Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

VII - VI вв. до н. е. в Древнем Китае - период формирования и развития рабовладельческого общества. Тогда же проявляются две основные тенденции в развитии философии: материалистическая и идеалистическая, атеистическая и мистическая.

В ходе борьбы двух тенденций все шире распространялись идеи: о пяти первоэлементов, из которых образован весь мир (металл, дерево, огонь, земля, вода), о противоположных источника, начала: инь и ян, борьба между которыми и ведет к развитию всех вещей и явлений, о естественный путь - дао, по которому идет развитие Вселенной. Но формирование развитых философских учений приходится на VI - V вв. до н. е.

Первый китайский философ, личность которого исторически достоверная, Кун Фу-цзы - Учитель Куй, известный в Европе под именем Конфуций (552 - 479 до н. Н.э.). Происходил Конфуций из родовитой, но обедневшей семьи. Имея природный ум и крепкое здоровье, с пятнадцати лет увлеченно занимался самообразованием. В 33 года Конфуций открыл частную школу и уже потом никогда не расставался с учениками. Так началась его философская деятельность. Во II в. до н. е. учение Конфуция получило статус официальной идеологии царства Хань (Китай) и оставался таковым вплоть до 1912 года. В китайской культуре духовное влияние Конфуция и в современных условиях очень большой, особенно на Тайване и в Сингапуре. Название эпохи, в которую жил Конфуций - Весны и Осени, - выражала идею тактов - весны, когда рождается все, и осенью, когда подводят итоги развития. Это эпоха больших перемен в китайском обществе, вызвавших распад на отдельные царства Древнего Китая и противоборство семи сильнейших из них. Тогда в царстве Лу, на родине Конфуция, нашли убежище отстранены от кормила власти ученые - интеллектуалы, которые специализировались на культурной деятельности - сохранении и воспроизводстве письменных памятников прошлого, посвященных различным отраслям знаний, включая астрономо-астрологические исследования. Очевидно, это потомки более древней династии китайских правителей Пань-Инь, потеряла власть и свергнута в XII - XI вв. до н. е. племенным союзом Чжоу, который находился на более низкой ступени культурного развития. Возможно, их социальное падение в этимологии термина жу - слабый - определяет интеллектуальный слой китайского общества.

Глубокое уважение к традициям древности и охранников традиций и обычаев сформировалась у Конфуция в идею правильного государственного устройства, в котором при наличии духовно-возвышенного, но фактически бездействующего управления реальная власть принадлежала бы чиновникам - интеллектуалам, т.е. пищу. Так жу стало символом и названием всей конфуцианской философии.

Конфуций считал письменность, культуру - вень - носителем древней традиции, подлежащей сохранению, передаче и наследованию. К культуре отнесены и древние книги, позднее вошедшие в конфуцианского канона и стали основой китайской философии: «Ши цзин» («Книга песен»), «Шу цзин» («Книга истории»), «И цзин» («Книга перемен» ), «И Ли» («Образцовые церемонии и правила благопристойности»), а также «Чжоу Ли» («Этико-ритуальные нормы эпохи Чжоу»). Сначала эти источники философии составляли пьятиканоння, а несколько веков позже перечень дополнен, вень - носитель древней традиции - стал символом всех культурных представлений Китая, отраженных в письменных источниках, включая и саму письменность как неотъемлемый элемент культуры.

Историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры вень, поэтому не занимался написанием произведений, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого: историко-дидактические и художественные произведения («Книгу песен» и «Книгу истории»). Передавать, а не создавать, верить древности и любить ее - такая исходный тезис. Першотворцем культуры Конфуций считал святых - совершенномудрый (шэн) правителей полуреальные-полумифической давности. Это Яо, Шунь, Юй, Чен Тан, а также Вэнь Ван, У Ван и Чжоу гун. В период династии Хань сам Конфуций зачислен в совершенномудрый - создателей китайской цивилизации. Так, царствование Яо (слово, возможно, означает «очень высокий») стало золотым веком давности (2356 - 2256 до н. Н.э.). Восьмицветные брови Яо стали знаком мудрости и умения наблюдать за ходом небесных светил. Рассматривая действия древних правителей и культурных героев, Конфуций и его последователи смогли не только отразить единую картину исторического прошлого Китая, но и предложили оригинальное философская трактовка, толкование истории, используя весь арсенал языковой, письменной и мифологической наследия. Представление об истории связано в конфуцианстве с древнейшим понятием дао - путь, а также метод, принцип, мораль, абсолют и др.. Культурность - вень и правильный общественный строй, который поддерживается чиновниками - интеллектуалами, трактовались как две стороны одного сущего - различные проявления дао. В «Лунь юй» Конфуций дает определение дао - это благой ход событий в Поднебесной и в человеческой жизни. Дао зависит от определения заранее отдельной личности, а его носители - индивид, государство, все человечество. Человечество всеобъемлющее: мир, вообще, общество, и вся китайская цивилизация, т.е. человечество - это Поднебесная. Следовательно, дао - это идея всеобщего универсального баланса в мире гармонии, элементом которой является Человек.

Философ Мэн-цзы - один из самых известных последователей Конфуция. Защищая, развивая конфуцианство, Мэн-цзы сформулировал концепцию природы человека. ее суть заключается в том, что человеку от рождения, по природе, свойственны добрые качества. Но в жизни эти качества могут теряться под влиянием жизненных обстоятельств. Необходимо найти причины своих неудач, познавать мир и себя, не прибегая к ненависти к другим, кто тебя притесняет, презирает. Идеалистическую позицию Мэн-цзы занимает и во взглядах на окружающий мир. Мэн-цзы указывает, что небо - идеальная сила, дающая человеку жизнь и наделяет качествами.

С идеями конфуцианства тогда боролся философ Моцзы (Мо Ди), который призвал людей самим владеть и управлять своей судьбой, считал, что судьба человека зависит от воплощения в жизни принципа всеобщей любви. В учении Моцзы есть и элементы материализма. Материя считается первичной, а источник знаний - в изучении действительности, реальности. В социальных вопросах Моцзы гуманист: выступал против войн, призвал людей помогать друг другу, независимо от происхождения, вероисповедания.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии