Повседневный мир - мир прагматизма, т.е. действия. Люди, живя в повседневности (а не в стремлениях, мечтах и не на высотах теорий и доктрин) заботятся о собственном выживании, о качестве жизни, о сохранении окружающей социальной среды.
«Но мир повседневности еще единственный и потому, что, в какую бы сферу реальности не« нырнула »человек, будь то религиозно-мистический экстаз, теоретическое исследование, сладкая мечта или эстетическая фантазия, неизменно возвращается сюда, в наполнена заботами, радостями, печалью , трудностями обычную жизнь. Другие миры вырастают из обыденности и живут, только будучи укоренившимися в ее практическом, рыхлой, ощутимом почве и тех пор, пока люди существуют в теле и соединены с реальностью органами чувств ». Повседневность - мир человеческий и практичный. Его жизненное пространство строится вокруг самого человека. Повседневная картина мира не охватывает позалюдський Космос как пространство, в котором объективно располагается Земля. Космическое пространство значимый в повседневной жизни человека только тогда, когда полезно: если от положения звезд зависят разливы Нила, то непременно возникает астрономия и астрология, предназначенные для земной практической цели. Месяц нужен, чтобы светить влюбленным и облучать путь в темноте. Даже языковые пространственные характеристики ландшафта несут на себе выраженную Антропоцентричность: подножия гор, горный хребет, устье реки и др..
С точки зрения существенного подхода каждый человек аналитически вичленовуеться из нескольких социальных слоев. Главный и основной - слой базового существа. Здесь хоть и много всего, но определенность тоже очевидна - здесь накапливаются не столько новизна, сколько традиции, не столько разное и временное, сколько неизменное, вечное, не столько шаткое и экспериментальное, сколько проверено, выверено, прочное, устойчивое. Обращаясь к основам стабильных компонентов личности и выделяя то, что крепче камня на распутье (помните: направо пойдешь - коня найдешь, налево пойдешь - головы не снесут, прямо пойдешь ...), получим подтверждающее удовольствие. Люди живут в мире, где каждый является лишь постольку, поскольку является не физически, а социально. Только общественное признание какой-либо принадлежности или какой-либо потребности превращает человека в гражданина и правоносия. Так, люди заняты достижением цели: привлечением присоединением к социальному статусу, дружбы, любви, признания. В обыденности - в мире повседневности постоянно идет процесс самореализации личности во всех сферах деятельности. И человек, живя повседневной жизнью, постоянно в различных ситуациях и обстоятельствах ищет и находит уже устойчивые нормы, методы, способы поведения, кратчайший путь, что приводит к желанной, желанной цели. Причем цели разнообразной, вплоть до цели избавиться желаний и потребностей. Повседневности присущи черты: стандартность, рецептурнисть, рекомендованисть обыденного сознания.
Определяя универсальность обыденного сознания каждого индивида, социальная философия отмечает, что обыденное сознание, к которой причастен каждый, будь то академик или дворник, - всепроникающий, конститутивный момент обыденности (получение знаний и смысла жизни - собственная и прямая функция сознания). Обыденное сознание характеризуется специфическими чертами, непосредственно знакомы каждому и резко отличаются от тех, что наука представляет как рациональные эталоны. Важнейшая составляющая осознание человеком реальности - общие места, очевидности. Так, реальность - это не только то, что есть. Реальностью бывает и то, что хотим, чтобы было. Реальностью становятся и фантазии человека, сами в силу своих собственных оснований. Ничего не предусматривается и не угадывается. Люди способны определяться предупреждать. Люди не опережают, а обисторюють историю, ведя ее за собой, вслед себе, а то и вызывая на себя, когда становятся ее частью.
Есть закон абсурдности в смысле: любые предложения люди понимают иначе, чем тот, кто их вносит. Ведь в жизни нередко бывает: видит и одобряет лучше, а придерживается худшему. И если существует два или более способов сделать что-либо, причем использование одного из способов ведет к катастрофе, то кто-нибудь все же выберет именно такой способ (Эдвард Мерфи). Любая неприятность, способна случиться, и что удивительно - случается. Это закон Мерфи. Знания о мире - это набор типовых конструкций. Ведь предпосылкой нормального человеческого поведения, органичного включения в определенный социум является вера в определенный порядок организации мира, доверие к сложившимся социокультурных рекомендаций, признание, что разделяет все фундаментальные допущения. Жизнь подтверждает, что могут быть подвергнуты сомнению или отрицанию, истинность или справедливость каких-то первоначально принятых взглядов. Ценнейшее качество человека является умение вызывать у людей энтузиазм и развивать то, что есть лучшего, рационального в человеке с помощью признания его достоинств и поощрять. Ничто другое так сильно не бьет по честолюбию человека, как критика окружающих. Манипуляция подъема допускает умение делиться всем положительным с другим человеком, но так, чтобы ей казалось, что она получает не подильче, а свое, все еще ей недостает.
Человеческая база метода повышения - постепенное ощущение всеми без исключения людьми их неполноценности. Что тут сделаешь? Таковы люди. От рождения до смерти. И надо с этим считаться. Человек нуждается в общественном признании. Заметим, не в личном, а общественной. Но именно такой элемент особенности человеческой натуры и есть самое главный дефицит в жизни человека. История видела множество примеров того, как даже известные люди стремились к обретению осознания собственной значимости. Джордж Вашингтон хотел, чтобы его называли «Ваша светлость президент Соединенных Штатов», а Христофор Колумб ходатайствовал о титуле «адмирала океана и вице-короля Индии». Екатерина II не желала раскрывать писем, на которых отсутствует: «ее Императорскому Величеству», а миссис Линкольн как тигрица набросилась в Белом доме миссис Грант с криком: «Как вы смеете садиться в моем присутствии без моего приглашения!». Человек на троне, а в ее делах играет не она, а окружающие люди, которые показывают ей, что видим и ее, и трон, и, что сидящим на троне не кого-то там, а именно ее: единственный, заслуженную. Именно ложное на Земле, видимая правда: все знают ее и все не уверены, что им владеют.
Обыденное сознание не только компоненты знания, но и пронизан ежедневными представлениями обыденный мир - мир переживаний. Для определения мира переживаний философия и психология пользуются понятиями: эмоции, чувства, высокие чувства, страсти, состояние, эмоциональный тон, радость, восхищение, страх, грусть, печаль, удивление и др.., Что используются и в повседневном быту, хотя над их содержанием и содержание обыденного сознания специально не соображает. Переживание - существенный компонент обыденности, эмоционально окрашенное положение внутреннего мира человека. Люди в переживании слиты с пережитым. Переживание возникает без смещения, отступления, без дистанции. Социальные, политические, экономические, духовные действия вызывают приятное или неприятное положение человека, то или иное чувство. Переживания возникают спонтанно (хотя вызываются и намеренно) и невозможно одновременно переживать и соответственно действовать на собственные чувства, так как соответствующие действия делают переживания предметом анализа, уходит в прошлое, за пределами актуального момента. По содержанию переживания самые разные: положительные и отрицательные, кратковременные вспышки эмоций, настроение и т. п. Форму переживаний приобретают и все виды ценностных отношений.
В человеческой жизни как целостности, объединяющей все формы бытия человека в мире повседневности, личность оказывается как бы полюсом пересечения, перекрещивания всех форм жизнедеятельности, далеко не полно (и не одинаково) осваивая и осуществляя эти формы, является основой для формирования индивидуальных стилей публичного ( государственного, политического и др.). частного и личной жизни человека. Личная жизнь - это жизненное пространство человека, что она структурирует и заполняет соответствующими формами жизнедеятельности, исходя из своих личных и отдельных, единичных интересов. Это ее способ бытия в мире, где отражается в специфической форме общая природа человека, его жизнедеятельность, проходит в конкретно-исторических и социально-экономических условиях.
Естественно, призвание, назначение, задачи всякого человека всесторонне развивать все свои способности. В этом смысл жизни отдельной личности, реализует через общество, но это, в принципе, и смысл жизни общества, человечества, реализуется в исторически неоднозначных формах, в зависимости от того, какую непосредственно побудительную цель ставит перед собой и совпадает цель или нет с целью развития самого человека. Совпадение единства личного и общественного, вернее, их мера, меняется на разных этапах истории и в разных общественно-экономических системах и определяет ценность человеческой жизни. Постоянная смена меры личной и общественной все более ярко выражает индивидуализацию личности и вместе с тем ее объединения с обществом, его целью, и смыслом существования и развития. Это постоянное устремление в будущее, что придает смысл и ценность человеческой жизни. Движение общей жизни через подчинение Разума приходит все больше к согласию и единству людей, есть высшее благо - «современное объединения в современном высшем Разуме».
Конечно, такое понимание проблемы могло бы вести вперед гуманистическую мысль, если бы не погружалось потом в религиозно-христианские взгляды, идеи и не абсолютизировала морально-философские аспекты существования и развития личности в обществе. Вопрос: «Кто есть человек?" Принадлежит к самой сути дела. Если же человек - вещь, можно было бы спросить: «Что такое человек?" И давать объяснения понятию так, как бывает при определении продуктов или природы предметов производства. Но человек - не вещь, и ее нельзя определять так. Тем не менее человека очень часто рассматривают как вещь. Говорят: это рабочий, директор, президент и др.., А это значит, человека определяют по ее социальной ролью, идентифицируют ее с профессиональной функцией в обществе. Но человек - не вещь, а живое существо, которое можно понять только в деятельном процессе ее развития. И в любой момент своей жизни человек еще не является тем, чем может стать и чем, возможно, еще и станет. Главный аспект в определении человека заключается в том, что ее мышление может распространяться за пределы удовлетворения ее потребностей. У человека есть разум. Такое видение жизни человека исходит из реально гуманистических установок сознания и поведения человека, определения содержания того, для чего человеку надо жить дальше, чем это обусловлено нормальными возрастными параметрами, которые отвечают индивидуальным особенностям человека, личности и потребностям общества. Это определяет степень и меру человеческой жизни.