В философии XX века заметный след оставила творческое наследие одного из основоположников немецкого экзистенциализма Мартина Хайдеггера. Обновление вопрос о смысле бытия, поиски нетрадиционных путей его обсуждения - основной вклад в мировую философскую культуру.
Человек, по мнению Мартина Хайдеггера, - это историческое выявления временной сущности бытия, скрытого от субъективно-объективного, прагматично ориентированного мышления. Философское осмысление историчности человеческого существования создает предпосылки для преодоления традиции Запада о бытии, формирование его нового понимания. Построение нетрадиционной философии истории ведет, по замыслу Мартина Хайдеггера, к фундаментальной онтологии, в свете которой возможно реалистичное обсуждение вопроса об условиях выживания человечества.
Метафизика как всеобъемлющая категориальная интерпретация сущего проецирует свои схемы и на способ бытия такого сущего, как человек. В результате проекции возникает вульгарное понимание истории. На такое явление, Маргин Хайдеггер отмечает, что историю обычно понимают как прошлое или происхождение из прошлого, то, что имеет историю, связывает со становлением и развитием, с эпохальными действиями, определяющие будущее. История вероятно связь действий, тянущаяся через прошлое, настоящее и будущее. Рассуждая об истории, имеем в виду человеческое общество и его культуру. В каждом из вариантов, как полагает Мартин Хайдеггер, историю мыслят не столько как способ бытия, сколько как регион сущего, принимает во внимание существенное определение человека через дух и культуру. Фиксируется очень серьезный недостаток метафизических концепций истории: твердое противопоставление духа и природы, неспособность осмыслить их онтологическое единство. Критика направлена против спиритуализма и против натурализма. Но и позитивистская подмена истории бытия людей описаниями фактов неприемлема. Задача состоит в преодолении метафизики.
Метафизические интерпретации мировой истории происходят по ориентации на повторно-историческое, то есть на важные, объективно реальные проявления человеческого существования, является первично-историческим. Повторно-историческое - это внутри - мирское сущее, историческую почву и природное окружение исторически существующего народа, без чего существование невозможно. Вульгарное понимание истории, дает все метафизические конструкции или вообще игнорирует историческое существование как способ бытия, или подменяет его анализ описаниями сущего. И неважно, берется как качество такого сущего некоторый объект или субъект. В любом случае, полагает Мартин Хайдеггер, имеем дело с метафизической подменой исторического способа бытия (существования) его поверхностными проявлениями. В действительности, история не неподвижный связь изменений объекта, свободно плывет последовательность переживаний субъекта. Но, возможно, исторический процесс - сочетание объекта и субъекта? Тогда нужно поставить вопрос о способе бытия соединения. Однако до постановки такого вопроса метафизика не доходит. Онтологическая основание единства объективного и субъективного остается не выявленной. Мир распадается на противоположности, между которыми устанавливаются искусственные логико - гносеологические связи. Это мир абстракций, существует лишь в воображении метафизика - идеолога. Мартина Хайдеггера же интересует исторический мир, входит в структуру человеческого существования и он называет структуру бытия-в-мире. А мировую историю объясняет как процесс дорефлексивного, бессубъектного самосозидания экзистенциальной структуры.
Отказавшись от логики восхождения от абстрактного к конкретному, присущей западной философии истории, Мартин Хайдеггер начал феноменологическое конструирование настоящей историчности из анализа конкретного существования личности, ее наличного бытия (Dasein). Это наличное бытие не есть нечто реальное (некоторое бытия-в-себе-бытие, по терминологии Георга Гегеля), также не является и чем-то идеальным (действие-себя-бытием), или атомом - монадой. «Dasein» - это место обнаружения бытия, что, в принципе, не может описываться языке дихотомического, субъектно-объектного мышления. Неразличимость реальная и идеальная, объективная и субъективная, момент-точка-миг. Экзистенциальное понятие «Dasein» указывает на присутствие в пространстве такого сущего (человека), в языковом поведении которого выражается временная суть бытия. Мартин Хайдеггер фиксирует экспрессивные моменты стихийной языковой практики, выясняя их как мгновенные выявления смысловых структур бытия. Экзистенциальная аналитика призвана обеспечить феноменологический прорыв в недоступную для категорий метафизического мышления сферу бытия.
Искусственный язык метафизики не приспособлена для выражения процессуального, исторического характера бытия: предназначена описать общие устойчивые связи явлений. Преодоление же метафизики возможно лишь на пути к естественному языку, что в своей первоначальной качества логоса позволяет видеть смысл бытия явлений. Феноменология человеческого существования является герменевтика в первоначальном смысле слова, согласно которым определяет дело толкователя. Герменевтика - это прежде всего дело самого народа, его языковая практика, его «самомовне бытия» (Маркс). Историческое прошлое народа, как и его возможное будущее существует только в языковом мире, поэтому понимание как способ бытия-в-мире осуществляется герменевтическая. Без герменевтики, то есть повседневного практического всеми понимания исторических свершений народа, историческое существование невозможно.
Очевидно, в основе хайдеггеривськои интерпретации истории лежит абсолютизация языка как настоящего фактора развития исторической общности людей. Идеализм, предложенный нетрадиционной философией истории, проявляется в склонности мыслить. Всемирная история - не всемирная история (как ее понимали Георг Гегель и Маркс). Это всегда история мира какого-то конкретного народа - цивилизованного или «примитивного Dasein», история его бытия-в-мире. «Мир - важнейший элемент фундаментальной структуры, что придает человеческому существованию его онтологическую определенность - историчность. Вне мира нет и не может быть истории как способа бытия народа. Мир функционирует в философии Мартина Хайдеггера онтологическим понятием, фиксирует не совокупность явлений, эмпирически наблюдаются (внутримирське сущее), а феномен бытия, эмпирически наблюдается. Мир - не вещь протяженная. Скорее, феноменальная сфера смысла как возможного способа понимания и толкования вещей. А сене определенный народа первоначальной языке.
Мартин Хайдеггер говорит, что язык является осуществление той повествования, в которой исторически каждому народу открывается его мир. В такой повествования создаются понятия исторического народа о его суть, т.е. о его принадлежности к мировой истории. В своей речи народ находит возможность определенного понимания бытия, тот или иной проект поведения. Речь идет о первично-исторические структуры бытия, на основе которых формируются потребности, интересы и идеи. Базовые структуры объективные, возникают вне и независимо от сознания и воли людей. Но их источник - не производственно-экономическая, продуктивная деятельность коллектива (как у Маркса), а самодеятельная язык. Это, конечно, мистификация. Но мистификация достаточно обоснована и трудно опровергаемые.
Историчность как собственно человеческое качество возникает и воспроизводится только в языковой практике поколений, существование которых всегда бытия в предполагаемом мире, бытия в мире унаследованных (вместе с языком) проектов. Но эта историчность не неизменны первооснова мировой истории, а сама - лишь один из возможных проявлений сущности бытия, временности. Человек как бытие-в-мире, как мире человека, может существовать и существует исторически только потому, что временная в основе бытия. Временный исторического существования народа переживается каждым поколением и каждым индивидом как бытие между рождением и смертью. Каждое поколение народа находит простоту исторической судьбы. Мартин Хайдеггер проектирует структурный момент исторического осуществления временной сути бытия. Онтологически смысл мировой истории следует из решимости народа устоять между рождением и смертью, сохранить самостоятельность в будущем. Эта изначальная решимость быть один на один со смертью, лицом к смерти добавляет историческом существованию характер заботы. Историческое существование народа как озабоченное забегания вперед в свете высшей возможности смерти осуществляется в форме проекта будущего и совместного осуществления избранное бытия-в-мире. Выживание создает смысловое единство жизненного мира народа, символизирует тот исторический выбор, сделанный народом в момент смертельной опасности. Реализуя унаследованный от предков проект, полагает Мартин Хайдеггер, означает существовать в модусе судьбы, участвовать в действительно историческом осуществлении. Именно судьба конституциюе изначальную историчность человеческого существования. Судьба и есть подлинная историчность. А тайна судьбы, выбрана и повторяющееся многими поколениями народу возможность бытия, есть уже в первоначальной поэтической повествования, передумовлюючы на века определенную смысловую организацию сущего и открывая перспективу исторического существования.
Мир - это мифологически обоснованный образ жизни, способ бытия народа, разворачивается в систему повседневных практических отношений. Мартин Хайдеггер называет бытия внутримирським сущим, без чего мир как миф бытия не существует. Смысл мировой истории, в понимании Мартина Хайдеггера, состоит в бережном сохранении заданной миротворческой текстом первичной единства четырех начал (земли, неба, смертных и богов) - единства мифопоэтической мира. Выпадение той или иной звена четверица, потеря первоначальной целостности бытия-в-мире ставит народ на грань гибели: прошлое забывается, исчезает перспектива, уверенность в своих силах и самостоятельность. Народ распадается: единственная историческая существо превращается в бесформенную массу, в материал для осуществления другого исторически существующего народа. Разрушение мира означает потерю настоящей историчности.
Такой идейное содержание философско-исторической концепции смысла истории Мартина Хайдеггера.