Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Карл Ясперс

(1883-1969)

«Мы суть того, что мы есть, только благодаря общности взаимного сознательного понимания»




Выдающийся немецкий философ - экзистенциалист Карл Ясперс начинал свою научную деятельность как доктор психологии и профессор медицины работой «Общая психопатология». Первой же философской работой стала его книга «Философия мировоззрений». Именно она сделала К. Ясперса заметным и влиятельным философом первой половины XX века.

Широкое признание К. Ясперсу принес трехтомник «Философия» (1931-1932), над которым он работал более десяти лет. В период фашизма философ «писал в стол». И лишь в 1945 г. после разгрома нацизма ученый возвращается к преподавательской деятельности и публикует свои труды «Об истине», «Вопросы о вине», «Нация и христианство», «О европейский дух», «Источники истории и ее цель», « Философская вера »,« Наше будущее и Гете »,« Разум и антирозум в нашу эпоху »и др.. Центральной темой его социально-философских размышлений стала проблема человека и истории.

В противоположность позитивизма и идеализма К. Ясперс пытается новой постановки проблемы бытия, познания и человека. По его мнению, бытие нельзя представлять себе ни завершенным, ни как бесконечно растворенный в себе Космос. Познание никогда не может охватить это бытие. А человека нельзя рассматривать объективно. Все это - составляющие единой проблемы, которую можно понять только экзистенциально, т.е. как мгновение, что осмысливается через переживания.

Экзистенция, считает К. Ясперс, непосредственно связана с Богом, который превращает ее в «носителя бытия, более высокого, чем все, что признается в качестве высшего рассудком и разумом». «Философствование» Ясперса, таким образом, разворачивается как систематизированное учение о мире («ориентацию в мире»), о душе («экзистенциальное откровение») и Бога («метафизика»). Опорными категориями этого учения является «экзистенция», «трансценденция», «душа» и «Бог». Осмысление этих категорий возможно только в историческом контексте, где проблема человека разворачивается как проблема его свободы.

Общество и история, считал К. Ясперс, начинаются с человека, постепенно осознает себя как особую существо и пытается выразить эту особенность в различных формообразования культуры. История человечества имеет единую основу - духовную, которая основывается на вере. Она трактуется К.Ясперсом не только в религиозном, но и в широком философском смысле, то есть как свойство ставить и осмысливать наиболее общие вопросы. Именно здесь общение людей выходит на экзистенциальный уровень, люди начинают движение к свободе.

Выстраивая концепцию истории, К. Ясперс отрицает теорию культурных циклов О. Шпенглера и А. Тойпби, с одной стороны, и материалистическое понимание истории К. Маркса, с другой. Первая, по мнению философа, разъединяет мировую историю, не позволяет обнаружить в ней закономерностей, вторая - преувеличивает роль материальных (экономических) факторов, тогда как приоритет в истории всегда принадлежал духовному.

Человечество, считает К. Ясперс, имеет общие источники возникновения и существования. Однако доисторические времена, то есть период жизни людей, о котором до наших дней не дошло никаких письменных свидетельств, остаются для науки тайной. О них можно только гадать, на их фоне можно фантазировать - и не более. «Доистория, - пишет К. Ясперс, - это время, когда произошло становление человеческой природы. Когда мы могли проникнуть в в историю, нашему пониманию открылась бы субстанциальный основа человеческой природы именно потому, что мы увидели бы ее становления, условия и ситуацию, которые создали человека таким, какой он есть »(Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М ., 1991. - С. 57).

Совсем мало известно человечеству и о характере жизнедеятельности людей в кругу так называемых великих культур древности. История же, по К. Ясперсу, начинается со своеобразного осевого времени с момента формирования мировых философий и религий, подняли: дух человека к осмыслению общего, обеспечили ей духовную самостоятельность. В течение достаточно долгого периода, от 800 до 200 pp. до н.э., рассуждает философ, параллельно в нескольких мировых регионах возникают мировые религии, заслоняют язычество, и философские системы, которые идут на смену мифологии. Складываются своеобразные духовные центры человечества. Они соединяют разные регионы и народы. Пробуждение духа, формирование философской веры знаменуют начало общей истории человечества, которая до этого была разделена на локальные, не связанные между собой культуры.

Идея К. Ясперса проста и понятна: истинную основу единения людей составляет дух, а не родовая, естественная или экономическая общность. Именно он обеспечивает целостность цивилизации, объединяет людей в общем стремлении к свободе, предостерегает от рационалистических утопий, претендующих на создание земного рая но только разрушают моральные и культурные основы существования, втягивают людей в ад братоубийственных войн.

От осевого времени (около 500 г. до н.э.), рассуждает ученый, история движется вперед семимильными шагами. В наше время поднимается силу нового фактора науки и техники, а вместе с ним - весомость таких жизненных центров, как Европа, Америка и Россия. Традиционные центры мировых культур - Индия, Китай - вовлекаются в процессы обновления. Перед человечеством встает сетка глобальных проблем, актуализируется проблема будущего, меняются цели и смысл исторического процесса. Традиционно приоритетными считали такие целые истории, как цивилизация и гуманизация человека, свобода и осознание свободы; величие творческого духа человека; взлет религиозной веры и тому подобное. Новое время их принципиально не возражает, хотя рядом с ними начинает новые цели и смысл исторического бытия. Они концентрируются вокруг понятия единства в тотальной концепции истории. К. Ясперс обосновывает идею духовного единства человечества как стержня исторического процесса, как главного фактора, который направляет исторический прогресс к свободе.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии