800-200 до н.э. - Протяженность «осевого времени истории» (К. Ясперс) - времени Конфуция и Лao-цзы, Будды и Заратустры, Гомера и Парменида, Гераклита и Платона, времени разрушения тысячелетних культур и зарождение практически всех будущих философских направлений.
Лao-цзы (ок. 604 до н.э. - дата смерти неизвестна) разработал оригинальное учение о «дао» как организационный принцип всего сущего, источник и регулятивную константу социальности и моральных качеств человека.
Конфуций (551-479 до н.э.) обосновал учение о «жень» - источник моральных качеств человека, организующую и интегрирующую силу природы и человеческой жизни, закон, принцип взаимодействия человека с другими людьми: «Чего не желаешь себе, того не делай людям »; подчинил философию достижению социального согласия, единства индивида и общества, красоты и добра.
Фалес (ок. 625-ок. 547дон.е.) Започаткувавфілософськіроздумипро земные начальные человеческого бытия, о душе как активную силу - носителя разумности и справедливости.
Пифагор (ок. 570 до н.э., - ок. 497 до н.э.) - первый в истории философии назвал свое учение «философией»; обратил внимание на гармонию числа и действительности, числа и слова; создал нравственную философию, в основе которой находилось сознательное отношение личности к общественным моральных ценностей.
Гераклит (ок. 544-ок. 483 до н.э.) возвысил авторитет мудрости как единственного способа постижения мира; своевольной «власти толпы» противопоставил идею организованного общества, в котором хозяйничают законы («За закон народ должен биться, как за свои стены »),
Парменид (или ок. 544, то ок. 515 до н.э.-дата смерти неизвестна) отмечал, что истинное знание нам дает только разум, на чувствах же основываются недостоверные и противоречивые мнения.
Зенон (464-461 до н.э.) - «изобретатель диалектики» (Аристотель) как метода опровержения суждений путем рациональных (логических) аргументов; автор знаменитых апорий - аргументов «против движения», понимание движения как противоречия.
Протагор (ок. 490-ок. 420 до н.э.): «Человек есть мера всех вещей».
Сократ (ок. 469-399 до н.э.) разработал комплекс моральных установок по организации жизни на основе рационального знания; взаимосвязь морали и разума возвысил до уровня ведущего принципа организации социального; утвердил принцип «Познай самого себя».
Демокрит (ок. 460-370 до н.э.) поднял вопрос о материальные потребности людей как движущую силу истории; обосновал значение демократии как устройства, который наиболее соответствует потребностям человеческого общежития в обществе.
Пиррон (IV-начало III в. До н.э.) отрицал возможность познания мира («мудрость», согласно Пирроном, находится в ведомстве богов) и обосновывал установку обретения человеком независимости от мира, необходимости наследования традиций и установок, которые сложились; основатель такого направления, как скептицизм.
Платон (428/427-347 до н.э.) разработал концепцию «идеального государства», в которой справедливость рассмотрена как такое положение вещей, в котором каждый, занимаясь своим делом, получает должное; описал социальную структуру общества, для поддержания спокойствия и согласия предложил уравнять собственность высших слоев населения и обобществить ее для среднего слоя - для военных; органически не принимал демократии (в том виде, в котором ее внедряли в тогдашнем обществе) в противовес «произволу толпы» отстаивал монархию и аристократию; обосновал необходимость строгой регламентации индивидуального и социальной жизни человека.
Аристотель (384-322 до н.э.) обосновал статус человека в обществе как «политического существа»; существования «рабства» объяснял естественными причинами; лучшим политическим строем считал «политию» (смесь олигархии и демократии), для сохранения мира предлагал «усреднить собственность »между гражданами; главная задача государства видел в воспитании граждан в духе нравственных качеств; революционные изменения считал неприемлемыми.
Эпикур (341-270 до н.э.) обосновывал жизненную ориентацию на достижение удовольствия, но не для наслаждения, а для атараксии - невозмутимости и безмятежности, включающий в себя здоровье тела и одновременно - спокойствие и величие духа.
Том Лукреций Кар (ок. 95-55 н.э.) обосновал установку на познание мира и освобождения от «страха перед богами».
1 столетии н.э. - Возникновение христианства.
