Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Никакая деятельность, тем больше производство, не начнутся, если к тому же нет внутренних объективных предпосылок. Такими предпосылками, внутренними возбудителями активности выступают потребности. Духовные потребности: познавательные, эстетические и моральные.

 

Возникновение познавательных потребностей связано с необходимостью получать объективную информацию об окружающем мире, чтобы адекватно ориентироваться и преобразовывать. Сначала потребности вплетены в материальнопрактичне жизни людей. Познавательные потребности начинают выделяться из мира материальных потребностей, приобретать преимущественно духовность лишь на достаточно высоком уровне развития общества. Но возможность заложена уже в специфике человеческого существования.

Человек живет в мире, постоянно расширяется, а потому и постоянно встречается с положением неопределенности невыносимо для него, и стремится преодолеть. Человек нуждается в предвидении будущего, для чего ему необходимы знания, которые в данный момент могут и не иметь непосредственной пользы, тем самым создается определенный избыточный запас знаний. Вместе с расширением человеческого мира расширяется и совокупность знаний человека, имеющего системность. Утилитарно-значимые в данный момент знания будто нанизывают другие, такой значимости не обладают, но без них невозможно было бы построить систему знаний. Познание постепенно превращается в самостоятельную форму деятельности и сознания, начинает развиваться по своим законам, а познавательные потребности все более приобретают духовность.

Человеку нужны не просто полезные, правильные, точные, истинные знания, опираясь на которые она может рационально строить свою жизнь и более-менее точно предсказывать будущее, и с помощью средств науки приблизить будущность. Истина становится важной духовной ценностью. Наконец, в современном мире наука начинает идти будто перед практикой. А для общества удовлетворения познавательных потребностей - духовных, а не только материальных, утилитарных, становится важным условием расцвета. Важным, но не единственным. Поскольку общество - надбиологична форма общежития людей, то общество нуждается и в надбиологичних формах регулирования взаимоотношений между людьми. Именно как формы служат моральные нормы, принципы, ценности. их возникновение обусловлено естественными потребностями совместной жизни людей, а сами потребности имеют конкретную историчность. Но моральные ценности выступают и в форме определенных идеалов, законов об совершенство мира.

С развитием человека развиваются и ее потребности, постоянно направляются в будущее, стремлением превратить мир, улучшить его. В своем стремлении человек нуждается в конкретных ориентирах, в определенных критериях для различения Добра и Зла. Категории Добра и Зла - важнейшие нравственные категории, всегда отражаются в форме моральных оценок и распоряжений практические задачи социальных субъектов в современности и на будущее, формируют, с одной стороны, требования сохранения уже достигнутого в ходе развития культуры а, с другой, - выражая недовольство существующим и цель дальнейшего исторического развития. Иногда понятие Зла считают лишь религиозной или аллегорией логической абстракцией. Между тем «зло есть душевная склонность человека, присущая каждому; якобы некоторое живучее, в страстное тяготение к разнузданно зверя, тяготение, всегда стремится к расширению власти и к полноте захвата», побеждает там, где «духовных не возможностей нет, а душевность возможна бесчисленное ». В современных условиях зло становится Взлом абсолютным как угроза существования рода человеческого. Вот почему свести духовно-нравственные границы индивидуального и общественного бытия, препятствующих самовидданню злу, формированию у человека потребностей и способности их создавать и сохранять является необходимым условием персонального и социального выживания, подлинно человеческого развития.

Современная жизнь порождает и потребность установить гармонию между наукой и нравственностью, поскольку каждое научное открытие имеет положительный и отрицательный потенциал. Но гармония между Истиной и Добром будет не полной без включения в нее эстетических начал, искусства, поскольку ни наука, ни нравственность не исчерпывают полностью всю духовность бытия. Причина, по которой искусство обогащает людей, считал Нильс Бор, состоит в способности напоминать о гармонии, недосягаемую для системного анализа. Искусству присущ целостный, синтетический взгляд на мир, который открывает загадочное, иррациональное, не поддающееся рациональному научному познанию. Поэтому искусство всесторонне, целостно развивает индивидуальность человека, его сознание и чувства, творческий потенциал. Искусство обращено к эмоциональной стороны человеческой природы, развивает чувство. А без человеческих чувств и страстей нет деятельности, творчества, нет героических дел, нет и нравственного величия. Человек, моральное сознание которой состоит из одних только правил, живет, по выражению Льва Толстого, в мире отраженного жизни, часто выглядит жалкой при реальном столкновении с ней, с человеческими чувствами и страстями, равнодушной к людям, не умеет любить и ненавидеть, ее правила не касаются глубоких сфер жизни. Будучи, по существу, правилами внешней благопристойности, они не способны помочь ему найти адекватный стиль поведения в тяжелой ситуации. Воспринимая эмоционально или негативно произведения искусства, человек общается с творческим, деятельностным началом лица, получает стимулы, побуждающие соблюдать или отклонять ее идеалы. В таком смысле искусство - сама человеческая форма общения и привлечения, присоединения к высотам человеческого духа, важное условие социализации индивида, является самосознанием культуры и ее кодом в процессе общения с другими культурами. Гармонизация эстетических, познавательных и нравственных потребностей - необходимое условие нормального духовной жизни общества, развития духовности человека.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии