Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Человек. Общество. Природа. их природа, взаимодействие - давняя проблема философии. Эта проблематичность объясняется прежде всего резким ростом так называемого антропного влияния общества на окружающую среду, потребительским к ней отношением.

Активно используя природные ресурсы на основе совершенствования технологий и производства, общество добилось колоссальных успехов и качественно изменило уклад жизни. За последние сто лет, например, человечество увеличило в тысячу раз энергетические запасы. Каждые 15 лет в развитых странах удваивается общий объем товаров и услуг. Однако человечество уже начинает тяжело рассчитываться за технические и другие достижения цивилизации. Изменился состав биосферы. Специалисты отмечают накопления углекислоты в атмосфере, запыленность, по сравнению с положением в начале и в конце XX в.,

выросла на 20 процентов. В новых для человечества условиях взаимодействие общества и природы нужно строить так, чтобы развитие общества и его компонентов не причинял вред природе, а наоборот, способствовал развитию, нужно создать такие условия, при которых природный фактор полнее бы учитывался.

В современной науке такой подход к решению актуальных проблем взаимодействия общества и человека получил название коэволюции. Существуют различные подходы к определению предмета и задач коэволюции. Коэволюция совокупность взглядов, согласно которым общество и природа - это социоприродной системы, где гармоничное развитие общества невозможно без всестороннего учета природного и наоборот. Иначе говоря, дальнейшее развитие общества, всех его духовных и материальных факторов невозможно без согласования с развитием природы. Система человек - общество окружающую среду достаточно жесткая система, элементы которой самовизначають друг друга. Здесь уместна аналогия с принципом антропности, весьма популярным в современной науке. В соответствии с принципом антропности все мировые константы: скорость света, гравитационная постоянная и другие связаны между собой так точно, что даже маленькая изменение их величин, допустим на долю процента, превратила бы Вселенная на совершенно другой мир. Глубокие отношения общества и природы строятся так, что некоторые изменения в природе отражаются на обществе и наоборот. Коэволюция поэтому учит необходимости исследовать взаимосвязи и взаимозависимости общества и природы - учитывать их характер в практической деятельности человека. Речь идет не о преобразовании природы, а об адаптации к ней, сохранение развития экосистем, создание искусственной среды гам и в такой форме, чтобы экосистема не деформировала естественную среду обитания человека. Философское осмысление особенностей современной взаимодействия системы человек - общество - природа духовного процесса без революционного измерения невозможно. Весь духовный процесс общества в целом и в конкретных сферах важно осмыслить с Коэволюционная позиций. Здесь одним из приоритетных направлений, безусловно, является разработка экологических императивов современного производства. Развив мощные производительные силы, человек уже в середине XX в. оказалась в определенной степени их заложником.

Специалисты отмечают, что в современных условиях экономический кризис в Украине поразила все сферы окружающей среды. По оценкам некоторых зарубежных ученых ежегодные потери Украины от неэффективного, нерационального природопользования и загрязнение окружающей среды составляют от 15 до 20 процентов национального дохода и чуть ли не самые большие в мире. Трагедией в судьбе украинского народа стала авария на Чернобыльской атомной электростанции - первая в истории мира глобальная экологическая катастрофа техногенного происхождения. В результате аварии в окружающую среду выброшено 30000000 кюри различных радионуклидов. Неблагоприятные экологические обстоятельства сложились не только в странах с низким технологическим уровнем и технологической дисциплиной, ненадежной техникой, но и в технически развитых. Современное производство, взяв от природы 100 единиц вещества, использует всего С - 4, а 96 единиц выбрасывает в окружающую среду в форме ядовитой жидкости. Как же быть в такой тяжелой экологической ситуации? Запретить производство, вернуться к природе, как призывают некоторые сторонники движения «зеленых»? Современное человечество может снять техногенное воздействие на природу, если создавать экологически чистое производство. Специалисты разного профиля сформулировали ряд экологических ограничений, разрабатывают и реализуют концепцию всесторонней экологизации общественного производства, производят научно-техническую и инвестиционную политику, направленную на решение экологических проблем, производят надежный экономический механизм рыночного типа в природопользования и охране окружающей среды. Важнейшее направление экологизации общественного производства - структурная перестройка. Речь идет о его экологическую оптимизацию и рационализацию. Проблема актуальна и для производства Украины. Однако направление экологизации производства можно успешно реализовать на практике лишь при условии экологизации науки и техники.

В современных условиях коэволюция поставила перед научным и техническим знаниям новые задачи. Другой уровень взаимодействий природы и общества на принципах коэволюции требует и новых знаний об обществе и природе, знаний, касающихся выработки принципиально новой политики по экологическим вопросам нового экологического измерения материального производства, культуры, духовной жизни общества. Остро ощущается нехватка научных знаний об основных особенностях окружающей среды, формы и уровни его организованности, о структурные механизмы, физическую сущность природных процессов и динамики их изменений, вызванных антропогенными факторами.

Актуальными становятся понятия: экологические пути научного познания, экологический стиль мышления и др.. Вот почему главным направлением экологических исследований фундаментальных, технических и гуманитарных наук становится исключения вредного влияния на среду, сохранения здоровья и генофонда человека, оптимизация природно-технических систем. Современный уровень научных знаний позволяет дать сугубо научную, целостную картину биосферы в ее единстве с обществом, определить глобальные пути перерастания ее в ноосферу на основе коэволюции. Однако знаний еще недостаточно, чтобы на каком-то отрезке пути не попасть в пропасть. Нужны новые знания, новые научные поиски. Наука, ученые, как и политики, ответственные за поиски своевременного выхода из экологического тупика, куда ведет научно-технический прогресс, если развивается стихийно, если не одухотворенный, не осуществляется в рамках экологических императивов, не направлен умом и ответственностью.

Достижения науки и техники, научно-технической революции позволили успешно решать вопросы не только создание необходимых материальных благ, но и совершили революцию в инфраструктуре общества: созданы новые средства связи, сообщения, обмена информацией и др.. Народы Земли, которые находятся на разных стадиях культурного и духовного развития, оказались втянутыми в единый мировой процесс. Резко возросла миграция населения, урбанизация. В городах живет более 40 процентов населения мира. Огромных размеров набрала миграция внутри стран и между государствами. В результате повреждены эколого-этническую целостность наций и народов.

В современных условиях проблема экологического этногенеза активно обсуждается в философии. И это не случайно. Эколого-этническая целостность наций и народов раскрывает новые аспекты истории современности и помогает осмыслить перспективы коэволюционного развития общества и природы.

Идеи эколого-этнической целостности народов впервые высказаны историком Львом Гумилевым. Обосновывается положение, что развитие этносов и биосферы взаимосвязанный и закономерный процесс, что способствует формированию определенных механизмов гармонизации взаимодействия человека и общества. Вывод Лев Гумилев аргументирует большим количеством фактов и данных взаимодействия общества и природы. Римляне сначала завоевали Северную Африку, ставшую для них главной житницей, а затем разрушили. Впоследствии ее с огромным трудом обновили жители Сахары - арабы. Новые колонизаторы - французы вновь основания разрушили достижения аборигенов, т.е. коренных жителей. Лев Гумилев сумел проследить такие явления в истории других стран и народов и сформулировал концепцию странного этноса, т.е. негармоничного объединения двух - трех этносов, имеющих разное мировоззрение, опыт природопользования, этнические ценности и др.. На определенном историческом этапе активность какого-либо из этносов, в том числе гибридного, может расти и пассионарных деятельностью влияет отрицательно на процессы создания. Понятие пассионарности, за Львом Гумилевым, означает концентрацию биогеохимической энергии живого мира биосферы, проявляется в эффекте вариативной реализации энергии, в определенных способностях и характере людей. Когда образ жизни, мировоззрение аборигенов иначе воспринимается с позиций другого мировоззрения, формируется другой образ жизни, то в таком обществе создаются химеры дискомфорта, возникают социальные и природные неурядицы, начинается процесс разрушения коренного этноса, рушится вся социоэкологической система.

Как же относиться к выводам Льва Гумилева? Не является ли это очередной попыткой распространить закономерности природы на социум? Анализ экологического этногенеза обнаруживает, что в рассуждениях Льва Гумилева немало полезного и интересного для понимания глубинных отношений, взаимодействия человека и природы. Действительно, взаимодействие человека и природы обусловливается сущностью самого человека как биосоциального существа. Особенно ярко биосоциальное суть человека прослеживается на начальных этапах этногенеза, т.е. процесса зарождения, формирования народа, когда жизнедеятельность любой человеческой общности тесно связана с окружающей средой. С окружающей среды человек берет все необходимое для существования и развития. Несмотря на примитивизм в ведении хозяйства, племена первобытного общества имели сложную социальную организацию, стройную систему обрядов, верований, мифов. Все формы культуры первобытного общества направляли усилия людей не на покорение природы с целью полного удовлетворения потребностей, а на неукоснительное выполнение обрядов. Именно в этом залог благополучия и смысл существования родов и племен. Итак, социокультурная модель становления человека тогда к природе должна адаптивность и направленность на гармонизацию отношений, взаимодействия природы и человека, чувствовала себя частичкой природы. Изменения, происходившие в окружающей среде: засуха, пожары, другие стихийные бедствия, непосредственно отражались на физическом и психологическом положении людей.

С переходом человеческого общества в индустриальную фазу развития, система антропогенеза претерпела разрушения. Антропогенез - учение о происхождении человека. Этносы оказались отчужденными от природной среды. Барьером между окружающей средой и человеком становится созданное ею же искусственную среду, которая действует по своим законам существования и развития. Эксплуатация природных ресурсов, с одной стороны, способствовала прогрессу этносов, с другой же, - привела их к регрессу и даже деградации. Отчетливо деградация проявляется в войнах этносов за новые источники природных ресурсов. Многочисленные миграции, урбанизация имеют результатам смешивания этносов, потерю ими связей с природой. Это наглядной и в Украине. Территория ее составляет 603,7 тысяч квадратных километров, где живет более 48 миллионов населения, которое состоит из 100 национальностей: Украинский - 73%, русские - 22%, евреи, болгары, поляки, венгры, греки, румыны, другие национальности. В ЗО - 40-е годы через социальные потрясения Украина потеряла свыше 5 миллионов человек, а теперь - на грани новой демографического кризиса, вызванного экологическими причинами и социальными факторами. В начале 90-х годов коэффициент рождаемости составлял 12,2 на 1000 человек. Это - самый низкий уровень за весь период существования Украины. Средняя продолжительность жизни в Украине - 70 лет (65 лет у мужчин и 70 - у женщин). По продолжительности жизни Украина занимает 58-е место среди стран мира. Смертность младенцев на первом году жизни в 1,5 - 1,7 раз превышает детскую смертность в развитых странах и в начале 90-х годов составляла 13,5 на 1000 новорожденных. Территория заселения у многих народов стала характерной чертой ее жителей, выделяет их среди других этносов. Украинскому селу начале XX в. присуща согласована с природой система организации бытия соответствии с временами года: весной, летом, осенью, зимой, закреплена в обрядности, традициях, ритуалах, устном народном творчестве, одновременно является системой отношения к природе, которая вписывается в круговорот веществ в биосфере. Украинский этнос, сформировавшись еще в древние времена, единственная эколого-этническая целостность без оглядки на внутренние и внешние катаклизмы истории.

Однако испытания на прочность прошли не все этносы мира. По мере продвижения современных форм развития, в основу которых положены ценности техногенной цивилизации, в лесную глушь, пустыни и другие относительно изолированные природные системы, формы, как правило, уничтожают ту единственно возможную культуру, только и приспособлена к такой среды. Это, прежде всего, народности и этнические общности, которые освоили американскую Север, Австралию, Центр и Север Африки, Север России и другие труднодоступные прежде территории. Решение проблемы, пожалуй, заключается в сохранении целостности экосистем, закрепленной юридически охране традиционных прав на землю и другие ресурсы, в признании за людьми права реализовать привычных проявлениях, даже если проявления не закреплены юридически, в повышении благосостояния этнических в группам способами, не наносящих непоправимый вред и не разрушают привычный уклад жизни. Итак, эколого-этническая целостность наций и народов - многоаспектная программа. В условиях перехода современного общества на коэволюционный путь развития необходимо, насколько окажется возможным, управлять процессом формирования экологической среды.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии