Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Среди философских направлений Запада концепцию смысла истории и места в ней человека исследуют представители экзистенциализма. Один из основоположников экзистенциализма Карл Ясперс считал исходным понятием философии экзистенцию, стремился осветить ее смысл с помощью определений, большей части негативных.

 

Основная характеристика экзистенции - ее обьективованисть, а значит, и непознаваемость, поэтому то, что познается, должно выступать в форме предмета. Экзистенция находится «по ту сторону субъективности - объективности». Просветления экзистенции, к которой принадлежит самобытия, коммуникация, историчность, воля, вера и другие, Карл Ясперс называет сигма.

Проясняется экзистенция прежде всего в коммуникации. Есть два ее вида: коммуникация наличного бытия ложная коммуникация и экзистенциальная - коммуникация настоящая. В чем их отличие? Ложная коммуникация означает объединение людей и общение их между собой с чисто практической целью. Человек должен пройти эту степень коммуникации, но здесь не может найти удовлетворения, стать самим собой. Именно недовольство толкает человека к поискам. Экзистенциальная коммуникация возможна только тогда, когда осознавая себя может противопоставить себя другому и всему миру. Условием настоящей коммуникации оказывается одиночество человека. Одиночество означает осознание готовности к возможной экзистенции, становится действительной только в коммуникации. Особенность экзистенциальной коммуникации состоит в том, что не может быть коммуникацией между многими людьми. В ней выступают всегда только двое: настоящая коммуникация - это любовь - борьба. Такая коммуникация призвана преодолеть разобщенность людей, их оторванность друг от друга, подлинное бытие - это всегда бытия с другим. Карл Ясперс - не сторонник робинзонады, отличие человека от животного видит в способности к общению с себе подобными. Значение коммуникации определяется в философии Карла Ясперса также тем, что только через нее экзистенция может прийти к трансценденции.

Почему Карл Ясперс предоставляет коммуникации такое большое значение? Почему не допускает существования экзистенции вне коммуникацией? Отказав экзистенции в возможности объективировать себя и таким путем найти бытия, обладающее всеобщностью, Карл Ясперс, однако, находит критерий, благодаря которому экзистенцию и свободу все-таки можно было бы отличить от простого произвола и произвола. Критерием становится возможность общения с другими индивидами, возможность быть понятым, услышанным. С точки зрения Карла Ясперса, коммуникация - это общение, в котором человек не играет роли, уготованной ей обществом. Проблему истины Карл Ясперс рассматривает сквозь призму коммуникации, формирует мнение с возможно большей резкостью, заявляя, что истина - это общее сочетание, то есть то, что можно передать, сообщить другому, - точнее то сообщение, что другого объединяет, служит средством единения. Коммуникативный характер истины Карл Ясперс непосредственно связывает с ее историчностью, что, как и общение - важный момент экзистенции. Экзистенция историческая, прежде всего, потому, что конечная. Конец человека заключается, во-первых, в том, что человек, подобно всему живая, смертная, во-вторых, человек выражается в связанности с другими людьми и общественно-историческим миром, вне которого нет человека, в-третьих, человек конечная , поскольку в познании зависит от опыта, от чувственного созерцания, без которого нет познания. Но что самое главное - человек конечная в том смысле, что обязана сама собой не самой себе. Конец отсылает человека к трансценденции как источники ее существования. Только человек, ее конец приводит к истории, где впервые человек хочет стать тем, чем может. Историчность существования выражается в том, что индивид всегда находится в ситуации.

Понятие ситуации Карл Ясперс определяет как природно-закономерную, но скорее смысловую действительность, не выступает ни как физическое, ни как психическая, а как конкретная действительность, включающая в себя оба момента, - действительность, что приносит эмпирическом бытию пользу или наносит урон, что открывает возможность или передумовлюе границу. Историческое рассмотрение ситуации как однократной и неповторимой интересует Карла Ясперса прежде. С точки зрения выявления экзистенции особенно важны так называемые пограничные ситуации: смерть, страдание, борьба, вина. Яркий случай пограничной ситуации: смерть, перед учетом которого в конце собственной экзистенции следует перед человеком со всей непосредственностью. В пограничной ситуации оказывается несущественным все то, что заполняло человеческую жизнь в ее повседневности индивид непосредственно открывает свою сущность как конечную экзистенцию, внутренне связана с трансценденцией. И только если индивиду такая связь представляется потерянным, становится перед лицом смерти. Только преодоление ситуаций делает подлинное существование, открывает путь для слияния человека с трансценденцией. Трансценденция, по сути, служит единственным гарантом действительности человеческого бытия.

В историчности экзистенции выражается что-то неповторимо-однократное, и в неповторимости не заменимое, не заменимое ничем и никем иным. Понимание исторической реальности как однократной и неповторимой близкий учению баденской школы неокантианства. Однако, в отличие от него, у Карла Ясперса речь идет не просто о двух разных методах подхода к одной действительности, а о принципиально несовместимы, радикально разные реальности, причем природа предмет науки, тогда как история не только не является объектом исследования наук , устанавливающие общие законы, но не может быть также познана и с помощью так называемого метода, индивидуализирует. Карл Ясперс расходится с Вильгельма Дильтея, считавшего исторически человеческую реальность непостижимой с помощью дискурсивного метода объяснения, но доступной интуитивном метода понимания. Карл Ясперс недвусмысленно утверждает, что историчность не может стать постигнута ни с помощью дискурсивных, ни даже с помощью интуитивных методов, равно как и экзистенция, способом бытия которой является историчность. Тайна историчности - тайна экзистенции, тайна человеческой воли.

Историчность Карла Ясперса принципиально исключает историзм как учение о социальных закономерности, объединяющие сложные исторические явления в некоторую общность. Философия истории, сформирована на основе понятия историчности, поднимается к христианской традиции, о чем, кстати, говорит и сам Карл Ясперс в «Философской вере». Без особой натуги можно установить ряд моментов, совпадающих у Карла Ясперса с библейским учением о человеке. Бытия экзистенции рассматривается как историческое, очень близко к христианско-библейского понимания истории, подчеркивается связь историчности с трансценденцией - с Богом и упорно наполягаеться на неузнаваемости исторического смысла истории. Карла Ясперса мучает вопрос: возможно ли такое объединение, общения людей, при котором человеческая личность и ее свобода не только сохранялись бы, но и впервые бы находились. Экзистенция возникает только в коммуникации. Если такое объединение возможно, то как? Ответ Карла Ясперса: подобное объединение возможно на основе конца человека. Конец человека реальность. Общение под знаком которого одно только и есть - в XX веке - личным, экзистенциальным. Всякое другое общение выталкивается в мир безличного, предметного бытия.

Единственной сферой, что невозможно определить, превратить в нечто объективное и вытолкнуть оттуда лицо - является сфера исторического. Карл Ясперс считает, что научное знание необходимо дополнить философской верой, настойчиво подчеркивает ее диалектичность, отмечая, что это не какое-то определенное положение, а процесс. Так, в книге «О происхождении и цели истории» писал, что вера не означает ни определенный смысл, ни догму - догма может быть выражением исторического смысла веры, но может и ввести в заблуждение. Вера является то, что наполняет смыслом человеческое существование и движет им, связывая его с початковистю бытия. Карл Ясперс дает своеобразный тип веры, отделяя веру в Бога, веру в человека и веру в возможности, что есть в мире. Философская вера - единственный способ существования экзистенции. То, что человек понимает как бытия и как саму себя, и есть ее вера. Философская вера, по мнению Карла Ясперса, может быть «названа также и верой в коммуникацию», невозможна без полной готовности к коммуникации, так как истину, человек теряет в одиночестве, можно найти, установив связь между людьми, осуществив скорректированы отношения.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии