Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Стремление к удовлетворению духовных потребностей ведет к производству и потребления духовных ценностей. Духовные ценности - еще один неотъемлемый компонент духовной сферы. Понятие «ценность» выражает человеческое, социальное и культурное значение определенных предметов,

процессов, явлений действительности. Ценности не объективные и не субъективные, принадлежащих субъекту, создаются ним, но не произвольно, а в ответ на присущие человеку объективные потребности, материальные и духовные с учетом объективных свойств самих предметов, их способности удовлетворять соответствующие человеческие нужды. Собственно говоря, все многообразие предметов практической деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать как предметные ценности как объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться с позиций Добра и Зла, или истины - не истины, или красоты - безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и др..

Способы и критерии, на основании которых формируются сами процедуры оценок соответствующих объектов, закрепляются в общественном сознании и культуре как оценочные ценности (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в совокупности норм, принципов и идеалов). Ценности формируются человеком в ответ на его потребности, имеют конкретно-исторический характер. Но человеку свойственны родовые потребности, относительность, изменчивость ценностей не абсолютна, хотя и определяется устойчивостью. В ходе культурно-исторической жизни выкристаллизовываются ценности, затем входят в систему общечеловеческих ценностей, хотя сам их конкретное содержание меняется в ходе истории. Ценности определены содержанием человеческой жизни, предметами окружающего мира. Одновременно ценность - идея и повеление, обращенное к действительности, истинности, закон, предусматривающий ей совершенство.

В процессе духовного производства создаются ценности первичные и вторичные. Поэтому к духовным ценностям относятся не только оценочные, но и предметные, ведь, по сути, все произведения искусства имеют то или иное предметное воплощение, опредмечен и ценности. Материальные ценности также всегда имеют определенный духовное измерение. В мире ценностей в духовной относятся те из них, которые удовлетворяют духовные потребности человека. Но и духовные ценности можно свести на уровень материальных, если пользуемся ими не с позиции идеального содержания или значения, а с позиции вещественной формы. Книгу, например, можно приобрести для того, чтобы прочитать, или для того, чтобы поставить на полку, потому что модно, престижно. Характер ценностей зависит не только от характера тех потребностей, которые можно удовлетворить, а от характера производства, в процессе которого возникли, но и от характера их потребления. Если духовное потребление подменяется именно духовным потреблением, то духовные ценности легко могут превратиться в материальные. Картина может иметь духовную ценность, развивает эстетический вкус, вызывает эстетическое наслаждение и др.., Но быть и материальной ценностью, если в ней видеть нечто внешнее для себя возможность выгодно продать, не отстать от моды и др..

Духовным ценностям присуща еще особенность - не всегда относятся к миру сущего, не всегда является копией и отражением мира сущего, насущных потребностей. Духовные ценности могут опережать действительность в развитии и даже противоречить ей. «От чего под ношей крестной, весь в крови тянется прав? От чего всегда бесчестный встречен почестью и славой? »- Спрашивал Генрих Гейне. Именно противоречия побудили Иммануила Канта отнести мораль в сферу противоестественного. Но духовные ценности возникают в ответ на естественные потребности человека, которые вплетены в ее реальную жизнь. Противоречивость должного и сущего не означает ограниченность должного, а лишь несовершенство сущего, преодолевая которое человек и производит духовные ценности и идеалы.

Истина - не только познавательная ценность. Настоящим может быть поступок, чувство, человек, его развитие. Истина выступает характеристикой целостного бытия человека. А истинное, подлинное бытие - это существование, адекватное своей сути. Вот почему в экзистенциализме истина определяется как воля, воля быть самим собой. Настоящее добро также связано с предоставлением человеку возможности быть самим собой, свободно развивать свои существенные силы. Нельзя принести человеку добро, порабощая ее, нельзя насильно заставить человека быть счастливым. Акт насильственного порабощения природы, общества, человека не может быть не только добродетельным, но и красивым. Красота - это гармония, адекватная освещению во внешней форме всей глубины истинного смысла и тем самым соответствие действительности своей сути, есть истина. Красота - не только эстетическая категория, но и универсальная характеристика человеческого бытия. Именно выражение «Красота спасет мир» подразумевает Красоту как бытийную ценность, гармонию.

Оказывается, что триединство Истина, Добро и Красота основывается на свободе. Воля же как ценность исторически сопряжена с ценностями равенства и братства. На флагах социальных революций сияло лозунг: «Свобода, Равенство, Братство». Эти ценности не потеряли своей привлекательности, значимости и в современных условиях. И обыденное сознание чаще вульгаризирует и тем самым искажает их. Очень часто Волю понимают как произвол, как возможность творить все, что заблагорассудится; Равенство - как уравниловка, как материальная равенство; Братство - как круговая порука, как возможность поучать других с позиций старшего брата или как возможность получать милостыню как бедный родственник, или как слащавый любовь, снисхождение. Приписывая ценностям такое содержание, их потом с негодованием отвергают как ненастоящие. Духовный и социальный опыт развития человечества показывает, что Равенство возможно только как равенство в Воле. Еще Григорий Сковорода, как и многие другие мыслители, отмечал, что Равенство - это не ровная всем Равенство.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии