Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Вильгельм Дильтей

(1833-1911)

«Природу мы объясняем, душевые не жизнь - постигаем»




Один из наиболее ярких представителей «философии жизни» Вильгельм Дильтей родился в семье протестантского священника в городке Бибер вблизи Висбадена. В семье царила атмосфера просветительской религиозности, дух наук и авторитет искусств. Гимназия дала юноше неплохие знания, которые позволили ему поступить на учебу на теологический факультет Гайдельберзького университета, продолжить его в Берлинском университете, основательно изучить теологию, историю и философию.

Становление философского мировоззрения молодого ученого осуществлялось под влиянием Куно Фишера, тогда еще молодого приват-доцента, который только-только начинал работу над будущим знаменитым исследованием по истории европейской философии. С уходом Куно Фишера (за пантеизм) В. Дильтей переезжает в Берлинский университет, углубленно изучает историю и науки о духе, увлекается исследованиями Б. Нибура, Л. Ранке, Ф. Тренделенбурга, осуществляет «конечный переход» от теологии к философии. Впоследствии он защищает докторскую диссертацию и занимает должность приват-доцента престижного Берлинского университета, где читает курс логики «с детальным анализом методов других наук». Позже В. Дильтей избирается на должность профессора Базельского университета (кстати, на два года раньше Ф. Ницше), где оказались основные линии его философского таланта.

Программной можно считать лекцию, прочитанную В.Дильтея при вступлении в должность профессора философского факультета Базельского университета. «Философии принадлежит, - сказал в частности В. Дильтей, - снова обратиться к Канта - через головы Ге геля, Шеллинга и Фихте». Тезис была созвучна с требованием неокантианцев «Назад, к Канту». Между тем В. Дильтей вкладывал в нее иной смысл: «Вперед, вместе с Кантом!». Собственно, это и стало сим волом дильтеевських размышлений об истории, познания, понимания и духовность, методологические основы гуманитарного познании! целом.

Карьерные изменения В.Дильтея связаны с университетами городов Киля, Бреслау и Берлина. Берлинский период в творчестве философа стал определяющим. Он избирается действительным членом Королевской Прусской академии наук. Его творчество достигает зенита. Однако Судьбу, как всегда, определяет случай: Дильтей внезапно умер от эпидемии, которая застала его в г. Тироле.

Основными произведениями В. Дильтея является «Жизнь Шлейермахера», «Введение в науки о духе», «До решения вопроса о происхождении нашей веры в реальность внешнего мира и ее обоснованность», «Описательная психология», «Переживание и поэзия», «Построение исторического мира в науках о духе »и др..

Принципиальная новизна, с которой В. Дильтей подошел к познанию «духа» и всей гуманитарной проблематики, заключалась в трактовке субъекта как «целостного человека» во всей «полноте ее жизни» включении в познавательный процесс всего жизненного опыта человека. «В сосудах субъекта познания, сконструированного Локком, Юмом и Кантом, - пишет Дильтей, - течет не настоящая кровь, а разжиженный сок разума как чистой мыслительной деятельности. Меня психологическое и историческое изучение человека привело к тому, чтобы ввести ее - при всем разнообразии сил, как чувственную, желающим, представляя существо - в основу объяснения познания ». Знаменитое декартовский «Cogito» и кантовское «я мыслю» В. Дильтей заменяет данной в самосознании единством «я мыслю, я желаю, я боюсь». Таким образом, В. Дильтей утверждает понимание сознания (духа и познание) как целостного исторически обусловленного комплекса познавательных и мотивационных условий, которые находятся в основе опыта действительности. Сознание, по В. Дильтея, является система переживания действительности, отнюдь не сводится к одной лишь интеллектуальной деятельности. Это - аромат леса, наслаждение от природы, упоминание о событии, то есть все, в чем проявляется психическое.

В. Дильтей и был одним из тех представителей философии жизни, который не только обосновал ее мировоззренческие установки, но и применил их к исследованию методологических проблем исторического познания. Как отмечают исследователи, в образе В. Дильтея философия жизни получила своего первого систематика, благодаря усилиям которого поднялась до уровня «академических» философских учений.

Согласно В. Дильтея, основой, «последним корнем» философского мировоззрения является «жизнь», которое понимается как «волевое напряжение, факты свободы, мотивы и чувства». Итак, «жизнь» - это «духовно-эмоциональные проявления». Жизнь каждого индивида творит именно из себя свой собственный мир. Рассуждения о жизни порождают жизненный опыт. Как человеческая природа остается всегда одной и той, так и основные черты жизненного опыта является чем-то общим для всех. Но жизненный опыт наполнен противоречиями проявлений самой жизни: жизненность и вместе с тем закономерность, разум и произвол, что-то может быть понято, однако, в целом, несколько абсолютно загадочное. Человеческая душа жаждет объединить эти жизненные отношения и основанный на них опыт в одно целое, но достичь этого не может, так как сосредоточение всего непонятного составляют рождение, развитие и смерть. Живой знает о смерти, но не может ее понять. Возникают соответствующие настроения, переживания и бесконечная множественность оттенков в отношении людей к миру, что создает почву для формирования и развития на их основе разно-направленных мировоззрений.

Их назначение состоит в том, чтобы на основе жизненного опыта разгадать «Загатка жизни», выявить «нечто абсолютно загадочное», противоречивое, раскрыть тайну «рождения, развития, смерти». Наука производит анализ и затем устанавливает общие отношения между изолированными таким образом однородными группами фактов; религия, поэзия и первоначальная метафизика выражают значения и смысл целого. Наука изучает, познает, а эти последние - понимают, заключает философ.

Все мировоззрения, поскольку они пытаются дать лодке разгадку «загадки жизни», имеют одинаковое строение. Мировоззрения представляют собой систему, в которой па основе одной картины мира решаются вопросы и значение и смысл мира, и отсюда выводится идеал - высшее благо, основные принципы жизни. Но эта система, считает Дильтей, определяется психической закономерностью, согласно которой концепция действительности полагается в основу деления состояний и вещей на приятные и неприятные, те, которые вызывают удовольствие и неудовольствие.

Историческая концепция В. Дильтея формируется на основе оригинальной трактовки ученым структуры и функциональной сущности человеческого сознания. Он исходит из того, что сознание состоит из трех относительно самостоятельных пластов: предметного (воспроизводит реальность), эмоционального (отражает отношение человека к этой картины) и свободы, в которой эмоциональные оценки приобретают форму импульсов, направленных на трансформацию действительности. Эмоциональный пласт сознания составляет основу человеческой активности. Эмоциональность выходит за пределы рациональной оценки действительности. Воплощаясь в воле, она формирует такую историческую реальность, которая не может быть постижений разумом других поколений. Чтобы понять историю, делает вывод В. Дильтей, следует проникнуть в переживания прошлых поколений. Специфика исторического познания заключается в воссоздании истории как сопереживание.

Сопереживание, за В. Дильтея, должно пройти две стадии: проникновение в биографии действующих лиц истории, освоение процесса объективации духа в реальных исторических действиях. Задача историка заключается не просто в описании той или иной совокупности физических вещей и событий, а в раскрытии заложенной в них внутренней активности человеческого духа.

Чрезвычайно трудно проникнуть в дух эпохи, рассуждает далее ученый. Понять его средствами общих категорий и причинных закономерностей вообще невозможно. История - это такая отрасль знания, которая полностью находится в пределах внутреннего переживания. Историк бы переживает ход истории, воспроизводит й "! Изнутри, выносит ему приговор с позиций сегодняшнего времени, интерпретируя историю на основании известных ему фактов. Цеи1 приговор будет субъективным. Именно поэтому В. Дильтей предпочел искусству перед наукой, сопереживанию перед рациональным познанием. По его мнению, так называемое объективное постижение истории всегда является субъективным. К истине ближе подходит тот, кто глубже сопереживает хода истории, собирает более эмпирического материала, проникновенно его интерпретирует.

Обвинить В. Дильтея в субъективизации истории, конечно можно, ведь ученый действительно воспроизвел ее суть и природу с субъективной стороны, есть субъективные факторы. Но какие бы объективные факторы не побуждали людей к тем или иным действиям, люди действуют руководствуясь, как правило, собственным восприятием и переживания: ситуации. Иначе история превратилась в механизм однолинейной действия фактор - действие - результат, не соответствовало бы действительности. Даже в одинаковой ситуации люди принимают неодинаковые решения. Ими руководит субъективность, что и попытался показать В.Дильтей с помощью метода историософской познания как непосредственного сопереживания истории.

Метод понимания (познание), обоснованный В. Дильтея, позволил Гадамеру назвать его отцом - основателем герменевтики. И хотя В. Дильтей этого срока не употреблял, слава основателя понимающей философии осталась за ним навсегда. Из философии В. Дильтея берут истоки экзистенциальная философия К. Ясперса и Г. Липпса. Философия В. Дильтея также имела мощное влияние на формирование педагогических систем и взглядов Г. Ноля, Э. Шпрангера, Т. Литта, О.-Ф. Больнова. В. Дильтей, между прочим, считал педагогику целью любой истинной философии.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии