Один из выдающихся модернистов ведантизму - Свами Вивекананда - ближайший ученик и последователь Шри Рама-Кришны.
Свами Вивекананда - настоящее имя Парендранатх Датта - индийский философ - идеалист. Философию изучал в Калькуттская университете, позже выезжал в США, Англию, Японию с целью пропаганды идей Веданты.
В конце 90-х годов XIX в. создал религиозную «Миссия Рамакришна», старался приблизить идеи Веданты с положениями современной науки, отстаивал, как Рамакришна, «единую религию, основанную на Веданты». Деятельность Свами Вивекананда переросла узкие рамки религиозного реформаторства. Свами Вивекананда становится видным общественным и политическим деятелем Индии, призывает к борьбе за национальное освобождение, осуждает политику апелляции к властям Великобритании, проводившие индийские либералы. Свами Вивекананда справедливо считают непосредственным предшественником идейных лидеров крайне левого крыла индийского национально-освободительного движения начала 20-х годов XX в. И если Махатма Ганди назвал деятельность Рамакришна «Историей религии, воплощенной в жизнь», то Свами Вивекананда имел другую репутацию. Джавахарлал Неру в «Открытии Индии» писал, что Свами Вивекананда - яркая личность, полная достоинства, уверена в себе и своей миссии. Свами Вивекананда - это звено, объединяющий прошлое и настоящее Индии: возродил дух угнетенных и деморализованных индусов, вселил в них уверенность и научил находить неисчерпаемые силы в богатом опытом прошлом.
Развивая идеи Рамакришна, который выступил противником любого сектантства и утверждал, что все пути ведут к истине, выдвигает идею о синтезе всех видов Веданты. Это позволило сформулировать концепцию о гуманистичнисть новой Веданты. Идеалом неоведантизму становится соответствие человека присущей ему от рождения божественной сути. Не может быть, говорил Свами Вивекананда, чтобы один и тот же закон действовал по-разному в разных сферах. Закон - это однообразие. Это, безусловно, правильно. Если это закон природы, то есть также и закон мысли: мысль разлагается и вернется к тому, с чего возникла. Хотим или нет, должны вернуться к началу, что называется Богом, или Абсолютом. Все произошли от Бога, и все должны идти к Богу, каким бы именем Бога не называли: или Богом, или Абсолютом, или природой, сотней имен, которые нравятся, но факт остается фактом, смысл тот же самый. Вначале человек идет от Бога, становится человеком и в конце возвращается к Богу. Это метод объяснения дуалистического. Монистически человек по своей сути Бога и становится им снова. Конечно, вся история человечества в Вивекананды связана с возвращением к божественности. Но человек в такой истории не жалкий грешник, а часть божества. «Неистовый индус», как называли Свами Вивекананду на Западе, настаивал на сочетании западного прогресса с духовной основой Индии, а это учение Веданты.