Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Древнейшей из всех ортодоксальных философских систем является, очевидно, санкхья.

Первый трактат школы, написанный Ишваракришною, приходится на IV в. н. е. В произведении Санкхья освещается учение, что «основы мира есть нечто, лишенное сознания».

Указывается на существование первичной материальной первопричины мира - материи, природы (пракрити). Сначала материя существовала в аморфной форме, затем под влиянием трех элементов (Чуна) превращается в мир существ и вещей. Наряду с материей признается существование абсолютной души (пуруши), что независимая от материальной основы мира. Ее нельзя воспринять, понять и найти, несмотря на то, что душа существует во всех живых существах и вещах окружающего мира. Сочетание материи и души (духа), (пракрити и пуруши) способствует формированию двадцати пяти начальных принципов, среди которых наравне с материальными (вода, воздух, земля и др.). Существуют и духовные (интеллект, самосознание и др..). Итак, санкхья, по сути, является дуалистическая философия.

Дуализм - философское знание, что признает материю и сознание, природу и дух двумя независимыми равноправными источниками, реки. Система санкхья оказала большое влияние на всю индийскую культуру, другие философские системы, в том числе и на йогу. Основателем йоги считается философ Патанджали (III в. Н. Н.э.). Философская система йога сосредотачивалось на исследовании психологии человека. Основным компонентом системы считается описание правил психологического обучения: самообладания, то есть овладение дыханием при определенном положении тела (Ясан) изоляция чувств от посторонних воздействий (пратьяхара) концентрация мысли (дхарана) медитация (дхьяна), состояние отторжения, освобождение от телесной оболочки и др..

Среди ортодоксальных философских школ самая школа мудреца Канады (I в. Н. Н.э.). Ранниший период системы вайшешика отмечается четкими материалистическими тенденциями. По учению вайшешики, мир есть материальное. Материя состоит из пяти субстанции: земли, воды, света, воздуха и эфира. Сами субстанции - атомы, вечные, никогда не уничтожаются и никем не образуются. Атомы имеют также и разнообразные качества, которых 17. Из временного сочетания атомов возникают живые и неживые, доступны человеческому чувству. Большое внимание в системе вайшешика уделялось решению проблем бытия, а также логике, этике. С вайшешиков тесно связана философская школа логики и гносеологии - школа ньяя. Основателем ее считается Акшапада Готама (I в. Н. Н.э.). Вся особое внимание уделялось проблемам логики и гносеологии, в частности средствам надежного, достоверного познания (чувств, замкнутость и аналогия). В текстах подробно сформировались различные философские категории (объект и субъект познания и др.)., Принципы логического анализа, проблемы критериев истины и др..

Основные неортодоксальные школы является локаята-чарвака, джайнизм, буддизм. Еще в VIII - VII вв. до н. е. возникает первая неортодоксальная философско-материалистическая течение - локаята-чарвака. В переводе с санскрита локаята означает взгляды людей, которые признают только современный мир - Локу, а последователи учения - локаятиков - люди, которые занимаются земными делами и не признают сверхъестественные силы. Основателем школы локаята-чарвака считается мудрец Брихаспати (VIII - VII вв. До н. Н.э.). Представители школы локаята-чарвака критиковали Веды, брахманов, традиционные религиозные верования, считали, что убеждения людей должны быть свободными и независимыми от суеверий. По учению локаятиков, душа неотделима от тела и умирает вместе с ним. Поэтому локаятиков отвергали идею о загробном мире, не признавали аскетизм и призвали последователей к достижению счастья на земле, а не в загробном мире. В VI в. до н. е. из течения локаята отделяется наиболее развито материалистическое учение - философия чарвака. В самом названии чарвака означало четыре слова, где заложена идея, что весь окружающий мир состоит из четырех источников, начал: земля, воздух, вода и огонь. Последователи учения чарвака считали, что мир вечен и не зависит от богов, что душа человека также имеет четыре начала, только за благоприятным стечением обстоятельств. Признавая познавательность мира, философы - материалисты убеждены, что единственный источник познания человеком окружающего мира, рожденное внешним миром, является чувственное восприятие.

Вторым неортодоксальным философским учением древнеиндийской философии является джайнизм. Сформулировано учение Махавиры Вардхамана (VI в. До н. Н.э.), которого называли Джина (победитель). Есть победитель над перерождения и кармой, судьбой. Джайнизм, прежде всего, этическое учение, что указывает путь освобождения души от страстей и приход к святости. По природе, считали джайнисты, души несовершенны, а их возможности необъятные. Но душа склонна отождествлять себя с телом. Причина зависимости души от тела - страсти человека. Причина страстей - незнание жизни. Необходимо освободить душу от тела, от страстей, а освобождение достигается аскетизмом. Составной частью джайнизма также учение об окружающем мире. Джайнисты утверждали, что реальный мир состоит из материи, а материя - из атомов. Кроме живых субстанций в мире существуют и неживые: время, пространство, покой и др..

Неортодоксальные философской школой Древней Индии является буддизм. Возник буддизм в VI в. до н. е. в Северной Индии. Основатель Сиддхартха Гаутама (ок. 560 - 480 годы до н. Э) - обладатель княжества Шакья. В 29 лет Гаутама, не удовлетворен жизнью, бросил семью и стал отшельником. После семилетнего блуждания по джунглям, размышлений о путях освобождения человечества от страданий на принца снизошло просветление, и он становится Буддой, то есть просветленным. Более сорока лет Будда проповедовал учение и оставил много последователей. Современный буддизм - мировая религия, имеющая сторонников на всех континентах Земли. Основным в буддизме учение о четырех святые истины: первая - жить означает страдать, вторая - причина страданий - желания, третья - для освобождения от страданий необходимо избавиться желаний; четвертая - путь избавления желаний - соблюдение учения Будды, то есть выполнение знаменитых буддийских пяти заповедей (панчашила), которых должны придерживаться все монахи и светские буддисты. Пятью заповедями (панчашила) является: не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещенных половых контактов; не вести пустых и лживых разговоров и не пользоваться пьянящими напитками.

Стародавньоиндийська философия имеет и основные особенности. Во-первых, формирование философии Древней Индии шло на базе мифологически-религиозного мировоззрения, своеобразием отношение мыслителей к Вед, во-вторых, философия имела созерцательный характер и слабая связь с научными знаниями, изображение духа как безликого, праздного явления, в-третьих , возникновения и формирования логики, построение социальной философии на принципах этики страданий и счастья. И основной особенностью Древней Индии является то, что сформулировано идею активно-деятельной сущности, под которой понимается единство души и тела, духовного и телесного, сознания и материи, бытия и повседневности.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии