В истории философской мысли выдающимися стали XIX и XX вв. Мощное влияние культуры Запада, насаждалась колониальной политикой Англии, привел к тому, что Индия вырвалась из «возрастного пребывания в прошлом».
В условиях, когда традиционные устои жизни оказались разрушенными, а новые еще не полученные, возникла потребность в философском осмыслении культурной ситуации
, в выборе ориентиров мировоззрения, позволяющие Индии преодолеть критическую ситуацию. Произошли изменения. Изменения, происходящие в политической, социально-экономической жизни, нашли отражение в истории философской и социальной мысли Индии и названы философским ренессансом. Индийские историки философии нередко делали параллели между идейными стремлениями основоположников ренессанса и духовными исканиями мыслителей Возрождения, Реформации и Просвещения в Европе. Сопоставление, достаточно обоснованы в индийской мысли XIX в., Оказались спрессованные в одно: черты духовных формообразований, которые в Европе представлены отдельными эпохами. Именно в Индии происходят: непосредственное обращение к памятникам классической древности, минуя средневековые наслоения, во-первых; реформация традиционного индуизма, во-вторых; вера в великую очистительную и освободительную роль Разума и Науки, особые черты индийского ренессанса. Цель теоретиков ренессанса заключается в борьбе против духовного порабощения Индии, за восстановление полной славы и величия прошлого. Радикальные идеи, как правило, приобретали религиозных форм.
Выдающиеся философы XIX - начале XX в. - Основатели религиозных объединений (ашрамов) реформаторского типа: Рам Мохан Рай, Свами Даянанда Сарасвати, Свами Вивекананда, Ауробиндо Гхош. Теория и практика реформаторских объединений, явно не согласовывалась с традиционным индуизмом, тесно переплеталась с модернизацией Веданты, духовная монополия которой после завоевания Великобританией значительно подорвана в Индии.
Основанная в 70-е годы XIX в. Свами Даянандою общество Арья самадж провозгласило веды и Веданты средоточием человеческой мудрости и, следовательно, воплощением сути мировой цивилизации. Особенно настойчиво утверждалась мысль о том, что якобы веди, а следовательно, и Веданта, включают всю совокупность современных и даже будущих человеческих знаний, в том числе все достижения научной и технической мысли. «Религией будущего просвещенного человечества» назвал веданты известный философ Свами Вивекананда, подчеркивая, что Индия нуждается именно практической Веданты. Слившись с идеями национально-освободительного движения, модернизированный ведантизм распространился в интеллектуальных кругах индийского общества. Гуманистические поиски неоведантизму нашли широкий отклик на Западе. Социальный и культурный прогресс Индии поддерживала передовая общественность Запада, выдающиеся ученые и просветители - от Эмерсона и Торо к Генри Гессе, Иммануила Канта, Георга Гегеля, Отто Хаксли и Ромена Роллана.