Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

800-200 до н.э. - Протяженность «осевого времени истории» (К. Ясперс) - времени Конфуция и Лao-цзы, Будды и Заратустры, Гомера и Парменида, Гераклита и Платона, времени разрушения тысячелетних культур и зарождение практически всех будущих философских направлений.



Лao-цзы (ок. 604 до н.э. - дата смерти неизвестна) разработал оригинальное учение о «дао» как организационный принцип всего сущего, источник и регулятивную константу социальности и моральных качеств человека.

Конфуций (551-479 до н.э.) обосновал учение о «жень» - источник моральных качеств человека, организующую и интегрирующую силу природы и человеческой жизни, закон, принцип взаимодействия человека с другими людьми: «Чего не желаешь себе, того не делай людям »; подчинил философию достижению социального согласия, единства индивида и общества, красоты и добра.

Фалес (ок. 625-ок. 547дон.е.) Започаткувавфілософськіроздумипро земные начальные человеческого бытия, о душе как активную силу - носителя разумности и справедливости.

Пифагор (ок. 570 до н.э., - ок. 497 до н.э.) - первый в истории философии назвал свое учение «философией»; обратил внимание на гармонию числа и действительности, числа и слова; создал нравственную философию, в основе которой находилось сознательное отношение личности к общественным моральных ценностей.

Гераклит (ок. 544-ок. 483 до н.э.) возвысил авторитет мудрости как единственного способа постижения мира; своевольной «власти толпы» противопоставил идею организованного общества, в котором хозяйничают законы («За закон народ должен биться, как за свои стены »),

Парменид (или ок. 544, то ок. 515 до н.э.-дата смерти неизвестна) отмечал, что истинное знание нам дает только разум, на чувствах же основываются недостоверные и противоречивые мнения.

Зенон (464-461 до н.э.) - «изобретатель диалектики» (Аристотель) как метода опровержения суждений путем рациональных (логических) аргументов; автор знаменитых апорий - аргументов «против движения», понимание движения как противоречия.

Протагор (ок. 490-ок. 420 до н.э.): «Человек есть мера всех вещей».

Сократ (ок. 469-399 до н.э.) разработал комплекс моральных установок по организации жизни на основе рационального знания; взаимосвязь морали и разума возвысил до уровня ведущего принципа организации социального; утвердил принцип «Познай самого себя».

Демокрит (ок. 460-370 до н.э.) поднял вопрос о материальные потребности людей как движущую силу истории; обосновал значение демократии как устройства, который наиболее соответствует потребностям человеческого общежития в обществе.

Пиррон (IV-начало III в. До н.э.) отрицал возможность познания мира («мудрость», согласно Пирроном, находится в ведомстве богов) и обосновывал установку обретения человеком независимости от мира, необходимости наследования традиций и установок, которые сложились; основатель такого направления, как скептицизм.

Платон (428/427-347 до н.э.) разработал концепцию «идеального государства», в которой справедливость рассмотрена как такое положение вещей, в котором каждый, занимаясь своим делом, получает должное; описал социальную структуру общества, для поддержания спокойствия и согласия предложил уравнять собственность высших слоев населения и обобществить ее для среднего слоя - для военных; органически не принимал демократии (в том виде, в котором ее внедряли в тогдашнем обществе) в противовес «произволу толпы» отстаивал монархию и аристократию; обосновал необходимость строгой регламентации индивидуального и социальной жизни человека.

Аристотель (384-322 до н.э.) обосновал статус человека в обществе как «политического существа»; существования «рабства» объяснял естественными причинами; лучшим политическим строем считал «политию» (смесь олигархии и демократии), для сохранения мира предлагал «усреднить собственность »между гражданами; главная задача государства видел в воспитании граждан в духе нравственных качеств; революционные изменения считал неприемлемыми.

Эпикур (341-270 до н.э.) обосновывал жизненную ориентацию на достижение удовольствия, но не для наслаждения, а для атараксии - невозмутимости и безмятежности, включающий в себя здоровье тела и одновременно - спокойствие и величие духа.

Том Лукреций Кар (ок. 95-55 н.э.) обосновал установку на познание мира и освобождения от «страха перед богами».

1 столетии н.э. - Возникновение христианства.

Филон (21 или 28-41 или 49 н.э.) расширил теоретические основы христианства и предстал его «настоящий отец» (Ф.Энгельс) начал философскую интерпретацию одного из двух главных догматов христианства - догмат о богочеловека и правила приближения к ней средствами праведной жизни; обосновал положение о «исконности»: «В начале было Слово».

Сенека Луций Анней (ок. 1 г. н.э. - 65 н.э.) - последний крупный стоик, который создает ряд моральных трактатов Пропедевтика - педагогического направления, направленных на воспитание «величия разума», «богатства чувств» и «независимости души от аффектов »; автор знаменитого высказывания: Покорного судьба ведет».

Юстин страдалец (ок. 100-166) отстаивал истинность христианского учения и благоговел перед Платоном, его философское кредо - христианство и платонизм ведут к Богу.

Том Флавий Климент (ок. 150 - ок. 215) пытался осуществить синтез христианства с эллинской культурой: историю философы рассматривал как предтеча христианства.

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160 - после 220) отстаивал идею всесилие «веры», для опровержения критики христианства из-за того, что противоречия в нем часто приводят к «абсурда», выдвинул положение: «верую, ибо абсурдно». Истинность веры, считал философ, не требует усиления умом, поскольку она - всесильна.

Ориген (ок. 185-253) пытался соединить «веру» с платонизмом: христианство только тогда получит господствующие высоты в духовной жизни общества, когда выстроит свои теоретические основы, считал философ.

1 столетии н.э. - Зарождение «патристики» - философского направления, направленного на обоснование, комментирования и пропаганду христианства. Первый этап патристики (это направление существовал до VIII века) представлен деятельностью апологетов.

I-II века н.э. - Возникновение «гностицизма» - философского течения, направленной против христианства.

Плотин (ок. 205-270) углубляет учение Платона об «идеях», развивает учение о «Единое», использует основные положения Платона в полемике с христианством, развивает христианское учение и одновременно выступает как его теоретический оппонент.

Порфирий (232 - 304) комментирует и разъясняет учение Плотина, используя его против христианства; проповедует принцип умеренности в страданиях (метропатии) и очистки от аффектов для уподобления Богу.

Флавий Клавдий Юлиан (331-363) раскрывает противоречия христианского учения; отрицает главный догмат - учение об Иисусе Христе, который сочетает в себе божественную и человеческую природу. (Юлиан получил имя «Отступник» до сих пор упоминается церковниками как крупнейший противник христианства).

Августин Блаженный (354-430) установил своеобразные теоретические каноны философии христианства; создал оригинальное учение о «Град Божий», к которому человек может подняться только через веру, очеловечил христианство, введя в него «человеческую» проблематику; в теологическом толковании поднял проблему историчности человеческого бытия; ввел в философию идею прогресса.

Псевдо-Дионисий Ареопагит (вторая пол. V в.) - Вероятный философ, совершил противоречивый синтез платонизма и христианства; обосновывал положение о одухотворение человеческих отношений путем приближения к Богу, его познания.

Боэций (ок. 480-524) предпринял попытку воплотить образованность в повседневную практику независимо от «религиозной духовности» и официальных церковных установок; начал возрождение аристотелизма.

Марциал Капелла возвеличил философию как науку, которая успокаивает человека, дает духовное утешение.

Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-877) обосновал мысль о том, что «ум» не противоречит Священному Писанию, а наоборот - дает понять его адекватно; авторитет рождается с ума, считал философ.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109) обосновал положение о «вере» как посылка «ума»: «Верую, чтобы понять»; предпринял попытку логического обоснования бытия Бога, доказательства необходимости его воплощения в человека.

Ибн Сина (980-1037) - арабский ученый, философ, врач, дарит миру знаменитый «Канон врачебной науки».

Аль Фараби (870-950) - арабский философ, ученый - энциклопедист предпринял попытку представить извечную философию и теологию не как противоположности, а как варианты одной истины.

Петр (Пьер) Абеляр (1079-1142) обосновал противоположное Ансельмовому толкование соотношения «веры» и «ума»: «Понимать, чтобы верить»; подчеркивал преимущества знания перед слепой верой.

Роджер Бэкон (ок. 1204-1292) пытался совместить и согласовать «веру», «разум» и «опыт» как три способа познания; отстаивал идею преодоления противоречий в христианстве создания «единой религии», основанный на действительно научном знании; призвал к сочетанию «духовной» и «светской» власти; преимущество по руководству государством отдавал священникам - ученым - «священникам знаний».

Фома Аквинский (1225-1274) обосновал бытие Бога природным бытием вещей; отстаивал положение о «надрозумнисть» религиозных догматов; ратовал за взаимодействие веры и разума; обосновал положение о «свободе воли», которая должно происходить на почве религиозных установок; оптимальной формой государственной жизни считал монархию.

Дуне Скот (1270-1308) вопреки «томизма» доказывал, что гармония между теологией и философией невозможна, поскольку это разные формы освоения мира, между которыми отношения более сложные, чем простое подчинение друг другу; перенес внимание от «содержания» схоластического знания к рассмотрению его «метода».

Оккам (ок. 1285-1349) - теолог, логик, политический философ - схоласт; обосновал идею абсолютной всемогущества Бога, зависимости характеристик вещей от ничем не детерминированной (случайной) воле абсолютного Начала; автор знаменитой тезиса «Не умножай сущности», вошедшая в философию в значении «Лезвие Оккама».

Кузанский (1401-1464) - философ, астроном и математик, по учению которого «бог находятся во всех вещах, а они - в нем»; познания истины достигается не схоластическими размышлениями, а на основе опыта.

XII-XIII века - начало формирования новых духовных приоритетов - гуманистической культуры; подъема искусством авторитета личности, оптимизма.

Данте Алигьери (1265-1321) вопреки религиозной традиции центральной темой поэтически-философских размышлений сделал проблему человека, который способен обеспечить свое, благо собственными силами.

Франческо Петрарка (1304-1374) начал процесс философского возрождения - возвращение к античной философии с одновременным углубленным пониманием роли разума и человека как центральной философской проблемы.

Джованни Бокначчо (1313-1375) в центр философских размышлений поставил «живую», «чувственную» человека, наделенного оптимистичным мировоззрением и ориентированную на «земные радости».

Mapcилио Фичино (1433-1499) утверждал о том, что философия является «сестрой», а не «служанки» религии, философия является своеобразной «ученым религией», она развивает теологию и поднимает ее до уровня общечеловеческой мудрости.

Пико делла Мирандола (1463-1494) определял центральное место человека во Вселенной, отмечал ее способности к самосовершенствованию.

Пьетро Помпонацци (1462-1525) опроверг веру в чудеса и обосновал рационалистическую теорию познания.

Леонардо да Винчи (1452-1519) - итальянский философ, художник и математик, религии и схоластике противопоставлял опытный путь поиска истины.

Никколо Макиавелли (1469-1527) обосновал, что жизнедеятельность людей основывается на индивидуальном материальном интересе и что частная собственность является движущей силой общественной жизни; обосновал учение о государстве как механизм регуляции интересов и имущественных противоречий; описал правила управления государством.

Томас Мор (1478-1535) создал утопию об идеальном социальном устройстве, основанный на принципах общественной собственности.

Мартин Лютер (1483-1546) высказал идею «реформации» религии.

Жан Боден (1530-1596) в русле идей Реформации подносил роль государства.

Томазо Кампанелла (1568-1639) описал утопическое общество, в котором нет частной собственности и индивидуальной семьи и основанное на работе.

Монтень (1533-1592)-французский философ - скептик: меняются люди, а с ними меняются мнения и оценки и, поскольку каждая мысль плод индивидуального развития человека, правильно будет - не предоставлять ей объективного значения.

Томас Мюнцер (1490-1525) суть реформации толковал как преобразование мира на основе торжества общих интересов людей труда.

Жан Кальвин (1509-1564) реформаторство представлял как «дешевую церковь», «упрощения культа», «мирской аскетизм».

Середина XVI столетия - развертывание процесса контрреформации.

Эразм Роттердамский (1469-1536) начал гуманистическое переосмысление религии; обобщил и объединил гуманистическую и реформаторскую линии.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) обосновал «реалистическую утопию» идеального общества, построенного на принципах частной собственности, на достижениях науки.

Рене Декарт (1596-1650) поднял авторитет разума («Мыслю, следовательно, существую») и необходимость разумного устройства общества.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии