Человек. Общество. Природа. их природа, взаимодействие - давняя проблема философии. Эта проблематичность объясняется прежде всего резким ростом так называемого антропного влияния общества на окружающую среду, потребительским к ней отношением.
Активно используя природные ресурсы на основе совершенствования технологий и производства, общество добилось колоссальных успехов и качественно изменило уклад жизни. За последние сто лет, например, человечество увеличило в тысячу раз энергетические запасы. Каждые 15 лет в развитых странах удваивается общий объем товаров и услуг. Однако человечество уже начинает тяжело рассчитываться за технические и другие достижения цивилизации. Изменился состав биосферы. Специалисты отмечают накопления углекислоты в атмосфере, запыленность, по сравнению с положением в начале и в конце XX в.,
выросла на 20 процентов. В новых для человечества условиях взаимодействие общества и природы нужно строить так, чтобы развитие общества и его компонентов не причинял вред природе, а наоборот, способствовал развитию, нужно создать такие условия, при которых природный фактор полнее бы учитывался.
В современной науке такой подход к решению актуальных проблем взаимодействия общества и человека получил название коэволюции. Существуют различные подходы к определению предмета и задач коэволюции. Коэволюция совокупность взглядов, согласно которым общество и природа - это социоприродной системы, где гармоничное развитие общества невозможно без всестороннего учета природного и наоборот. Иначе говоря, дальнейшее развитие общества, всех его духовных и материальных факторов невозможно без согласования с развитием природы. Система человек - общество окружающую среду достаточно жесткая система, элементы которой самовизначають друг друга. Здесь уместна аналогия с принципом антропности, весьма популярным в современной науке. В соответствии с принципом антропности все мировые константы: скорость света, гравитационная постоянная и другие связаны между собой так точно, что даже маленькая изменение их величин, допустим на долю процента, превратила бы Вселенная на совершенно другой мир. Глубокие отношения общества и природы строятся так, что некоторые изменения в природе отражаются на обществе и наоборот. Коэволюция поэтому учит необходимости исследовать взаимосвязи и взаимозависимости общества и природы - учитывать их характер в практической деятельности человека. Речь идет не о преобразовании природы, а об адаптации к ней, сохранение развития экосистем, создание искусственной среды гам и в такой форме, чтобы экосистема не деформировала естественную среду обитания человека. Философское осмысление особенностей современной взаимодействия системы человек - общество - природа духовного процесса без революционного измерения невозможно. Весь духовный процесс общества в целом и в конкретных сферах важно осмыслить с Коэволюционная позиций. Здесь одним из приоритетных направлений, безусловно, является разработка экологических императивов современного производства. Развив мощные производительные силы, человек уже в середине XX в. оказалась в определенной степени их заложником.
Специалисты отмечают, что в современных условиях экономический кризис в Украине поразила все сферы окружающей среды. По оценкам некоторых зарубежных ученых ежегодные потери Украины от неэффективного, нерационального природопользования и загрязнение окружающей среды составляют от 15 до 20 процентов национального дохода и чуть ли не самые большие в мире. Трагедией в судьбе украинского народа стала авария на Чернобыльской атомной электростанции - первая в истории мира глобальная экологическая катастрофа техногенного происхождения. В результате аварии в окружающую среду выброшено 30000000 кюри различных радионуклидов. Неблагоприятные экологические обстоятельства сложились не только в странах с низким технологическим уровнем и технологической дисциплиной, ненадежной техникой, но и в технически развитых. Современное производство, взяв от природы 100 единиц вещества, использует всего С - 4, а 96 единиц выбрасывает в окружающую среду в форме ядовитой жидкости. Как же быть в такой тяжелой экологической ситуации? Запретить производство, вернуться к природе, как призывают некоторые сторонники движения «зеленых»? Современное человечество может снять техногенное воздействие на природу, если создавать экологически чистое производство. Специалисты разного профиля сформулировали ряд экологических ограничений, разрабатывают и реализуют концепцию всесторонней экологизации общественного производства, производят научно-техническую и инвестиционную политику, направленную на решение экологических проблем, производят надежный экономический механизм рыночного типа в природопользования и охране окружающей среды. Важнейшее направление экологизации общественного производства - структурная перестройка. Речь идет о его экологическую оптимизацию и рационализацию. Проблема актуальна и для производства Украины. Однако направление экологизации производства можно успешно реализовать на практике лишь при условии экологизации науки и техники.
В современных условиях коэволюция поставила перед научным и техническим знаниям новые задачи. Другой уровень взаимодействий природы и общества на принципах коэволюции требует и новых знаний об обществе и природе, знаний, касающихся выработки принципиально новой политики по экологическим вопросам нового экологического измерения материального производства, культуры, духовной жизни общества. Остро ощущается нехватка научных знаний об основных особенностях окружающей среды, формы и уровни его организованности, о структурные механизмы, физическую сущность природных процессов и динамики их изменений, вызванных антропогенными факторами.
Актуальными становятся понятия: экологические пути научного познания, экологический стиль мышления и др.. Вот почему главным направлением экологических исследований фундаментальных, технических и гуманитарных наук становится исключения вредного влияния на среду, сохранения здоровья и генофонда человека, оптимизация природно-технических систем. Современный уровень научных знаний позволяет дать сугубо научную, целостную картину биосферы в ее единстве с обществом, определить глобальные пути перерастания ее в ноосферу на основе коэволюции. Однако знаний еще недостаточно, чтобы на каком-то отрезке пути не попасть в пропасть. Нужны новые знания, новые научные поиски. Наука, ученые, как и политики, ответственные за поиски своевременного выхода из экологического тупика, куда ведет научно-технический прогресс, если развивается стихийно, если не одухотворенный, не осуществляется в рамках экологических императивов, не направлен умом и ответственностью.
Достижения науки и техники, научно-технической революции позволили успешно решать вопросы не только создание необходимых материальных благ, но и совершили революцию в инфраструктуре общества: созданы новые средства связи, сообщения, обмена информацией и др.. Народы Земли, которые находятся на разных стадиях культурного и духовного развития, оказались втянутыми в единый мировой процесс. Резко возросла миграция населения, урбанизация. В городах живет более 40 процентов населения мира. Огромных размеров набрала миграция внутри стран и между государствами. В результате повреждены эколого-этническую целостность наций и народов.
В современных условиях проблема экологического этногенеза активно обсуждается в философии. И это не случайно. Эколого-этническая целостность наций и народов раскрывает новые аспекты истории современности и помогает осмыслить перспективы коэволюционного развития общества и природы.
Идеи эколого-этнической целостности народов впервые высказаны историком Львом Гумилевым. Обосновывается положение, что развитие этносов и биосферы взаимосвязанный и закономерный процесс, что способствует формированию определенных механизмов гармонизации взаимодействия человека и общества. Вывод Лев Гумилев аргументирует большим количеством фактов и данных взаимодействия общества и природы. Римляне сначала завоевали Северную Африку, ставшую для них главной житницей, а затем разрушили. Впоследствии ее с огромным трудом обновили жители Сахары - арабы. Новые колонизаторы - французы вновь основания разрушили достижения аборигенов, т.е. коренных жителей. Лев Гумилев сумел проследить такие явления в истории других стран и народов и сформулировал концепцию странного этноса, т.е. негармоничного объединения двух - трех этносов, имеющих разное мировоззрение, опыт природопользования, этнические ценности и др.. На определенном историческом этапе активность какого-либо из этносов, в том числе гибридного, может расти и пассионарных деятельностью влияет отрицательно на процессы создания. Понятие пассионарности, за Львом Гумилевым, означает концентрацию биогеохимической энергии живого мира биосферы, проявляется в эффекте вариативной реализации энергии, в определенных способностях и характере людей. Когда образ жизни, мировоззрение аборигенов иначе воспринимается с позиций другого мировоззрения, формируется другой образ жизни, то в таком обществе создаются химеры дискомфорта, возникают социальные и природные неурядицы, начинается процесс разрушения коренного этноса, рушится вся социоэкологической система.
Как же относиться к выводам Льва Гумилева? Не является ли это очередной попыткой распространить закономерности природы на социум? Анализ экологического этногенеза обнаруживает, что в рассуждениях Льва Гумилева немало полезного и интересного для понимания глубинных отношений, взаимодействия человека и природы. Действительно, взаимодействие человека и природы обусловливается сущностью самого человека как биосоциального существа. Особенно ярко биосоциальное суть человека прослеживается на начальных этапах этногенеза, т.е. процесса зарождения, формирования народа, когда жизнедеятельность любой человеческой общности тесно связана с окружающей средой. С окружающей среды человек берет все необходимое для существования и развития. Несмотря на примитивизм в ведении хозяйства, племена первобытного общества имели сложную социальную организацию, стройную систему обрядов, верований, мифов. Все формы культуры первобытного общества направляли усилия людей не на покорение природы с целью полного удовлетворения потребностей, а на неукоснительное выполнение обрядов. Именно в этом залог благополучия и смысл существования родов и племен. Итак, социокультурная модель становления человека тогда к природе должна адаптивность и направленность на гармонизацию отношений, взаимодействия природы и человека, чувствовала себя частичкой природы. Изменения, происходившие в окружающей среде: засуха, пожары, другие стихийные бедствия, непосредственно отражались на физическом и психологическом положении людей.
С переходом человеческого общества в индустриальную фазу развития, система антропогенеза претерпела разрушения. Антропогенез - учение о происхождении человека. Этносы оказались отчужденными от природной среды. Барьером между окружающей средой и человеком становится созданное ею же искусственную среду, которая действует по своим законам существования и развития. Эксплуатация природных ресурсов, с одной стороны, способствовала прогрессу этносов, с другой же, - привела их к регрессу и даже деградации. Отчетливо деградация проявляется в войнах этносов за новые источники природных ресурсов. Многочисленные миграции, урбанизация имеют результатам смешивания этносов, потерю ими связей с природой. Это наглядной и в Украине. Территория ее составляет 603,7 тысяч квадратных километров, где живет более 48 миллионов населения, которое состоит из 100 национальностей: Украинский - 73%, русские - 22%, евреи, болгары, поляки, венгры, греки, румыны, другие национальности. В ЗО - 40-е годы через социальные потрясения Украина потеряла свыше 5 миллионов человек, а теперь - на грани новой демографического кризиса, вызванного экологическими причинами и социальными факторами. В начале 90-х годов коэффициент рождаемости составлял 12,2 на 1000 человек. Это - самый низкий уровень за весь период существования Украины. Средняя продолжительность жизни в Украине - 70 лет (65 лет у мужчин и 70 - у женщин). По продолжительности жизни Украина занимает 58-е место среди стран мира. Смертность младенцев на первом году жизни в 1,5 - 1,7 раз превышает детскую смертность в развитых странах и в начале 90-х годов составляла 13,5 на 1000 новорожденных. Территория заселения у многих народов стала характерной чертой ее жителей, выделяет их среди других этносов. Украинскому селу начале XX в. присуща согласована с природой система организации бытия соответствии с временами года: весной, летом, осенью, зимой, закреплена в обрядности, традициях, ритуалах, устном народном творчестве, одновременно является системой отношения к природе, которая вписывается в круговорот веществ в биосфере. Украинский этнос, сформировавшись еще в древние времена, единственная эколого-этническая целостность без оглядки на внутренние и внешние катаклизмы истории.
Однако испытания на прочность прошли не все этносы мира. По мере продвижения современных форм развития, в основу которых положены ценности техногенной цивилизации, в лесную глушь, пустыни и другие относительно изолированные природные системы, формы, как правило, уничтожают ту единственно возможную культуру, только и приспособлена к такой среды. Это, прежде всего, народности и этнические общности, которые освоили американскую Север, Австралию, Центр и Север Африки, Север России и другие труднодоступные прежде территории. Решение проблемы, пожалуй, заключается в сохранении целостности экосистем, закрепленной юридически охране традиционных прав на землю и другие ресурсы, в признании за людьми права реализовать привычных проявлениях, даже если проявления не закреплены юридически, в повышении благосостояния этнических в группам способами, не наносящих непоправимый вред и не разрушают привычный уклад жизни. Итак, эколого-этническая целостность наций и народов - многоаспектная программа. В условиях перехода современного общества на коэволюционный путь развития необходимо, насколько окажется возможным, управлять процессом формирования экологической среды.