Фридрих Ницше
(1844-1900)
«Я хочу учить людей смыслу их бытия».
«Ницше справедливо считал себя последователем Шопенгауэра, - пишет об этом великого философа Б. Рассел, - но ресницы выше Шопенгауэра во многих измерениях, особенно потому, что его учение является последовательным и не противоречивым» (Рассел Б. История Западной философии. Т. II . - С. 275).
Позволю себе разделить эту оценку на три части, поставив в каждой из них отдельный вопрос: 1) был Ницше последователем Шопенгауэра? Так. Так как в основу (и начало) своего философского учения, а вернее, философствования, положил «волю» действие которой впервые обосновал Шопенгауэр, 2) был ли он «выше Шопенгауэра»? На этот вопрос ответить вряд ли возможно, потому что оно неверно поставлен. В истории философской мысли и Шопенгауэр, и Ницше были и остаются звездами первой величины. Правда, одна из них (Шопенгауэр) находится от философской орбиты цивилизации на более далеком расстоянии ее свет идет к человечеству дольше и воспринимается не иначе, как через сумерки; 3) было учение Ницше более последовательным и не противоречивым чем у Шопенгауэра? Вряд ли. Оба философа излагали свои мысли, преодолевая сонм противоречий, они же создавали. Об их «последовательность» можно говорить лишь условно.
Размышляя над этими аргументами, не предвзятый читатель сам составит впечатление о больших и величественные философские фигуры, которыми несомненно были и есть Шопенгауэр и Ницше. Вместе с тем, сравнение, предложенное Б. Расселом, я бы не спешил отвергать или даже отодвигать в сторону: оно имеет смысл, по крайней мере в том отношении, что популярность Ницше (как при жизни, так и после смерти) значительно превосходила Шопенгауэра.
А родился будущий великий философ в семье протестантского пастора, где он получил основательное религиозное воспитание. Авторитет отца был для Фридриха неоспоримым. Память, нежность и теплоту к нему Ницше пронес через всю жизнь, хотя и считал, что болезненность, мешала работать на полную мощность, досталась ему в наследство именно от отца. Мальчик в буквальном смысле эхо таланты, имел блестящую память, проницательный ум и удивительную сообразительность. Детства он был очень организованным и благородным. Друзья называли его «маленьким пастором» и уважали, потому что знали, что Фридрих никогда не сделает того, что противоречит совести. Благородство души, обогащенную достижениями человеческой культуры, Ницше перенес в философию. Его «философия жизни» - это гимн благородству и человечности. И хотя кое-кто хотел лукаво купить на этом «политический капитал» - идеологи фашизма, в частности, пытались подать философское учение Ницше в качестве передтечии нацизма, - история все расставила на свои места: Ницше утвердился в ней как один из лидеров когорты мыслителей первой величины, вне изучением которого о постижении цивилизационного поворота человечества в XX веке не может быть и речи.
Сначала Фридрих посещает гимназию в Шульпфорте, затем изучает классическую филологию в Бонне и Лейпциге. Таланты юного Фридриха заметили в университете. Он блестяще владел предметом своего познания и еще до окончания университета был приглашен в профессорской должности в Базеле. Некоторое время Ницше преподавал в университете. Однако состояние здоровья заставляет его уйти в отставку. Ницше живет в Швейцарии и Италии. Лечится и работает, постепенно теряя осмысленность, нередко впадая в забытье и растерянность перед миром. Потеря сознания, припадки, головные боли, временная слепота приняли философа в свои холодные лапы. К сожалению, эти болезни прогрессировали до самой смерти.
«Рождение трагедии из духа музыки», «Несвоевременные размышления», «Человеческое, слишком человеческое», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти», «Веселая наука», «Утренняя заря» , «Антихрист» - далеко не полный перечень творческого наследия великого философа.
Ф. Ницше понимал жизнь как проявление субъективности, присущий человеку, как «волю к власти» - «жажду жизни», основанный на биологическом инстинкте выживания. Различные социальные и моральные нормы, институты, реалии бытия сдерживают реализацию этой воли, которая к тому же наталкивается на хаос, возникший вследствие смерти Бога. Бог (в это понятие Ф. Ницше вкладывает смысл «моральных и социальных регулятивов») умер. И поскольку это - факт, то все дозволено! Человек должен строить свою жизнь по собственному разумению. Однако не каждый на это способен. Только «сверхчеловек» (человек высокой воли и благородного духа) может понять жизнь и выстроить его в соответствии со стремлением собственной воле. Именно она «стоит по ту сторону добра и зла», устанавливает нормы и правила своего существования в мире, отвечает перед собой за результаты своей деятельности. Впоследствии к ней подтягиваются другие. Так рассуждал Ницше.
В книге «Так говорил Заратустра» есть сюжет о трех превращения Духа (воли) человека. Сначала человек должен стать «верблюд», который сможет «перейти Пустыню», т.е. освоить культурное достояние и составить о них свое личное впечатление. Далее она должна стать «Львом», наброситься и разорвать ценности, «посрамили себя перед человечеством». Наконец, она должна стать «Ребенком» - стать «по ту сторону добра и зла» - и начать создание новых ценностей - человеческих и человечных, справедливых и благородных, а дальше, сделавшись «сверхчеловеком», развернуть воспитания этих качеств у других людей.
Как понимать эти сентенции великого философа? Только как призыв к волюнтаризма, порабощение народов и торжества «белокурой бестии» (что, кстати, взяла на вооружение философия нацизма), или несколько шире? Кажется, что мысль Ницше двигалась за пределы «германизма» и «национального социализма», выстраиваемой позже на ее (как и на некоторых других) началах. Кстати, «белокурая бестия» - не обязательно немец. Арийцы, согласно Ницше, лишь одна из благородных рас прошлого. Сверхчеловек, считал философ, с во всех благородных расах.
Великий немецкий философ видел кризис общества и регулятивных механизмов сосуществования людей, особенно традиционной морали, основанной на религиозных постулатах, и настойчиво, как
и Л. Фейербах, искал выход. Однако Л. Фейербах на место традиционной религиозной морали поставил религию любви к человеку, то Ф. Ницше на место «морального Бога», обанкротившийся, поставил сверхчеловека, важнейшими характеристиками которой являются врожденная благородство и аристократизм. По мнению Ф. Ницше, сверхчеловека еще нет, ее надо «вырастить» (воспитать). Именно в воспитании благородства и аристократизма мыслитель видел высшую цель человечества, главный смысл истории.
Среди комплекса философских проблем Ницше выделял одну - проблему становления (воспитания) человека в ее человеческих характеристиках. Собственно, этой проблеме он подчинил весь свой литературный, музыкальный и философский талант. Каким путем можно создать такую культуру, совокупность норм, традиций, правил и верований, чтобы каждый человек, войдя в них и подчинившись им, могла облагородить свой внутренний мир?; Как создать такое общество, которое бы воспитывало человека?; Как воскресить чувство истины и красоты, веры и справедливости, благотворительности сильных и благородных страстей?; как облагородить человека? - Вот грани проблемы, на которой сосредоточен Ницше, пытаясь дойти до смысла жизни и объяснить этот путь людям.
«Смерть Бога» у Ницше выступает в качестве символа мирового значения - потери веры в высшие ценности и, одновременно, необходимости поиска другого порядка ценностей, утверждения их иной иерархии. «Бог умер» - означает не что иное, как разрушение (банкротстве) духовно-нравственной платформы, опираясь на которую люди выстраивают свой социальный дом и культуру. «Воля к власти» у Ницше предстает в качестве принципа всего живого как «жажда жизни», благодаря которой происходит становление новой иерархии человеческих ценностей. «Переоценка ценностей» по Ницше является именно тем механизмом, благодаря которому европейское сообщество откажется от обще-христианской идеи загробной жизни и в конце концов осознает необходимость утверждения себя в мире реальном, как единственно возможном.
Размышления Ф. Ницше о воспитании сверхчеловека и построение общественной жизни на началах аристократизма и благородства духа является своеобразной реакцией, с одной стороны, на массо визированных (безнравственные) формы жизни людей, утверждались в период кризисного состояния империализма, а с другой - на социалистические концепции их преодоления, которые он не разделял и не принимал. Как подчеркивает известный исследователь ницшеанской философии Ф. Хайнеман, "философия жизни основывается на протесте жизни против преувеличенной роли разума, которая вычисляет проблемы современного общества, на протесте души против машины и вызванных ею овеществления, технификации и духовного оскудения человека" (Цит. по: Богомолов А. Немецкая буржуазная философия после 18 (55 года. - М., 1969, - С. 114).
Видимо, уже в тот период Ницше понимал, что массовизация разрушает, подрывает корни социальности и духовной нравственности человеческого общежития. Он догадывался и о том, что воспитание людей на принципах социалистического идеала также не даст желаемых результатов, не сохранит высокую духовность, а наоборот - разрушит ее основания. И в то же время, Ф. Ницше растерялся перед угрозой тотальной массовизации общества и не нашел ничего другого, как противопоставить ей аристократизм и благородство сверхчеловека.
Начатые Ницше размышления о человеке и его жизни в этом мире, человеческие ценности и воспитания, о свободе, как принцип и движущую силу життездийснення, положили начало своеобразному философском направления - «философии жизни», главными представителями которого были такие выдающиеся мыслители, как А. Бергсон , В. Дильтей, Г. Зиммель и О. Шпенглер.