Филон (21 или 28-41 или 49 н.э.) расширил теоретические основы христианства и предстал его «настоящий отец» (Ф.Энгельс) начал философскую интерпретацию одного из двух главных догматов христианства - догмат о богочеловека и правила приближения к ней средствами праведной жизни; обосновал положение о «исконности»: «В начале было Слово».
Сенека Луций Анней (ок. 1 г. н.э. - 65 н.э.) - последний крупный стоик, который создает ряд моральных трактатов Пропедевтика - педагогического направления, направленных на воспитание «величия разума», «богатства чувств» и «независимости души от аффектов »; автор знаменитого высказывания: Покорного судьба ведет».
Юстин страдалец (ок. 100-166) отстаивал истинность христианского учения и благоговел перед Платоном, его философское кредо - христианство и платонизм ведут к Богу.
Том Флавий Климент (ок. 150 - ок. 215) пытался осуществить синтез христианства с эллинской культурой: историю философы рассматривал как предтеча христианства.
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160 - после 220) отстаивал идею всесилие «веры», для опровержения критики христианства из-за того, что противоречия в нем часто приводят к «абсурда», выдвинул положение: «верую, ибо абсурдно». Истинность веры, считал философ, не требует усиления умом, поскольку она - всесильна.
Ориген (ок. 185-253) пытался соединить «веру» с платонизмом: христианство только тогда получит господствующие высоты в духовной жизни общества, когда выстроит свои теоретические основы, считал философ.
1 столетии н.э. - Зарождение «патристики» - философского направления, направленного на обоснование, комментирования и пропаганду христианства. Первый этап патристики (это направление существовал до VIII века) представлен деятельностью апологетов.
I-II века н.э. - Возникновение «гностицизма» - философского течения, направленной против христианства.
Плотин (ок. 205-270) углубляет учение Платона об «идеях», развивает учение о «Единое», использует основные положения Платона в полемике с христианством, развивает христианское учение и одновременно выступает как его теоретический оппонент.
Порфирий (232 - 304) комментирует и разъясняет учение Плотина, используя его против христианства; проповедует принцип умеренности в страданиях (метропатии) и очистки от аффектов для уподобления Богу.
Флавий Клавдий Юлиан (331-363) раскрывает противоречия христианского учения; отрицает главный догмат - учение об Иисусе Христе, который сочетает в себе божественную и человеческую природу. (Юлиан получил имя «Отступник» до сих пор упоминается церковниками как крупнейший противник христианства).
Августин Блаженный (354-430) установил своеобразные теоретические каноны философии христианства; создал оригинальное учение о «Град Божий», к которому человек может подняться только через веру, очеловечил христианство, введя в него «человеческую» проблематику; в теологическом толковании поднял проблему историчности человеческого бытия; ввел в философию идею прогресса.
Псевдо-Дионисий Ареопагит (вторая пол. V в.) - Вероятный философ, совершил противоречивый синтез платонизма и христианства; обосновывал положение о одухотворение человеческих отношений путем приближения к Богу, его познания.
Боэций (ок. 480-524) предпринял попытку воплотить образованность в повседневную практику независимо от «религиозной духовности» и официальных церковных установок; начал возрождение аристотелизма.
Марциал Капелла возвеличил философию как науку, которая успокаивает человека, дает духовное утешение.
Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-877) обосновал мысль о том, что «ум» не противоречит Священному Писанию, а наоборот - дает понять его адекватно; авторитет рождается с ума, считал философ.
Ансельм Кентерберийский (1033-1109) обосновал положение о «вере» как посылка «ума»: «Верую, чтобы понять»; предпринял попытку логического обоснования бытия Бога, доказательства необходимости его воплощения в человека.
Ибн Сина (980-1037) - арабский ученый, философ, врач, дарит миру знаменитый «Канон врачебной науки».
Аль Фараби (870-950) - арабский философ, ученый - энциклопедист предпринял попытку представить извечную философию и теологию не как противоположности, а как варианты одной истины.
Петр (Пьер) Абеляр (1079-1142) обосновал противоположное Ансельмовому толкование соотношения «веры» и «ума»: «Понимать, чтобы верить»; подчеркивал преимущества знания перед слепой верой.
Роджер Бэкон (ок. 1204-1292) пытался совместить и согласовать «веру», «разум» и «опыт» как три способа познания; отстаивал идею преодоления противоречий в христианстве создания «единой религии», основанный на действительно научном знании; призвал к сочетанию «духовной» и «светской» власти; преимущество по руководству государством отдавал священникам - ученым - «священникам знаний».
Фома Аквинский (1225-1274) обосновал бытие Бога природным бытием вещей; отстаивал положение о «надрозумнисть» религиозных догматов; ратовал за взаимодействие веры и разума; обосновал положение о «свободе воли», которая должно происходить на почве религиозных установок; оптимальной формой государственной жизни считал монархию.
Дуне Скот (1270-1308) вопреки «томизма» доказывал, что гармония между теологией и философией невозможна, поскольку это разные формы освоения мира, между которыми отношения более сложные, чем простое подчинение друг другу; перенес внимание от «содержания» схоластического знания к рассмотрению его «метода».
Оккам (ок. 1285-1349) - теолог, логик, политический философ - схоласт; обосновал идею абсолютной всемогущества Бога, зависимости характеристик вещей от ничем не детерминированной (случайной) воле абсолютного Начала; автор знаменитой тезиса «Не умножай сущности», вошедшая в философию в значении «Лезвие Оккама».
Кузанский (1401-1464) - философ, астроном и математик, по учению которого «бог находятся во всех вещах, а они - в нем»; познания истины достигается не схоластическими размышлениями, а на основе опыта.
XII-XIII века - начало формирования новых духовных приоритетов - гуманистической культуры; подъема искусством авторитета личности, оптимизма.
Данте Алигьери (1265-1321) вопреки религиозной традиции центральной темой поэтически-философских размышлений сделал проблему человека, который способен обеспечить свое, благо собственными силами.
Франческо Петрарка (1304-1374) начал процесс философского возрождения - возвращение к античной философии с одновременным углубленным пониманием роли разума и человека как центральной философской проблемы.
Джованни Бокначчо (1313-1375) в центр философских размышлений поставил «живую», «чувственную» человека, наделенного оптимистичным мировоззрением и ориентированную на «земные радости».
Mapcилио Фичино (1433-1499) утверждал о том, что философия является «сестрой», а не «служанки» религии, философия является своеобразной «ученым религией», она развивает теологию и поднимает ее до уровня общечеловеческой мудрости.
Пико делла Мирандола (1463-1494) определял центральное место человека во Вселенной, отмечал ее способности к самосовершенствованию.
Пьетро Помпонацци (1462-1525) опроверг веру в чудеса и обосновал рационалистическую теорию познания.
Леонардо да Винчи (1452-1519) - итальянский философ, художник и математик, религии и схоластике противопоставлял опытный путь поиска истины.
Никколо Макиавелли (1469-1527) обосновал, что жизнедеятельность людей основывается на индивидуальном материальном интересе и что частная собственность является движущей силой общественной жизни; обосновал учение о государстве как механизм регуляции интересов и имущественных противоречий; описал правила управления государством.
Томас Мор (1478-1535) создал утопию об идеальном социальном устройстве, основанный на принципах общественной собственности.
Мартин Лютер (1483-1546) высказал идею «реформации» религии.
Жан Боден (1530-1596) в русле идей Реформации подносил роль государства.
Томазо Кампанелла (1568-1639) описал утопическое общество, в котором нет частной собственности и индивидуальной семьи и основанное на работе.
Монтень (1533-1592)-французский философ - скептик: меняются люди, а с ними меняются мнения и оценки и, поскольку каждая мысль плод индивидуального развития человека, правильно будет - не предоставлять ей объективного значения.
Томас Мюнцер (1490-1525) суть реформации толковал как преобразование мира на основе торжества общих интересов людей труда.
Жан Кальвин (1509-1564) реформаторство представлял как «дешевую церковь», «упрощения культа», «мирской аскетизм».
Середина XVI столетия - развертывание процесса контрреформации.
Эразм Роттердамский (1469-1536) начал гуманистическое переосмысление религии; обобщил и объединил гуманистическую и реформаторскую линии.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) обосновал «реалистическую утопию» идеального общества, построенного на принципах частной собственности, на достижениях науки.
Рене Декарт (1596-1650) поднял авторитет разума («Мыслю, следовательно, существую») и необходимость разумного устройства общества.
Загрузка...