Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Жан-Поль Сартр

(1905 - 1980)

«Возможности приходят в мир через человеческую реальность»




Французский философ, писатель и драматург Ж.-П. Сартр вошел в историю философской мысли как основатель атеистического экзистенциализма - философского направления, отрицавшего бытия Бога и возлагал ответственность за процессы, которые осуществляются, на самого человека.

Как известно, экзистенциалисты формировали новое мировоззрение через обобщение идей философии жизни, феноменологии, религиозно-мистических размышлений С. Кьеркегора и художественных сомнений Достоевского. Главный вопрос философии они видели в том, как жить человеку, утратившим прогрессистского иллюзии перед угрозой исторических катастроф.

Человек, согласно постулатами экзистенциализма, является совершенно одиноким в этом противоречивом мире. Она поставлена в ситуацию «один па один» с проблемами, которые имеют случайный характер. Никто не может ей помочь. Даже Бог, ведь он умер. Идея смерти Бога - а она была исходной в философских рассуждениях Л. Фейербаха, Ницше, Достоевского и других мыслителей - является определяющей и у экзистенциалистов. Поскольку Бог умер, то ответственность за жизнь имеет взять на себя сверхчеловек. Это - философское кредо Ф. Ницше. Экзистенциалисты предлагают другой вариант. Смерть Бога, по их убеждению, перекладывает ответственность за свою жизнь на каждого отдельного человека: каждый должен взять на себя ответственность за собственную судьбу, за свой автономный выбор. Критерием же) е такого выбора может быть собственная совесть, а не религиозные предписания, не традиционные моральные нормы, категорический императив или любые другие надособови факторы.

Эту общую установку экзистенциальной философии разделял и развивал один из ее наиболее ярких представителей Ж.-П. Сартр.

Будущий философ учился в Высшей нормальной школе в Париже; преподавал философию в Гавре, позже - в лицее Пастера в Париже. В период 2-й мировой войны Сартр оказался в составе действующей армии, был пленником, а после освобождения вернулся к преподавательской деятельности и одновременно вступил в движение Сопротивления. Он разделял левые взгляды и впоследствии стал одним из признанных лидеров этого прогрессистского движения.

Ж.-П. Сартр начинает как феноменолог, который основывает свое философствования на главных трудах Гуссерля.

Позже он делает поворот к онтологической, а еще позже - к собственно экзистенциальной проблематики. Основным трудом философа стала книга «Бытие и ничто».

«Бытие» не создано никем и ничем, оно просто есть, рассуждает Сартр. Оно не активное, не пассивное, не имманентное (не предусматривает отношение - различия - к самому себе), оно не отличается от самого себя, оно «приросло к самому себе». Бытие есть то, что оно есть. Бытие есть абсолютная позитивность, «ускользает» с часовости (которая связана с изменением), лишено основания (не создано из чего-то другого). Это - бытие в-себе и потому абсолютно случайно. Следовательно, бытие, есть в-себе, является то, что оно есть. Сознание как бытие - спецификой ее способа существования в-себе есть бытие для-себя. «Существовать для сознания значит иметь сознание о своем существовании. Она появляется как чистая спонтанность перед миром вещей, которые являются чистой инертностью ».

Носителем, уникальным представителем бытия сознания является специфически человеческое бытие - единственное бытие в мире, способно ставить вопросы о себе и, следовательно, отличать себя от самого себя. Однако вопрос может быть поставлен не только о бытии, но и о небытии, то есть ни о чем. Этот вопрос предполагает, в свою очередь, возможность трансцендентального (онтологического) существование небытия крайней мере в трех его формах: небытие предмета; небытие другой определенности предмета, чем данное; небытие знания о предмете.

По мнению Сартра, небытие существует «на равных» с бытием. Но небытие есть не просто отсутствие всякого бытия, а отрицательное (отрицательное) бытия. Поэтому небытие (ничто) является вторичным, производным от бытия. Источником небытие есть человек - «человек есть бытие, через которое небытие приходит в мир». Но отрицание (отрицательное утверждение) не порождает небытие (ничто). Оно само базируется на ничто, которое имеет онтологический статус. Отрицательное утверждение лишь выявляет факт существования отрицательного бытия - ничто.

Но как приходит ничто в бытие? - Задает вопрос философ. В мире само по себе ничего не случается. Он просто существует. С бури, землетрясения, катастрофы, но после них бытие не становится больше или меньше, чем было. Оно просто по-другому расположился (но и это не совсем точно, поскольку, чтобы зафиксировать инаковость. Нужен свидетель, который «удерживает» прошлое, чтобы сравнить его с настоящим и зафиксировать эту инаковость). Принося в мир ничто, человек приносит определенность, поэтому уничтожение возможно только в человеческом мире. В этом его принципиальное отличие от мира природного. Человек осознает свое бытие и переживает его. Она постоянно преодолевает собственную бытийную ситуацию и создает новую, «переходит» в нее. Указанный переход и есть свобода, которую человек переживает - обнаруживает страх, тошноту и др.. Переживания. Этот феномен Сартр называет экзистенцией, своеобразной «кирпичиком бытия, из которой (вернее, из которых) формируется человеческое бытие как таковое. В этом переживании, продолжает далее философ, человеку ни на кого положиться. Ведь Бог умер! Именно поэтому она полагаться только на себя и таким образом приближать свое будущее.

Вот характерный выражение Ж.-П. Сартра по этому поводу: «Я умолял, выпрашивал знамение, посылал к небу призывы, - говорит герой пьесы Ж.-П.Сартра« Дьявол и Господь Бог », - но не получил ответа! Небо не знает ничего, не знает даже моего имени. Каждую минуту я спрашивал себя: что я такое в глазах Бога? Теперь я знаю ответ: ничто. Бог меня не видит. Бог меня не слышит. Бог меня не знает. Видишь эту бездну над нашими головами? Видишь эту брешь в двери? Это Бог. Видишь эту пропасть в земле? Это Бог. Это тоже Бог. Молчание - это Бог. Отсутствие - это Бог. Бог - это одиночество в толпе »(Сартр Ж.П. Стэна. - М., 1992. - С. 358).

Человек сам должен решать, как ей быть, как вести себя в той или иной ситуации. Она сама для себя источник всех ценностей и моральных принципов: «Я был наедине с собой, сам принимал решения, выбрал зло, сам делал добро, сам жульничал, сам творил чудеса, сам себя теперь осудил и сам себе могу дать отпущение грехов - я человек »(Там же).

И, наконец, главный вывод экзистенциализма: если есть человек, то не может быть Бога, но если существует Бог, то человек - это ничто!

Экзистенциалистов интересует прежде конкретная ситуация, в которой находится человек. Более того, они размышляют о состоянии человека в ситуации. Она предопределяет то состояние, которое, в свою очередь, приводит конкретное действие человека в той или иной ситуации. «Экзистенция» буквально означает «существование». Философия экзистенциалистов - это описание чрезвычайно противоречивого человеческого существования, его модусов. Поскольку модусами являются состояния человека - забота, страх, решимость, совесть и т.д., то анализ их в контексте природы человеческой личности и ее реализации в противоречивых реалиях жизни является главной линией философских размышлений экзистенциалистов.

Оригинальными размышления Ж.-П. Сартра отношению к индивидуальной свободы личности как единого фундамента общественных ценностей. По его мнению, сущность человека - это замысел, проект, будущее. Человек является тем, кем пытается быть, она сама определяет свое будущее, проектирует судьбу. Вещи, окружающие человека, в принципе не имеют существенного значения для того, что произойдет с человеком позже, потому что ее действия детерминируются не вещами (общественными отношениями, институтами, идеями), а отношением человека к вещи. Человек - свободное существо. Все зависит от того, кем (чем) он захочет быть. Нет такой условия, которая помешала человеку осуществить свой выбор. Скала, которую я вижу перед собой, рассуждает Ж. Сартр, будет моим врагом, сопротивляться, если я захочу перенести ее с места на место. Однако и сама скала станет моим соучастником, если я захочу использовать ее как повышение для осмотра ландшафта. Все зависит от того, какой смысл, значение человек придает вещам.

Свобода, по Ж.-П. Сартром, - единственный фундамент общественных ценностей. Люди ссылаются на детерминизм, чтобы оправдать свои поступки, снять свои грехи, освободиться от страха риска за свой выбор, от бремени ответственности. У человека всегда есть выбор, поэтому она всегда свободна. Воля человека определяет его отношение к ситуации. Человек - свободное существо, потому он одарен разумом. Однако свобода является не только благом для человека, но и тяжелым знамением судьбы. Человек не может избавиться свободы, потому что всегда должен отвечать за свои действия и не может переложить ответственность на природу, на историю или на Бога. Человек обречен на свободу, делает вывод Ж.-П. Сартр. «Бытие-в-свободе» вызывает тревогу и чувство одиночества, залишености. Человек хочет уйти от своей свободы. Существует только один путь бегства - смерть.

Философия свободы Ж.-П. Сартра трагическая. И это не случайно. Абсолютная свобода «пожирает сама себя». Она устанавливает нормы жизни, которые сама же должна преодолеть! Она детерминирует себя и одновременно не признает любой детерминации. Она ограничивает себя границами и одновременно разрушает их. Поэтому смерть - единственный выход, который может преодолеть указанную противоречие свободы. Ж.-П. Сартр в этом выводе, пожалуй, прав. Ошибается он в другом - в представлении о независимом (от вещей) бытия человека в мире. Такого бытия нет. Все в нашей жизни связано друг с другом. Люди на существует в окружении себе подобных существ, в географическом и социальном пространстве, ее окружают ее же история, традиции, культура. Он не свободен в выборе объективных условий жизнедеятельности, (хочет того человек или нет) влияют на нее. Разве зависит от человека то, что ее родили те, а не другие родители, в той, а не в другой стране, в то, а не в другое время и т.д.? Разве можно изменить эти обстоятельства сознанием? Конечно, человек имеет выбор, но и он определенным образом ограничен. Можно отказаться от родителей, изменить родину, бросить детей. Но остается тогда человек человеком?

Итак, свобода человека - не абсолютная, она исторически, социально, естественно, антропологически предопределена. Она относительна, как и все в мире. Она существует в определенной системе координат и идет «в одной упряжке» с необходимостью, имеет такую же детерминантные силу, как и свобода.

Можно по-разному оценивать философию экзистенциализма, например, отмечать ее запутанном характере, невнятности категорийных форм, шатаниях между альтернативными методологическими доминантами т.п.. Однако нельзя не признать, что философия экзистенциализма попыталась разобраться в общественной жизни людей через индивидуальное бытие каждого человека. Эта попытка - исторически первая в истории общественной мысли человечества. И хотя современные историки и некоторые критики экзистенциализма пытаются отыскать (и не без оснований) основы этого направления в исследованиях почти всех известных философов прошлого - от Ф. Ницше, М. Штирнера, Гегеля, Канта к Дж.Ст. Милля, И. Бентама, Ж. Руссо, Б. Паскаля, даже Сократа и Гераклита, - нельзя не признать приоритетность экзистенциалистов в обосновании философии индивидуального бытия человека в мире, детерминированности поступков и выбора собственной совестью, гарантом которой с память смерти - вечная константа человеческого существования, преодолеть или переступить которую не может никто.

Экзистенциализм не является «традиционно ученый» философия. Это - размышления, сомнения, надежды мыслителя - художника, который видит мир не только в категорийный, но и в образном виде. Именно поэтому экзистенциализм получил высокую популярность в мире, проник в глубинные пласты художественного мышления, нашел социальный фундамент в интеллигенции и продолжает влиять на различные направления социально-философских поисков.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии