Мартин Хайдеггер
(1889-1976)
«Ни одно существо, кроме человека, не знает о своей конечность, смертность, и только поэтому она понимает время, а с ним и само бытие»
Выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер родился в Мескирхе вблизи Шварцвальда в семье ремесленника, исповедовала католическую веру, идеи порядка и справедливости. Несколько лет Мартин учился в иезуитской колледже, позже - в католической гимназии г. Фрайбург. Здесь же он поступает в университет. Молодой и любознательный юноша увлекается философией и от почасно посещает лекции по математике, истории, естествознания. Biн знакомится с новейшими достижениями физики, в частности, с теорией относительности А. Эйнштейна.
Жизненный путь философа определяют такие вехи: защита диссертации; доцентуру у Э. Гуссерля, должность профессора в Марбурге, позже - во Фрайбурге; запрет преподавательской деятельности в годы Второй мировой войны; утверждения в качестве мыслителя, за размышлениями которого выстраивают мировоззрение послевоенная Европа и практически все цивилизованный мир.
Мировоззрение М. Хайдеггера формировался под влиянием философии Фихте и Гегеля, Риккерта и Дильтея, Гуссерля и Шеллера. Будущий великий философ увлекался трудами античных мыслителей, особенно Платона, отдавал должное Канту.
Среди главных работ М. Хайдеггера следует назвать: «Бытие и время», «Основные проблемы феноменологии», «Что такое метафизика?», «О сущности истины», «Ницше», «Письмо о гуманизме», «Из опыта мышления», «Гегель и греки», «Сущность языка» и др..
Главный вопрос философии М. Хайдеггер определял как вопрос о «смысле бытия». Этой теме философ посвящает свой основной произведение «Бытие и время». Осмысления и понимания бытия, по мнению философа, возможно только через проникновение в «время», который, в свою очередь, осмысливается через призму конечной, экзистенциально-временной, индивидуально-личностной историчности. Выраженной историчностью предстает человек, для бытия-в-мире возникает не дурака не конечность одинаковых моментов «теперь», а основополагающая по времени экзистенциальная самоцентрованисть человеческого существования, или здесь-теперь-бытие (вот-бытия - Dasein).
В работах «Бытие и время», «Основные проблемы феноменологии», «Кант и проблема метафизики», «О сущности человеческой свободы», «Бытие и истина» и др.. М. Хайдеггер отрекается от традиционного понимания истории, что, по мнению ученого, основывалось на приоритетах категорий «субъект и объект», «материя», «дух», «познание», «практика», одновременно предлагая новый подход к рассмотрения исторического процесса - анализ его как «институювання человека» в сфере свободы, как непосредственного существования человечества, его истинного бытия.
Жизненный и творческий путь М. Хайдеггера тесно связан с историческими событиями, которые выпали на долю его поколения. Философ упорно изучал естественные науки и философию, математику и теологию. Он увлекался трудами Гегеля и Ф. Ницше. Полемизировал с В. Дильтея и Ф. Достоевскому; защитил докторскую под руководством Г. Риккерта; возглавил кафедру философии Фрейбургского университета после Э. Гуссерля; был ректором этого же университета. Во время «массового призыва» 1944 p. М. Хайдеггер строил укрепления для защиты Рейха, а с приходом французских оккупационных войск потерпел гонений и запрета преподавательской деятельности. Все это, безусловно, отразилось на его философских взглядах: философия истории М. Хайдеггера - поиск истинного бытия и свободы. Именно этот поиск делает ее чрезвычайно ценной и конструктивной в наше время.
Мировая история, по М. Хайдеггеру, является историей, субъектом которой является не класс, не нация, не социальная группа, а народ. Дифференциация народа на социальные группы и конфронтационное противостояние между этими группами (например, классовое или национальное, этническое или религиозное) разрушает целостность субъекта, а вместе с этим начинает упадок его истории.
Интересным и чрезвычайно глубоким является утверждение М. Хайдеггера о мировой истории как историю бытия народа в мире. Центральным понятием является понятие мира - своеобразная система символов, ценностей, принципов, в которой разворачивается человеческая жизнедеятельность. Это феноменальная сфера смыслов как возможных способов понимания и толкования вещей. Смыслы зафиксированы в языке. Они передаются от поколения к поколению через традиционные фундаментальные представления и обычаи, определяющих направленность и стиль жизни, предопределяют его качественные характеристики. Первичную историческую основу бытия народа в мире составляет миф. Именно через привлечение новых поколений к пониманию мифа формируется и обеспечивается целостность народа, сохраняется историчность как бытие в мире унаследованных новыми поколениями жизненных программ и проектов.
Вдумчивое постижение его подхода свидетельствует о глубоком понимании ученым сути историзма как идейно-нравственной и духовно-мировоззренческой единства поколений через века и социальные перипетии несут, защищая и воплощая в предметно-практические формы культуры свою единообразие - ментальность, которая отличает их от других народов мира и обеспечивает равноправное сосуществования с ними в лоне всемирной истории. Без признания этого факта практически невозможно объяснить с научной точки зрения вопрос о том, почему до сих пор, в век компьютерной революции и космических перелетов, бабушки и дедушки продолжают рассказывать внукам, казалось бы, примитивно-сюжетные сказки и рассказы, почему уважаемые и серьезные издатели печатают народные сказки, почему, в конце концов, человек тянется к первоисточнику своего сознания - к мифу, и почему он до сих пор не потерял конструктивно-интегрирующей функции.
Мир, по М. Хайдеггеру, - это мифологически обоснованный образ жизни, бытия народа, которая разворачивается в систему повседневно практического отношения к земле, небу, к родителям и богов, - то есть к тому, что ученый называет внутришньосвитовим сущим, без чего мир, как мифологический проект бытия, не существует. Смысл мировой истории народа состоит в сохранении заданных первичным мировоззренческим полем сознания фундаментальной единства четырех начал (земли, неба, смертных и богов). Если какой-то из элементов першосвидомости выпадает из орбиты мышления последующих поколений, происходит разрушение целостности бытия в мире. Перед народом встает проблема выживания: единственный исторический субъект превращается в бесформенную массу, в материал для осуществления проектов другого народа. Разрушение мира символов и исторической памяти означает потерю народом своей историчности.
Реалии сегодняшней истории подтверждают глубокую реалистичность историософских размышлений М. Хайдеггера. Особенно рельефно они оказываются на территории украинства, стремящегося к возрождению своей историчности, суверенности, независимости.
Довольно своеобразно М. Хайдеггер определяет исторические границы бытия народа в мире. Вспомним Августина Блаженного: тот или иной народ, пройдя стадии своего развития, неуклонно движется к упадку. Эту же точку зрения разделял и развивал О. Шпенглер: исторические пределы культуры он определял примерно тысячелетиями. М. Хайдеггер рассуждает иначе. Каждый народ имеет свой конец света, бытия в мире является одновременно бытием до конца, т.е. бытием к смерти. Однако это вовсе не означает фатальной предопределенности конца. Ведь всегда остается возможность борьбы: решительность в борьбе за существование возвращает народ к забытой или заброшенной духовного наследия. Через рискованное возрождения прерванной традиции народ восстанавливает свой мифопоэтической мир (частично сохранившийся большим искусством) и снова обретает самостоятельность в отношениях с другими народами. Именно здесь проходит ось исторического стремления народа в мире.