Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Понятие смысл истории связано с изучением объективного, имманентного содержания исторического прогресса, - направленности его реализации, гуманизации общественных отношений, с историческим познанием и историческим сознанием.

 

Понятие смысл истории - синтетическая категория, охватывающая бытия самого исторического процесса и познания исторического прогресса, историческое сознание, историческую память. Смысл истории допускает единство субъективного и объективного в историческом процессе, прошлого и настоящего. Но смысл истории допускает рассмотрение их с позиции направленности развития человеческого общества, осмысление логики развития и раскрытия сути направленной, целесообразной деятельности человека. Понятие смысл истории характеризует деятельность людей, преисполненных сознанием, допускает чувство социальной ответственности каждого члена общества, необходимость сознания места и роли в социальных условиях, общность переживания за будущее человечества.

История не только дает познания и знания о том, как жили, чувствовали, думали предки, но и подсказывает, как жить людям, кем или кем могут стать в истории. Историк, для которого прошлое как отстранена от него, находясь вне его данность - подобно тому, как природа существует для натуралиста, - ставит задачу сформулировать, определить знания о прошлом, стараясь по возможности избежать какой-либо модернизации, выяснения по аналогии с современным. Интерес к прошлому имеет сугубо теоретический характер. Для философа прошлое только в отношении себя, то есть к человеку, который живет в современности, для которой прошлое есть только предпосылка, выходное условие собственной жизни, не исчерпав всего ее содержания. Философский интерес к прошлому имеет практичность и ставит задачу найти важный для современности практический смысл. В философии речь идет не об историческом знания, а о историческое самосознание человека - условие ее собственного исторического бытия.

Знать историю и быть в истории - разные вещи. В чем действительно историческое бытие человека? Прошлое история позволяет понять, ответить на вопрос: как раньше жили люди? Но ответ не дает никакой гарантии правильности избрания жизненного пути в современности. Складывается впечатление, что люди ничему не учатся в истории. Но вопрос заставляет людей смотреть на прошлое глазами не только историка, но и философа, видеть в прошлом не замкнутый и изолированный от людей мир, но и условия собственной жизни. Философия имеет дело с сознанием, но не с сознанием профессионального историка, для которого история существует не как факт, данный в опыте изучения исторических источников, а как ценность, имеющая непосредственность связи с бытием в истории и лежит за пределами любого возможного опытного знания. Никакое знание исторических фактов, доступных историку, не может раскрыть людям смысл бытия человека, а ценность людей, человека для истории, поскольку смысл лежит в сфере не только сущего, но и должного, и не может быть постигнут разумом, привык оперировать одними лишь фактами .

Вопрос о том, кем люди в истории и чем история является для современности, то есть в чем человеческая ценность истории, и есть то главный вопрос, на который пытается ответить философ или любой человек, который мыслит философски. Если люди, человек в истории никто, то и история для людей ничего - пустота, лишенная смысла и значения, но так, конечно, не бывает. Человек живет в истории и в любом случае есть в ней кто-то, из чего следует, что история имеет для человека определенную ценность. Ценность, конечно, разная у людей разных эпох. Но там, где ценность впервые осознается человеком, возникнет философия с ее стремлением рационально представить ценность в виде какой-то более-менее систематизированной идеи истории. Если историка идея истории существует просто как данность сознания, о происхождении которой не всегда может составить ясное представление, то для философа сознательное формулирование такой идеи - главная цель деятельности. Философ, конечно, не придумывает идею истории, как и любую другую, собственным умом, а находит ее в историческом сознании эпохи, эксплицирует по всему мыслительного материала своей эпохи. Идея прогресса и идея конца истории не выдуманные философами, а возникают как стихийно господствующий умонастроение эпохи и только потом получают идейное оформление в философских текстах. В философии самое интересное и стоящее не то, за что спасает философ - движение вперед к светлому будущему или вперед Золотого века, а как строит систему доказательств, как формируется им идея движения вперед. Ведь никакими ссылками на факты, известные исторической науке, нельзя доказать правомерность движения ни в ту, ни в другую сторону, как нельзя удостовериться в самом наличии движения.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии