Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Загадка жизни ... В чем же загадка жизни? В происхождении живой материи во тьме тысячелетий? В том, как повсеместно и ежечасно возникает жизнь с пылинки ДНК? В ее безумной хрупкости - и чрезвычайной цепкости? В ее способности осмотреть бесконечность Умом - и одновременно разрушить созданное, угрожая самому существованию человека разумного? А не приходило на ум, что может быть, загадка загадок в том, что именно каждый, а не кто другой, уже навеки безвестный, появился на свет и видит его?

 

Великий Блез Паскаль, задумавшись над случайностью своего бытия в данный момент бесконечного в данной точке бесконечности Вселенной, написал: «Когда думаю о кратковременности моей жизни, поглощаемой предшествующей и последующей вечностью, - воспоминание об одном мимолетный день, проведенный в гостях, - о ничтожности пространства, наполняю и даже которое вижу, погруженное в бесконечную неизмеримость пространств, которых не знаю и не знают меня, то содрогаюсь при одной мысли о том, по чьему велению и распоряжением мне предназначено именно это место и это время? ». Так, для чего, зачем живет человек? Ли в ее существовании какая-то высокая цель, которой должна подчинить свою повседневную деятельность? Если такая цель есть, то откуда она: то диктуется внешними для индивидуальной жизни человека факторами, реальными - социальными и т. п. или иллюзорными - божественным предопределением и др.., То ли производится самим человеком как якобы совершенно свободной в целеполагания и автономной существом ?

Цель жизни человека составляет ее нравственное содержание, и оказывается решающей в определении того, что называют основной ее линией, проходящей через всю жизнь человека и подчиняет все поведение, все поступки человека как нравственной личности на всех уровнях будь то общество или трудовой коллектив, семья я. Отклонения от линии ведет к болезненным коллизий в жизни человека, а ее утрата - к нравственной, а то и физической гибели человека. Цель и смысл индивидуальной жизни человека тесно связаны с общими социальными идеями и действиями, определяющими цель и смысл, содержание человеческой истории, общества, где человек живет и трудится, человечества, ее назначение, а значит, ответственность на Земле и во Вселенной. Это четко очерчивает границы того, что может и чего не может ни при каких условиях человек и человечество делать индивидуально и социально. И это определяет то, как, какими средствами могут или не могут добиваться своей цели, даже если цель и подается высокой, моральной. Но если человек руководствуется в жизни определенной моральной целью и использует для ее достижения адекватные средства, то не всегда и не во всех случаях можно добиваться желаемого результата. В моральных категориях определяется суть Добра, Правды, Справедливости. И получается, жизнь человека - единственное и неповторимое - в какой-то мере уравнивается с жизнью тех, кто живет бессмысленно и аморально и даже действует зло, ложь и несправедливость. Жизнь каждого человека не бесконечно. Жизнь обрывается смертью, небытием. Следовательно, теряют смысл все определения ее в нравственных категориях Добра и Зла, Правды и Лжи, справедливости и несправедливости? Все проходит в бытии человеческом и всех уравнивает небытие? Люди всегда искали выход из отягчающих противоречий, казалось, должно подорвать все нравственные основы человеческого бытия. И находили его сначала в религиозном постулате о бессмертии души и загробном воздаянии, а затем в представлениях об абсолютном Разум и абсолютные нравственные ценности, создающие якобы основу нравственного существования человека.

Социально обусловленный и проявление биологических закономерностей жизни человека. И не жестко определенное жизни человека единой системой условий и биологических, и социальных. Биологическое выполняет роль необходимых предпосылок дальнейшего целостного развития человека. Совокупность всего живого на Земле - от создания до современности привычно называем деревом жизни. А почему, собственно, дерево? Почему куст? Звучит ничуть не хуже: куст жизни ... Иначе говоря, жизнь предстает в такой метафоре многокорневых системой, все веточки которой так или иначе равноценны. Все развитие живой природы - процесс накопления наследственной информации - но, конечно, не строго арифметический дополнение к уже имеющейся. От природы даны человеку и биологические особенности, и одаренность, но они формируются, развиваются и превращаются в способности, определяющие целостный вид человека только в процессе деятельности и общения, включение человека в мир наследственной информации культуры. Посредством общения с окружающими людьми, приобретенными материальными и духовными ценностями человек с детства вводится в мир культуры, обучения и учений. Осваивая Очеловеченные природу, ребенок входит в повседневную жизнь, растет, мужает, общается, удовлетворяет естественные потребности в социокультурных формах, овладевает способности разумно действует, овладевает орудиями труда, символами, словами, представлениями и понятиями, со всей совокупностью повседневности. Ведь за пятьдесят тысяч лет не так уж сильно изменился вид человека разумного физически. Гигантский путь прошел только ее ум. Жизнь родового сообщества, его обычаи, условности составляют самый корень, суть психики каждого из его членов. Коммунальный инстинкт, иначе говоря духовная власть коллектива тяготеет к такой степени, что возможно даже лечения некоторых болезней единственно путем воздействия на сознание, чувства. Однако всепланетный развитие испытал самый ускорение с появлением Человека Разумного - за счет того, что естественный отбор (в дополнение человека уже правильно назвать социальной). Бытие действительно определяет сознание, но не перекрывает ее наглухо, и может влиять на жизнь.

Мир еще якобы предельно прост. Первый же свободный поступок человека - начало всемирной драмы. В ветхозаветном саду росло «дерево познания Добра и Зла», что, похоже, и самому Господу подвластно. И заповедал Господь Адаму строго: «Не ешь от него плодов в день, в который ты вкусишь от него плодов, смертью умрешь». Речь здесь, конечно, не о смерти, догоняющего непременно нарушителя табу - запрет. И узнали Адам и Ева, «голые, и сшили Смоки листьев, сделали себе опоясання». Перед Всевышним уже не прежние, безмозглые, по сути, существа. Съели запретный плод, и перед Адамом и Свою просветления. Так открылись зачатки этики. Конечно, сознание становится не вдруг, сознание - это процесс, постепенность. Меняются поколения, века, эпохи, пока в людях зреет сознание, что люди - мыслят. Внимание человека, когда обращена вовне, возвращается глазами внутрь - и вот уже не просто знает (знает и животное), но знает о том, что знает, то есть осознает свое существование. И с каждым из нас однажды это происходит впервые.

Теперь Адам - человек! Пущено часы мировой истории! Человек разумный - универсальный биологический вид. Человек живет везде, кроме ледяной Антарктиды, - в джунглях, и в тундре, на крыше мира и на морском побережье. Конечно организмы, распространяясь по планете, теряют связи между собой, отделяясь во все более изолированные виды, уже не скрещиваются и давать продуктивное смешанное потомство. С человеческими расами и народами, даже разобщенными протяжении тысячелетий, этого не произошло, потому что эволюция человека все менее теряет генотип. Внешние представители не только различных рас но и нации отличаются друг от друга довольно легко Но хирург, делая полостную операцию, не смог бы углу браться, кто перед ним - китаец, немец и ирландец, если пациент, как это бывает, прикрытый простыней. Человек достигает равновесия с внешней средой не за счет хромосомных мутаций и безжалостного, слепого к бору, но создавая некоторое переходное микросреда: одежда, жилье, очаг, средства передвижения. И поэтому любое приспособление является эволюционный фактор. Созданные человеком окружающие средства существования, орудия, которые обеспечивали человеку жизнь, это по сути вторая природа, созданная человеком, позволяла ей распространяться по всем мало-мальски пригодных для проживания землях. В скитания по миру люди узнавали, что обычаи других народов отличаются от собственных. Человеческая жизнь становилось не случайным, не бессмысленно, потому что индивид, лицо не только заботились о себе, а постепенно создавали человеческое общество. И человек-индивид - общественное существо. Всякое проявление ее жизни не выступает в непосредственной форме коллективного, хотя и совместно живет с другими, лишь постепенно утверждается общее, общественную жизнь.

Смысл жизни отдельной личности, которая реализует через общество, - это в принципе и смысл жизни общества, человечества. Однако в исторически неоднозначных формах, в зависимости от того, непосредственно побудительная цель перед человеком, общностью людей, в зависимости от того, совпадает ли их цель. Совпадение, единство личного и общественного, вернее, их меры, которые изменяются на разных этапах истории и в разных общественно экономических системах, и определяют ценность человеческой жизни. Но смысл жизни становится всегда больше, чем цель. Если же человек, достигнув промежуточной цели, окажется в ситуации потери смысла жизни, это переживается как жизненная драма. Но отождествление цели и смысла жизни приводит к фанатизму, сужению некоторой цели как абсолютной. Но в действительности не так. Стремление реализовать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осуществить себя - такое стремление человека. Но от всех других живых существ человек и отличается всего тем, что в течение своей индивидуальной жизни никогда не достигает цели жизни родовой, исторической. Человек не удовлетворяется ситуацией, когда сама жизнь оказывается лишь средством к жизни. Эта неудовлетворенность, нереализованность имеют побудительные причины творческой деятельности, не объединены в непосредственных ее мотивах. Именно поэтому призвание, назначение всякого человека - всесторонне развивать все свои способности.

Известный русский писатель Лев Толстой писал, что «человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи, и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что до этого стремительно ведет ее разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И поэтому человек обладает творить и всегда творит бесконечно малые жизненные явления, которые могут влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрированием, т.е. отношением к ближайшим явлениям жизни, относиться ко всему бесконечному по времени и пространству мира, понимая его как одно целое. Лев Толстой считал, что именно отсюда человек руководствуется в своих поступках. Неизбежно необходимое для живых людей знание было и есть всегда одно: знание своего назначения в том положении, в котором находит себя человек в мире, и в той деятельности, вытекает из понимания назначения ». Лев Толстой считал, что «знание это всегда для всех людей становится главным». Проблема человеческого бытия - вечная научная социальная философия и реальный гуманизм, основанный на ней, дают такой идеал, определяющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и общечеловеческих, социальных аспектах. Таков идеал утверждает вместе с тем диалектическую взаимосвязь природно-биологической и социальной, конечной и бесконечного. Социальная философия устанавливает некоторую идеальную цель, создает ощущение неразрывного единства жизни, смерти и бессмертия.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии