другой всемирно известный социалист-французский философ Мари Шарль Фурье. «Устройство цивилизации, - писал он пре капиталистическое общество, - становится все отвратительнее с приближением его краха. Земля представляет собой ужасный политический хаос, она взывает к руки друг Геркулеса, чтобы очистить ее от страшных социальных явлений, которые ее позорят »(Фурье III-О близости социальной Метаморфозы / / Избранные сочинения: В 2-х т. - М.-Л ., 1951. - Т. 2. - С. 139).

Фурье родился в семье купца, и почти всю жизнь служил в торговых домах и организациях. Свои социалистические взгляды, к которым он пришел практически самостоятельно, философ изложил в анонимной брошюре «О торговое мошенничество» (1807), позже - в книгах «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Теория всемирного единства» (1822), «Новый промышленный и гражданский мир» (1829).

Ш. фур 'прогнозирует приход нового социального устройства - гражданской гармонии. В новом гармоничном обществе, который заменит «цивилизацию», социальная энергия будет использоваться эффективно и в интересах всех слоев населения, социальные блага будут распределяться справедливо; гармония между индивидом и обществом, между социальными классами и народами отражать «всеобщую гармонию природы», обеспечит, по мнению философа, органическое единство всего мироздания. Первой главной задачей в создании нового общества Ш. Фурье считал формирование для него соответствующего материального основания, что обеспечит условия для благосостояния всех слоев населения. Промышленные достижения позволят укрепить ассоциации трудящихся в сельском хозяйстве. Развитые сельскохозяйственные коллективы, ассоциации соединятся с промышленными. Это приведет к ликвидации различий между городом и селом, поселениями разного типа, создаст предпосылки для нового типа жизнедеятельности - все общей ассоциации тружеников. Все слои населения работать. Свержение системы семейного рабства включить женщину в трудовой процесс; разветвленный общественный быт и бытовое обслуживание освободят каждому члену ассоциации, особенно женщине, дополнительную долю времени для собственного культурного развития; общественное воспитание формировать человека как целостную, гармоничную личность. В обществе расцветут культура, наука, образование моральные качества предстанут как главные критерии общественной оценки личности.

Как видим, Ш. Фурье рисует будущее радостным и светлым, морально чистым и чрезвычайно привлекательным. В условиях реальной социальной дисгармонии, отчуждения и угнетения идеи «гармоничного устройства» не могли не заинтересовать исследователей как в теоретическом, так и в практическом планах. На английском интеллектуальной почве их развивал Р. Оуэн, в Германии - В. Вейтлинг и М. Гесс, в Испании-X. Абрех, в Польше - В. Янский, С. Ворцель, А. Мицкевич, в России-О. Герцен, Н. Огарев, петрашевцев, М. Салтыков-Щедрин, Н. Чернышевский и другие, в Украине - М. Драгоманов, С. Подолинский, В. Винниченко.

Идеи социальной утопии чрезвычайно разноцветными и разветвленными. Каждый из мыслителей-утопистов изображает будущее общество оригинальными красками. Время всех представителей этого направления социально-философской мысли объединяют резкая критика пороков капиталистического общества, раскрытие внутренней связи между эксплуатацией и частной собственностью, обоснование таких черт будущего коммунистического общества, как общая собственность, обязательность труда, равенство людей. коллективность и плановость хозяйства, ликвидация противоположностей между городом и деревней, между умственным и физическим трудом. Одинаковым также было понимание социалистами - утопистами путей и средств построения нового общества - пропаганд, идей социализма через образование, науку, культуру, воспитание и нравственное самосовершенствование людей.

Оценивая взгляды утопистов с позиций социального опыта конца XX столетия, нельзя не отдать должное проницательности: их ума в видении перспектив социального развития, характерных черт будущего общества и одновременно не удивиться наивности и легкости, с которыми они подходить к совету локального реформирования общецивилизационных основ существования, человека в социуме, особенно по отношению к институту властности и власти. Утопизм указанных мыслителей состоял и в том, что, как считалось, они не видели реальных путей из общественной силы достижения нового социального устройства утописты видели их значительно рельефнее, чем критики позднего периода, не в развитии социально-философской мысли, а в том, что они бездоказательно верили в возможность построения социально справедливого общества на основе обобществления собственности. Романтической фантазией утопические социалисты замахнулись на то, к чему интеллектуальная философская традиция позволяла себе лишь прикоснуться: на институт частной собственности. Более-менее умеренные теоретики не позволяли себе идти дальше «усреднение» собственности. Утописты - и в этом, в конце концов, заключается поглибне источник их утопизма - начали интеллектуальную традицию ликвидации собственности. Эту традицию подхватил и довел до логического завершения марксизм.

Практика XX века показала ошибочность такого подхода, поставила перед социальной философией требование новых теоретических поисков и обоснований будущего и путей к нему, определение социальных сил и средств достижения желаемого.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии