Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Макс Вебер

(1864-1920)

«Накопление денег при условии, что это делается в легальный способ - в рамках современного хозяйственного строя, - является следствием и проявлением деловитости человека, следует своему призванию»




Немецкий ученый, который вошел в историю интеллектуального развития человечества как основатель так называемой познавательной социологии, теории социального действия, идеальных типов, универсально-исторической модели развития капитализма, как торжества принципов рационализма в хозяйственном, политической и социальной жизни общества, родился в Эрфурте, в семь 'й достаточно влиятельного городского чиновника, депутата германского рейхстага и прусского ландтага. В семье царил дух классического образования, либерализма и интеллектуальной свободы, кальвинистской набожности и порядка. Этот дух поддерживала (и удерживала) иметь, уважение и любовь к которой Макс пронес через всю жизнь. В доме Веберов часто встречались влиятельные политики, ученые, деятели науки и культуры. Бывал здесь и известный философ В. Дильтей.

Мальчик рос болезненным. Это мешало ему работал с книгами, удовлетворять любознательность, которая переполняла чрезвычайно способного и одаренного ребенка. Вебер тянулся к знаниям. В неполных тринадцать лет он перечитывает произведения Гете,

Спинозы, Канта, Шопенгауэра, в пятнадцать - Геродота, Воргилия, Тита Ливия, Цицерона, Саллюстия и труды по истории религии Европейского средневековья.

Освоение классического университетского образования М. Вебер начал с Гайдельберзького университета, продолжил в Берлинском и Страсбургском университетах, завершил - в университете г. Гетгингена. Центральным предметом этого образования была идея нрава - юридические науки, рядом с которыми (и в контексте которых) освою вались экономика, философия и древние языки.

Основательная образование позволило двадцатидвухлетний юноше подготовить и защитить докторскую диссертацию, посвященную истории средневековых торговых обществ в Италии. Примерно через два года, после публикации труда «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891), он занимает должность инструктора права в Берлинском университете. А еще через три года М. Вебер принимает приглашение Фрейбургского университета и возглавляет кафедру политической экономии.

Первая лекция молодого ученого вызвала колоссальную заинтересованность университетского общественности. Экономика, политика, национальные интересы государства и роль национальной элиты - вот ряд проблем, через анализ взаимосвязи между которыми Вебер пытались достучаться до сердец молодого поколения немецкой интелектуалистикы. И его услышали! Вебер становится одним из найпонулярниших лекторов университета. Нервное заболевание, к сожалению, измучило его на достаточно долгий период прервать лекционную и научную деятельность. К активной мыслительной деятельности М. Вебер поверюеться лишь через 13 лет.

Понятно, лечась в санаториях Италии, общаясь с к сить узким кругом близких друзей и знакомых, Вебер работал. Ум, как и вулкан, остановить невозможно. За период с 1896 по 1919 pp. философ совершает поездку в США. редактирует немецкий социологический журнал «Архив социальной науки и социальной практики», читает лекции в Гайдельберзькому и Венского университета, пишет и публикует ряд работ, принесших ему европейское и мировое признание. Круг его научных интересов чрезвычайно широк. Ученый исследует античную, средневековую и новоевропейскую историю хозяйства; анализирует механизм функционирования религии, права, морали и даже искусства; изучает проблему капиталистической урбанизации; рассматривает актуальные проблемы развития науки и политики; интересуется (анализирует и выражает свои компетентные заключения) относительно проблем внешне политики , в частности в США, России.

Перу М. Вебера принадлежат такие работы, как «К истории торговых обществ средневековья», «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права», «Национальное государство и народно-хозяйственная политика», «Рошер и Кинс и логические проблемы исторической политэкономии . Серия статей »,« Протестантская этика и дух капитализма »,« Критические исследования в области наук о культуре »,« О категориях понимающей социологии »,« Хозяйственная этика мировых религий »,« Политика как профессия »,« Наука как профессия »,« Хозяйство и общество »и др..

Лейтмотив философии и социологии М. Вебера - рациональность историческая судьба западного общества и как организационный принцип познания.

Продолжая традиции неокантианцев, М. Вебер утверждает, что науки об обществе, в такой же степени как и естественные науки, должны быть освобождены от субъективных оценок. В противовес «субъективизма в социальной теории», философ создает методологическую концепцию «идеальных типов» и предлагает ее в качестве основного средства достижения научной объективности.

«Идеальный тип», по Веберу, - это своеобразная умственная конструкция, познавательный средство, позволяет исследователю приблизиться к предмету своего научного рассмотрения, составить о нем более или менее реалистично представление. К таким конструкциям относятся понятия «капитализм», «христианство», «средневековое городское хозяйство» и другие. Эти понятия не вытекают из эмпирической действительности непосредственным образом, они конструируются как «исследовательские утопии» под влиянием субъективной позиции исследователя, выбранного подхода, его взгляда на действительность. Это - продукт «научно дисциплинированной фантазии». Целесообразность их присутствия в научном поле определяется степенью их эвристичности и не более. Отсюда, считал ученый, следуют два вывода: 1) параллельно могут существовать несколько «умственных конструкций» и вопрос о том, какая из них более реалистичная, не является корректное; более весома та, которая позволяет наращивать научное знание, 2) каждая конструкция - «идеальный тип» - имеет пределы своей эвристичности, с тем он уступит место другому, более продуктивному. Конструируя теории, гуманитарные науки (и ученые-гуманитарии) должны всегда учитывать, что разница между «идеальными типами» является количественной, а не качественной.

Элементарной "единицей социологии» М. Вебер считал «социальное действие», которая базируется на двух постулатах: а) осмысленности, субъективной мотивации и б) «ориентации на других», что придает этой действия социального значения. Субъектами социального действия, по Веберу, являются индивиды, а не общественные институты или социальные общности. Модель «социального действия», разработанная философом, включает в себя следующие основные типы: 1) целое рациональную действие (цели и средства которой сознательно избираются индивидами, а критерием целесообразности их выбора является успех) 2) ценностно рациональный тип действия (осознанная деятельность осуществляется под влиянием системы ценностных ориентаций индивида, несмотря на успех), 3) эффектный тип (он определяется непосредственными эмоциональными реакциями индивида) 4) традиционный тип (определяется привычкой).

Данная типология видов деятельности возложена Вебером в основу созданной им же концепции «легитимной организации власти», призванной управлять индивидами. Анализируя различные типы власти (харизматичный, традиционный т.п.), философ подчеркивает роль разума - «универсального разумного начала» - в достижении оптимального социального порядка, анализирует его организации в современном (капиталистическом) обществе. «Универсальный ум» отождествляется Вебером с религией, в частности, такой ее разновидностью, как протестантизм. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» философ предложил новаторское решение исторического генезиса капиталистического общества, связал его с европейской Реформацией, обосновал вывод о том, что именно религия является той идейно-рационально-идеологической основой, на которой сращивается рационально-легитимным способом хозяйствования, политической организации, образа жизни и морали современного человека. Эту мысль философ детализировал в цикле работ, посвященных социологии религии. Социология религии составляет своеобразную «парадигму» веберовской социальной философии.

М. Вебер одним из первых социальных философов понял и воспроизвел ту простую истину, что поиск идеальной духовной доминанты общественного общежития людей в социуме требует выхода за пределы классовости и приближение к общечеловеческих приоритетов.

К капитализму М. Вебер подходит нетрадиционно. Он видит в нем исторически сложившуюся своеобразную систему, способ хозяйствования, организации общественной и индивидуальной жизни на принципах целесообразности, рационализма, взвешенного стремление к реализации личного интереса в согласовании с интересами человеческих общностей, общества. Наивный взгляд на капитализм, согласно которому суть этого образа жизни определяет стремление к наживе, предпринимательства, денежной выгоды на все человеческие моральные ценности, с настоящим капитализмом не имеет ничего общего. Указанные стремление изначально присущи людям всех типов и социальных слоев, всех эпох и всех стран мира. Они всегда проявляют себя при любой возможности.

Суть капитализма, считает М. Вебер, в другом: капитализм это система, которая пытается преодолеть (и преодолевает!) Определении иррациональные стремления или добивается их рационального регулирования. Капиталистическим называется такой способ производства, основанный на ожидании прибыли за счет возможностей обмена, т.е. широком и соответствующим образом организованном предпринимательству. Капитализм - это такая система производства, обмена и потребления, ориентированной на точный расчет, планомерное использование материальных ресурсов или личных усилий для получения прибыли таким образом, чтобы исчисленный в балансе конечный доход превышал стартовый капитал, привлеченный к его организации (Вебер М. Избранные произведения . - М., 1990. - С. 48).

Источники такого способа хозяйствования кроются, по М. Веберу, в своеобразной умственной деятельности людей, их мировоззренческих и моральных принципах, сформированных на ранних стадиях жизнедеятельности людей и донесены до наших дней поколениями, которые прошли экономический отбор. Этот способ мышления М. Вебер обозначает термином «рационализм». Его корни исследователь видит в религии, особенно в ее реформационных прочтении, то есть в протестантизме, согласно которому основу любви к Богу составляет прежде всего исполнение профессионального долга - рационального преобразования в интересах человека окружающей социального космоса. Таким образом, организованная деятельность в пределах своей профессии дает человеку возможность убедиться в спасении, а успех в ней рассматривается как подтверждение богоизбранности (Там же. - С. 148-149).

Развернутая и выверенная временем система требований сознания - духа капитализма, - считает Вебер, - воплощенная в установках Б. Франклина. В обобщенном виде она ориентирует на такие ведущие ценности: время - деньги; кредит - деньги; деньги по своей природе плодовиты и имеют свойство рождать новые деньги; точность - деньги; честность и предприимчивость в делах - это деньги; умеренность в потреблении - это деньги. Аккуратность показывает, что ты помнишь о своих обязанностях, отмечает М. Вебер, есть, что ты не только пунктуальный, но и честный человек, а это увеличивает твой кредит (Там же. - С. 72).

Такой тип сознания и порождает новый способ организации всей системы жизнедеятельности и общения. Религиозно-нравственная Доминанта приводит мотивацию и внутренний настрой людей на порядочность, взаимоуважение и взаимной, соответствующие ценностные ориентации. Эта система, считает М. Вебер, прогрессирует в соответствии с растущими потребностями людей, их внутренней ориентации на Добробут, благо, материально обеспеченная и морально взвешенное существования.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии