Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Мартин Хайдеггер

(1889-1976)

«Ни одно существо, кроме человека, не знает о своей конечность, смертность, и только поэтому она понимает время, а с ним и само бытие»




Выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер родился в Мескирхе вблизи Шварцвальда в семье ремесленника, исповедовала католическую веру, идеи порядка и справедливости. Несколько лет Мартин учился в иезуитской колледже, позже - в католической гимназии г. Фрайбург. Здесь же он поступает в университет. Молодой и любознательный юноша увлекается философией и от почасно посещает лекции по математике, истории, естествознания. Biн знакомится с новейшими достижениями физики, в частности, с теорией относительности А. Эйнштейна.

Жизненный путь философа определяют такие вехи: защита диссертации; доцентуру у Э. Гуссерля, должность профессора в Марбурге, позже - во Фрайбурге; запрет преподавательской деятельности в годы Второй мировой войны; утверждения в качестве мыслителя, за размышлениями которого выстраивают мировоззрение послевоенная Европа и практически все цивилизованный мир.

Мировоззрение М. Хайдеггера формировался под влиянием философии Фихте и Гегеля, Риккерта и Дильтея, Гуссерля и Шеллера. Будущий великий философ увлекался трудами античных мыслителей, особенно Платона, отдавал должное Канту.

Среди главных работ М. Хайдеггера следует назвать: «Бытие и время», «Основные проблемы феноменологии», «Что такое метафизика?», «О сущности истины», «Ницше», «Письмо о гуманизме», «Из опыта мышления», «Гегель и греки», «Сущность языка» и др..

Главный вопрос философии М. Хайдеггер определял как вопрос о «смысле бытия». Этой теме философ посвящает свой основной произведение «Бытие и время». Осмысления и понимания бытия, по мнению философа, возможно только через проникновение в «время», который, в свою очередь, осмысливается через призму конечной, экзистенциально-временной, индивидуально-личностной историчности. Выраженной историчностью предстает человек, для бытия-в-мире возникает не дурака не конечность одинаковых моментов «теперь», а основополагающая по времени экзистенциальная самоцентрованисть человеческого существования, или здесь-теперь-бытие (вот-бытия - Dasein).

В работах «Бытие и время», «Основные проблемы феноменологии», «Кант и проблема метафизики», «О сущности человеческой свободы», «Бытие и истина» и др.. М. Хайдеггер отрекается от традиционного понимания истории, что, по мнению ученого, основывалось на приоритетах категорий «субъект и объект», «материя», «дух», «познание», «практика», одновременно предлагая новый подход к рассмотрения исторического процесса - анализ его как «институювання человека» в сфере свободы, как непосредственного существования человечества, его истинного бытия.

Жизненный и творческий путь М. Хайдеггера тесно связан с историческими событиями, которые выпали на долю его поколения. Философ упорно изучал естественные науки и философию, математику и теологию. Он увлекался трудами Гегеля и Ф. Ницше. Полемизировал с В. Дильтея и Ф. Достоевскому; защитил докторскую под руководством Г. Риккерта; возглавил кафедру философии Фрейбургского университета после Э. Гуссерля; был ректором этого же университета. Во время «массового призыва» 1944 p. М. Хайдеггер строил укрепления для защиты Рейха, а с приходом французских оккупационных войск потерпел гонений и запрета преподавательской деятельности. Все это, безусловно, отразилось на его философских взглядах: философия истории М. Хайдеггера - поиск истинного бытия и свободы. Именно этот поиск делает ее чрезвычайно ценной и конструктивной в наше время.

Мировая история, по М. Хайдеггеру, является историей, субъектом которой является не класс, не нация, не социальная группа, а народ. Дифференциация народа на социальные группы и конфронтационное противостояние между этими группами (например, классовое или национальное, этническое или религиозное) разрушает целостность субъекта, а вместе с этим начинает упадок его истории.

Интересным и чрезвычайно глубоким является утверждение М. Хайдеггера о мировой истории как историю бытия народа в мире. Центральным понятием является понятие мира - своеобразная система символов, ценностей, принципов, в которой разворачивается человеческая жизнедеятельность. Это феноменальная сфера смыслов как возможных способов понимания и толкования вещей. Смыслы зафиксированы в языке. Они передаются от поколения к поколению через традиционные фундаментальные представления и обычаи, определяющих направленность и стиль жизни, предопределяют его качественные характеристики. Первичную историческую основу бытия народа в мире составляет миф. Именно через привлечение новых поколений к пониманию мифа формируется и обеспечивается целостность народа, сохраняется историчность как бытие в мире унаследованных новыми поколениями жизненных программ и проектов.

Вдумчивое постижение его подхода свидетельствует о глубоком понимании ученым сути историзма как идейно-нравственной и духовно-мировоззренческой единства поколений через века и социальные перипетии несут, защищая и воплощая в предметно-практические формы культуры свою единообразие - ментальность, которая отличает их от других народов мира и обеспечивает равноправное сосуществования с ними в лоне всемирной истории. Без признания этого факта практически невозможно объяснить с научной точки зрения вопрос о том, почему до сих пор, в век компьютерной революции и космических перелетов, бабушки и дедушки продолжают рассказывать внукам, казалось бы, примитивно-сюжетные сказки и рассказы, почему уважаемые и серьезные издатели печатают народные сказки, почему, в конце концов, человек тянется к первоисточнику своего сознания - к мифу, и почему он до сих пор не потерял конструктивно-интегрирующей функции.

Мир, по М. Хайдеггеру, - это мифологически обоснованный образ жизни, бытия народа, которая разворачивается в систему повседневно практического отношения к земле, небу, к родителям и богов, - то есть к тому, что ученый называет внутришньосвитовим сущим, без чего мир, как мифологический проект бытия, не существует. Смысл мировой истории народа состоит в сохранении заданных первичным мировоззренческим полем сознания фундаментальной единства четырех начал (земли, неба, смертных и богов). Если какой-то из элементов першосвидомости выпадает из орбиты мышления последующих поколений, происходит разрушение целостности бытия в мире. Перед народом встает проблема выживания: единственный исторический субъект превращается в бесформенную массу, в материал для осуществления проектов другого народа. Разрушение мира символов и исторической памяти означает потерю народом своей историчности.

Реалии сегодняшней истории подтверждают глубокую реалистичность историософских размышлений М. Хайдеггера. Особенно рельефно они оказываются на территории украинства, стремящегося к возрождению своей историчности, суверенности, независимости.

Довольно своеобразно М. Хайдеггер определяет исторические границы бытия народа в мире. Вспомним Августина Блаженного: тот или иной народ, пройдя стадии своего развития, неуклонно движется к упадку. Эту же точку зрения разделял и развивал О. Шпенглер: исторические пределы культуры он определял примерно тысячелетиями. М. Хайдеггер рассуждает иначе. Каждый народ имеет свой конец света, бытия в мире является одновременно бытием до конца, т.е. бытием к смерти. Однако это вовсе не означает фатальной предопределенности конца. Ведь всегда остается возможность борьбы: решительность в борьбе за существование возвращает народ к забытой или заброшенной духовного наследия. Через рискованное возрождения прерванной традиции народ восстанавливает свой мифопоэтической мир (частично сохранившийся большим искусством) и снова обретает самостоятельность в отношениях с другими народами. Именно здесь проходит ось исторического стремления народа в мире.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии