Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Идея развития истории возникает на границе, пересечения основных измерений историчности - прошлого, настоящего и будущего. Суть идеи развития истории заключается в расхождении, нетождественности образующих ее временных сфер, эпох.

 

Если бы между сферами, эпохами существовало сопоставления полного равенства, эквивалентности, идея развития истории была бы вообще невозможна, как и невозможна была бы философия истории. Идея истории (смысла истории) и возникает как результат ее осознание человеком как своей деятельности. Основные временные сферы, эпохи, из которых состоит развитие истории прошлое, настоящее и будущее, возникают в контексте деятельности как ее необходимые фазы и этапы: прошлое - как предпосылка деятельности, современность - как ее процесс, будущее - как ее результат, который присутствует в современности в виде идеального цепи и замысла. Только в единстве всех фаз развития невозможно понять историю как деятельность, а следовательно, и как развитие.

Современная философия не отказывается от выяснения смысла истории. В отличие от прошлой классической философии, современная философия учитывает исключительную сложность всемирно-исторического процесса, непредсказуемость по ряду направлений. Много направлений современной философии истории стремятся связать проблему смысла истории с проблемами лица, рассматривать судьбу истории в связи с судьбой отдельного человека, отдельного индивида, отдельной социальной общности. В чем, например, видел философ Джамбаттиста Вико смысл истории, идея истории? Ответ на вопрос итальянский ученый давал сформулированной концепцией Возвращение вещей человеческих - «ricorsi»: в естественном поступательном движении Мир Наций достигает апогея, затем постепенно приходит в упадок и умирает. Чтобы начать движение снова с самого начала - с божественных эпох, из варварства, из диких нравов и др.. Концепция круговорота используется Джамбаттиста Вико, для того чтобы доказать, что история не имеет какой-то определенной цели, кроме цели сохранения Рода Человеческого, не имеет конечного пункта достижение которого должно прекратиться сама история, само движение наций. Круговорот исторического процесса должен выражать бесконечность движения человечества.

Довольно своеобразно относится к вопросу о смысле истории английский ученый Карл Поппер, говоря: «Хотя история не имеет цели, можем навязать ей цель, и хотя история не имеет смысла, можем придать ей смысл». Эти хлесткие строки могут у одних людей вызывать ужас, а в других - восхищение. Нужно возникнуть гнева или захвату и беспристрастно подумать над нарушенной принципиальной проблемой самого сопоставленный Человека и Истории. Логично позиция Карла Поппера представляется безупречной. Сами предметы, охватывающих современную историю, безотносительно к человеку, его познания, практики и мировоззрения, собственного смысла не имеют. Для внешнего наблюдателя, поешь нет никаких онтологических или ценностных предпосылок истории, но история не может иметь никакого смысла. Вопрос в том, могут ли люди выходить из принципа чистой доски, полного отсутствия этих предпосылок, когда рассуждаем о смысле истории. Ведь все, несмотря на многообразие разногласий, не инопланетяне, а люди, часть той самой истории, ее смысл. Мышление привычное ищет простых путей.

И в философской традиции всегда наготове две основные альтернативы. Первая, догматическая, традиционистська, холистическая дает авторитетный ответ на все вопросы. Сюда относятся религиозно-философские, идеологические и квазинаучные доктрины (типа учений Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби). Для них смысл истории - не загадка. Смысл объективный, известный, а люди только по своему неведением или греховностью могут отрицать. Вторая, релятивистская, волюнтаристская, индивидуалистическая альтернатива ярко отражена в высказываниях Карла Поппера. В самой истории смысла нет. Но каждый человек вправе придать ей свой, субъективный смысл. Индивид неограниченно свободен в выборе. Для догматизма, конечно же, все в истории имеет смысл (как часть Божественного Провидения или момент классовой борьбы), но смысл вытекает из восходящих установок. Конкретная история может лишь подтверждать или детализировать смысл. Для волюнтаризма ничего в истории собственного смысла не имеет, но он же приобретает предоставленного смысла, если стать на «позицию борьбы за открытое общество», как к тому призывает сам Карл Поппер. Легко увидеть, что всецело подходит на роль очередной исторической догмы. Догматизм тоже развивается и обновляется, причем во многом за счет ассимиляции окаменелых панцирей, сбрасывающие с себя волюнтаризм, отправляясь на поиски новых идей.

В двух крайних противоположных определениях смысла истории есть общая черта: полное равнодушие к тому, что есть в самой истории. Чтобы не узнали нового о прошлом человечества, о жизни людей, расцвет и упадок общества в разные века и эпохи - ничто не способно изменить догматически найден или волюнтаристски предоставлен смысл истории. Многообразие и изменчивость познавательных и мировоззренческих установок в оценке смысла истории может означать многообразие и изменчивость ее содержания, но не смысла. Если же есть и инварианты установок, то полностью резонно утверждать существование или появление соответствующего инвариантного смысла, через синтез которого можно прийти к единству содержания истории. Может, таких инвариантов нет, и процедуры синтеза неправомерные, тогда от идеи единства истории придется отказаться.

Проблема смысла истории непростая и неоднозначная. В проблеме смысла истории больше моментов шаткости, неуравновешенности и неопределенности. Вне человека смысла истории нет. Но и сам человек не свободен по своей прихоти предоставлять смысл истории или лишать ее смысла совсем. Смысл истории субъективно-объективный, очевидно, разнообразен и изменчив, вероятно, изменяется вместе с самим ходом истории, с преобразованиями человеческих качеств, с развитием самого познания людьми истории. В каких бы формах не происходило философствования, всегда находится перед лицом истории философии, перед лицом исторической драмы идей. Вопрос о смысле того, что есть история, потому и неизбежно, что без разрешения драма идей автоматически превращается в блеклый описание, ни философии, ни истории, как правило, не касается.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии