Среди философских направлений Запада концепцию смысла истории и места в ней человека исследуют представители экзистенциализма. Один из основоположников экзистенциализма Карл Ясперс считал исходным понятием философии экзистенцию, стремился осветить ее смысл с помощью определений, большей части негативных.
Основная характеристика экзистенции - ее обьективованисть, а значит, и непознаваемость, поэтому то, что познается, должно выступать в форме предмета. Экзистенция находится «по ту сторону субъективности - объективности». Просветления экзистенции, к которой принадлежит самобытия, коммуникация, историчность, воля, вера и другие, Карл Ясперс называет сигма.
Проясняется экзистенция прежде всего в коммуникации. Есть два ее вида: коммуникация наличного бытия ложная коммуникация и экзистенциальная - коммуникация настоящая. В чем их отличие? Ложная коммуникация означает объединение людей и общение их между собой с чисто практической целью. Человек должен пройти эту степень коммуникации, но здесь не может найти удовлетворения, стать самим собой. Именно недовольство толкает человека к поискам. Экзистенциальная коммуникация возможна только тогда, когда осознавая себя может противопоставить себя другому и всему миру. Условием настоящей коммуникации оказывается одиночество человека. Одиночество означает осознание готовности к возможной экзистенции, становится действительной только в коммуникации. Особенность экзистенциальной коммуникации состоит в том, что не может быть коммуникацией между многими людьми. В ней выступают всегда только двое: настоящая коммуникация - это любовь - борьба. Такая коммуникация призвана преодолеть разобщенность людей, их оторванность друг от друга, подлинное бытие - это всегда бытия с другим. Карл Ясперс - не сторонник робинзонады, отличие человека от животного видит в способности к общению с себе подобными. Значение коммуникации определяется в философии Карла Ясперса также тем, что только через нее экзистенция может прийти к трансценденции.
Почему Карл Ясперс предоставляет коммуникации такое большое значение? Почему не допускает существования экзистенции вне коммуникацией? Отказав экзистенции в возможности объективировать себя и таким путем найти бытия, обладающее всеобщностью, Карл Ясперс, однако, находит критерий, благодаря которому экзистенцию и свободу все-таки можно было бы отличить от простого произвола и произвола. Критерием становится возможность общения с другими индивидами, возможность быть понятым, услышанным. С точки зрения Карла Ясперса, коммуникация - это общение, в котором человек не играет роли, уготованной ей обществом. Проблему истины Карл Ясперс рассматривает сквозь призму коммуникации, формирует мнение с возможно большей резкостью, заявляя, что истина - это общее сочетание, то есть то, что можно передать, сообщить другому, - точнее то сообщение, что другого объединяет, служит средством единения. Коммуникативный характер истины Карл Ясперс непосредственно связывает с ее историчностью, что, как и общение - важный момент экзистенции. Экзистенция историческая, прежде всего, потому, что конечная. Конец человека заключается, во-первых, в том, что человек, подобно всему живая, смертная, во-вторых, человек выражается в связанности с другими людьми и общественно-историческим миром, вне которого нет человека, в-третьих, человек конечная , поскольку в познании зависит от опыта, от чувственного созерцания, без которого нет познания. Но что самое главное - человек конечная в том смысле, что обязана сама собой не самой себе. Конец отсылает человека к трансценденции как источники ее существования. Только человек, ее конец приводит к истории, где впервые человек хочет стать тем, чем может. Историчность существования выражается в том, что индивид всегда находится в ситуации.
Понятие ситуации Карл Ясперс определяет как природно-закономерную, но скорее смысловую действительность, не выступает ни как физическое, ни как психическая, а как конкретная действительность, включающая в себя оба момента, - действительность, что приносит эмпирическом бытию пользу или наносит урон, что открывает возможность или передумовлюе границу. Историческое рассмотрение ситуации как однократной и неповторимой интересует Карла Ясперса прежде. С точки зрения выявления экзистенции особенно важны так называемые пограничные ситуации: смерть, страдание, борьба, вина. Яркий случай пограничной ситуации: смерть, перед учетом которого в конце собственной экзистенции следует перед человеком со всей непосредственностью. В пограничной ситуации оказывается несущественным все то, что заполняло человеческую жизнь в ее повседневности индивид непосредственно открывает свою сущность как конечную экзистенцию, внутренне связана с трансценденцией. И только если индивиду такая связь представляется потерянным, становится перед лицом смерти. Только преодоление ситуаций делает подлинное существование, открывает путь для слияния человека с трансценденцией. Трансценденция, по сути, служит единственным гарантом действительности человеческого бытия.
В историчности экзистенции выражается что-то неповторимо-однократное, и в неповторимости не заменимое, не заменимое ничем и никем иным. Понимание исторической реальности как однократной и неповторимой близкий учению баденской школы неокантианства. Однако, в отличие от него, у Карла Ясперса речь идет не просто о двух разных методах подхода к одной действительности, а о принципиально несовместимы, радикально разные реальности, причем природа предмет науки, тогда как история не только не является объектом исследования наук , устанавливающие общие законы, но не может быть также познана и с помощью так называемого метода, индивидуализирует. Карл Ясперс расходится с Вильгельма Дильтея, считавшего исторически человеческую реальность непостижимой с помощью дискурсивного метода объяснения, но доступной интуитивном метода понимания. Карл Ясперс недвусмысленно утверждает, что историчность не может стать постигнута ни с помощью дискурсивных, ни даже с помощью интуитивных методов, равно как и экзистенция, способом бытия которой является историчность. Тайна историчности - тайна экзистенции, тайна человеческой воли.
Историчность Карла Ясперса принципиально исключает историзм как учение о социальных закономерности, объединяющие сложные исторические явления в некоторую общность. Философия истории, сформирована на основе понятия историчности, поднимается к христианской традиции, о чем, кстати, говорит и сам Карл Ясперс в «Философской вере». Без особой натуги можно установить ряд моментов, совпадающих у Карла Ясперса с библейским учением о человеке. Бытия экзистенции рассматривается как историческое, очень близко к христианско-библейского понимания истории, подчеркивается связь историчности с трансценденцией - с Богом и упорно наполягаеться на неузнаваемости исторического смысла истории. Карла Ясперса мучает вопрос: возможно ли такое объединение, общения людей, при котором человеческая личность и ее свобода не только сохранялись бы, но и впервые бы находились. Экзистенция возникает только в коммуникации. Если такое объединение возможно, то как? Ответ Карла Ясперса: подобное объединение возможно на основе конца человека. Конец человека реальность. Общение под знаком которого одно только и есть - в XX веке - личным, экзистенциальным. Всякое другое общение выталкивается в мир безличного, предметного бытия.
Единственной сферой, что невозможно определить, превратить в нечто объективное и вытолкнуть оттуда лицо - является сфера исторического. Карл Ясперс считает, что научное знание необходимо дополнить философской верой, настойчиво подчеркивает ее диалектичность, отмечая, что это не какое-то определенное положение, а процесс. Так, в книге «О происхождении и цели истории» писал, что вера не означает ни определенный смысл, ни догму - догма может быть выражением исторического смысла веры, но может и ввести в заблуждение. Вера является то, что наполняет смыслом человеческое существование и движет им, связывая его с початковистю бытия. Карл Ясперс дает своеобразный тип веры, отделяя веру в Бога, веру в человека и веру в возможности, что есть в мире. Философская вера - единственный способ существования экзистенции. То, что человек понимает как бытия и как саму себя, и есть ее вера. Философская вера, по мнению Карла Ясперса, может быть «названа также и верой в коммуникацию», невозможна без полной готовности к коммуникации, так как истину, человек теряет в одиночестве, можно найти, установив связь между людьми, осуществив скорректированы отношения.