Влиятельным мыслителем после господства античной историософии можно считать средневекового христианского патриота (Отца церкви) Аврелия Августина. Последователь учения Христа, который лично пережил немало жизненных неурядиц, проповедник новой религии, он видит в истории прежде теологическую проблему.
Для него главной движущей силой истории оказывается Божественное Провидение.
Августин преподает человеческую историю в своей книге «О граде Божий». Он выдвигает мысль о том, что человеческая и божественная истории едины и неразделимы, но противоположно направлены. Божий Град (церковь) представляет меньшую часть человечества, но имеет будущее, чего нельзя сказать о Град Земной (государство). Хотя Град Земной - установление Божие, но он играет подчиненную Града Божия роль, т.е. государство должно служить церкви.
В борьбе с земным и греховным Божий Град постоянно усиливается в своем общественно-политическом развитии. В понимании Августина, общество по своим обустройством - теократическое, а идея прогресса - религиозно-теологическая. Несмотря на противоречия, философия истории христианского богослова и епископа влияние на все последующее тысячелетие. Ее можно считать первой историософской концепцией.