Разложение первобытно-общинного строя, формирования социально-сословных обществ, зарождение и развитие рабовладения вызвали необходимость выяснения и объяснения событий и явлений в жизни человека.
Усложнение общественной жизни и распространение социально-исторической практики людей развивают их способность к абстрагированию, формирование научных знаний. Сначала развивается философия в лоне религиозно-мифологического сознания, использует представления мифологии и первобытной религии, стремится превратить их в понятие мира, обоснование происхождения и развития человека, выяснение роли в общественной жизни в отношениях между людьми. В конце IV тысячелетия до н. е. в плодородных долинах Нила (Египет), Тигра и Евфрата (Месопотамия), в долинах Инда и Ганга (Индия), много позже - во II тысячелетии до н. е. - в долине Хуанхэ и Янцзы (Китай), еще позже - в первом тысячелетии до н. е. - на Балканском полуострове, Западном побережье Апеннинского полуострова (Древняя Греция) продолжается формирование знаний, дающих возможность познавать окружающий мир человека и его роль в создании жизни.