Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Ленин

(1870-1924)

«Политическая линия марксизма ... неразрывно связана с его философскими основами »

Владимир Ильич (Ульянов) Ленин родился в семье мелкого служащего в м.Симбирськ (ныне - Ульяновск). Его отец - Илья Николаевич - был инспектором, а впоследствии - директором народных училищ Симбирской губернии. Детство будущего мыслителя прошло среди простых людей и, вместе с тем

, в высоко-интеллектуальной атмосфере семьи, под влиянием духовного авторитета матери. Парень много читал и хорошо учился. Гимназию он закончил с золотой медалью. Ему открывалась незаурядная научная перспектива, особенно после вступления на юридический факультет Петербургского университета. Однако судьба распорядилась иначе. В этом же году за участие в покушении на жизнь царя Александра III был казнен старший брат Ленина - Александра. Юноша болезненно переживал эту семейную трагедию. В его восприятии мир изменил свои очертания. В декабре 1887 г. за участие в революционных выступлениях студентов Ленина были арестованы, исключен из университета и сослан в село Кукушкин Казанской губернии под негласный надзор полиции.

Через год он вернулся в Казань. Вступает в марксистский кружок. Активно изучает марксистскую литературу и становится убежденным марксистом.

Закончив Петербургский университет экстерном, он работал в первых марксистских кружках, изучал Чернышевского, Г. Плеханова, «Капитал» К. Маркса, вел революционную деятельность.

Петербургский период жизни Ленина принес ему признание среди молодых марксистов. Первые стрелы критического мышления молодого философа-марксиста были направлены против идеологии и политического учения народничества. Ленин пишет достаточно серьезную книгу «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов». Впоследствии выходит еще одна его работа против народников - «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве». Ленин становится заметным. Вокруг него собирается революционно настроенная молодежь, штудирует Маркса и Энгельса, пытается привлечь их методологии к анализу российской действительности.

После окончания второй ссылки В. Ленин уезжает за границу, изучает философию, социально-политические учения, руководит революционным движением России. Вернувшись на родину, он возглавляет Октябрьское восстание 1917 года, а после его победы - Правительство социалистического государства.

На коленях новом этапе своего жизненного пути В.Лени п обращается к К. Маркса, сверяет по нему свои теоретические раз думы и революционно-практические действия. В этом плане В. Ленина можно назвать «истинным марксистом». Однако он не просто «следует К. Маркса», а развивает учение согласно с новыми социальными реалиями и спецификой российской действительности. В этом измерении В. Ленин выступает как самостоятельно мыслящий, творческий теоретик. Наконец, социальную философию он подчиняет революционной деятельности пролетариата, обоснованию его практических действий, закономерностей стратегии и тактики классовой борьбы и социальной революции. В этом аспекте В. Ленин пошел значительно дальше К. Маркса, углубил учение, но и сузил его рамка мы «классового противостояния и революции», упростил с целью повышения эффективности восприятия рабочими массами, свел к инструментальной функции, представив его как руководство к действию , что, несомненно, притупило глобальность мир смотровой мышления предшественников.

Как отмечал Н. Бердяев, В. Ленин прежде воспринял, углубил и абсолютизировал мессианский аспект марксизма, подчинен обоснованию пролетарской революции, В. Ленин вошел в философию как теоретик марксизма, а как теоретик революции, он на протяжении всей жизни боролся за целостный, тоталитарный мировоззрение , который был необходим для борьбы и имеющий сосредоточивать революционную энергию: «для В. Ленина марксизм есть прежде теорией и практикой диктатуры пролетариата» (Там же. - С. 94, 95, 97, 103).

В. Ленин рассуждал о роли народных масс и личности в истории, историческую миссию пролетариата и его союзников, роль партии в организации пролетарской массы к революции, о значении субъективного фактора в истории, стратегию и тактику будущего революционного переворота, организацию пролетариатом государственной власти, формы его классовой борьбы после победы революции. Все эти размышления обозначены глубокой философской эрудицией, знанием жизни, диалектичности мышления, оригинальностью суждений и выводов. Новизна их, на наш взгляд, все же не выходила за рамки парадигмы, обусловленной классической марксистской философией.

В чем же сущность и главные принципы марксистского учения в его «ленинском прочтении»?

Исходной основой марксистской социально-философской концепции является признание реального существования людей, их деятельности и взаимодействия, действительного жизненного процесса и его отголоски как развития идеологического отражения. Деятельный способ бытия людей марксизм рассматривает не только с точки зрения его роли в воспроизведении их физического существования, а прежде всего как определенный вид жизнедеятельности, определенный образ жизни. То, что они (индивиды) собой представляют, совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. «Что представляют собой индивиды - это зависит, соответственно, от материальных условий их производства» (Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. - М., 1955. - Г. 3. - С. 19).

По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сущность разноцветных общественных отношений между людьми обусловлена отношениями собственности, соответствующих определенному уровню развития производства и его производительных сил. Противоречия собственности порождают отчуждение человека от продуктов своего труда и родовой сущности, разграничивают людей на различные социальные группы, классы и обусловливают их борьбу между собой. Классовая борьба пронизывает историю цивилизации с момента появления частной собственности. Классовое противостояние усиливается, а борьба обостряется с поляризацией общества на два класса - буржуазию и пролетариат.

Последний - как класс угнетенный и эксплуатируемый - самими условиями производства поставлен в ситуацию, что способствует его росту и консолидации, начинает активную борьбу, которая выливается в конце концов в борьбу за власть. Без овладения властью путем насилия пролетариат не может освободиться от эксплуатации, создать человеческие условия труда и жизни, получить свободу.

Главными целями классовой борьбы пролетариата в экономической сфере является ликвидация частной и создание общественной собственности, в политической - «излом буржуазной государственной машины», установление диктатуры пролетариата и построение социально справедливого общества. Средством их достижения является социальная революция. Источник революции скрытое в материальных (экономических) основах общества. Это конфликт между постоянно растущими производительными силами и консервативными производственными отношениями. Революция выступает как средство решения этого конфликта. Вместе с тем она вносит радикальные изменения в систему общественных отношений, она является главным механизмом развития общества, «локомотивом истории». Социалистическая революция вызревает «экономически» и может произойти одновременно во всех странах или, по крайней мере, у большинства из них.

Овладев властью и установив собственную диктатуру, пролетариат начинает строительство нового, коммунистического общества, экономической основой которого является общественная собственность на основные средства производства, политической - демократическая организация общественной жизни, идеологической - приоритет интересов пролетариата (рабочего класса), что совпадает с интересами трудящейся части населения . На почве общественных преобразований и роста материального благосостояния должны быть ликвидированы классы и начаться сутки свободной, всесторонне развитой личности. Так, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, будут устранены частную собственность, а с ней - и отчуждение человека от человека

В. Ленин воспринимал это учение как непреложную истину, развивал и углублял его в соответствии с обстоятельствами, которые менялись. Его перу принадлежат такие известные произведения, как «Шаг вперед, два шага назад», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Материализм и эмпириокритицизм», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Государство и революция», «Философские тетради »и др..

Первый самостоятельный шаг в развитии марксистской теории В. Ленин сделал в вопросе о революции. Его вывод о неравномерности развития капитализма и возможности победы революции в отдельно взятой стране теоретически был абсолютно новым, а практически - коренным образом изменил стратегию и тактику революционного движения.

Человечеству еще предстоит оценить значение этого вывода. Сегодняшняя разрушение социалистической цивилизованности не позволяет подойти к этому более-менее объективно. Имеет теоретическое знание и социальная практика не способны понять его в полном объеме. Дело за будущим, которое расставит все точки над «и» и определит новую парадигму теоретического освоения противоречивого мира.

Вклад Ленина в развитие марксизма сказалось и на анализе такой тематики, как проблемы развития истории, в частности, смены общественно-экономических формаций, критерии выделения социальных классов, закономерности общественного развития, гносеологическое определение «материи», процессуальная трактовка «истины» и ее критериев, обоснование необходимости объединения усилий философов и естествоиспытателей т.д.. Ленин сформулировал идею классовости философии, четко отстаивал в ней «линию Демокрита» против «линии Платона». Марксистскую философию Ленин рассматривал как мировоззрение рабочего класса, его коммунистической партии. Он подчинял свои философские занятия и поиски целям партийно-политической деятельности.

Философские труды Ленина дают основания для вывода о «ленинский этап» в развитии марксизма, выделился в истории, пережил разнокачественных этапы своего взлета и падения и в определенной степени (в трансформированном виде) продолжается в ряде стран мира и сегодня.

В его истории исследователи выделяют следующие основные, относительно самостоятельные, фазы:

1) 1917 год-конец 20-х годов. В настоящее время освещались фундаментальные проблемы исторического материализма, а также новые вопросы, обусловленные потребностями практики: социалистическое государственное строительство в переходный период, формы классовой борьбы, конкретно-социологическое исследование социальных процессов;

2) 30-40-е годы. Вторая фаза характеризуется кристаллизацией специфически «истмативських проблем», удаленностью их от Проблем диалектического материализма. Этот период развития социальной философии можно назвать «сталинским». Среди теоретиков марксизма-ленинизма выделяются трагические фигуры Н. Бухарина и Троцкого;

3) от середины 50-х годов до наших дней. Третья фаза характеризуется удаленностью от «сталинизма», возрождением пошуковости в области социальной проблематики в период «хрущевской оттепели», догматизации и идеологизацией «классической теории» в период «брежневско-сусловского» альянса.

С 1985 года начался четвертый этап в развитии социальное философских исследований. Этот период характеризуется ликвидацией остатков «сталинизма» в теории, преодолением догматизм, и «идеологизму», плюрализмом и гласностью, открытостью социальных поисков, углублением связей отечественного обществоведения с зарубежными учениями. Сейчас некоторые «правоверные марксисты-ленинцы" оставляют мировоззрению позиции, на которых ранее они получили научные звания и должности, переходят к резкой критике этих позиций и фактически отказываются от раны теряет выданных работ, критикуют «философских генералов» - М. Митина, А. Жданова , А. Суслова, Р. Косолапова, П. Федосеев и других, связывают с ними застой и догматизм социальной философии марксизма середины и второй половины XX века.

Триумф марксизма-ленинизма состоит в том, что ему удачно ся защитить, отстоять, сохранить и углубить концептуальные основы нового мировоззрения в острой полемической борьбе с другими социальными доктринами. Отсюда берет начало также и его трагедия: вынужден постоянно защищаться, он и выработал в себе уверенность (если не самоуверенность) в собственной непогрешимости по любому вопросу общественного развития. Утрачено чувство «здорового плюрализма» и компромисса, с теории изъято вариативность, пошуковисть, сомнение, а впоследствии - и творческий подход вообще.

Лидер большевистской партии 30 - 50-х годов Сталин углубил эти тенденции, «аппаратная система», «коллективный разум КПPC» поставили их на «индустриальные рельсы», доказали марксизм-ленинизм к самоизоляции на мировой общественной мысли, пэрство рыли на набор догм , подчинили инструментальной функции, использовали его как идеологию для «мировой пролетарской революции» и «строительства социализма».



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии